Тема 4. Формы организации процесса изучения истории.

1. Урок как основная форма организации учебного процесса истории.

2. Типология уроков истории.

3. Структура урока истории.

4. Основные этапы подготовки учителя к уроку.

5. Современные требования к уроку истории. Схема анализа урока.

 

1. Большой арсенал средств обуславливает множество форм обучаемого процесса. Каждая форма имеет свои особенности при использовании, поэтому важное место здесь занимает разработка и усовершенствование различных форм обучения. В Беларуси используется классно-урочная система обучения. Она была разработана еще Я. Коменским. Классно-урочная система позволяет относительно дешево вести массовое обучение детей. Однако нельзя сказать, что эта система совершенна. Она нивелирует психологические и физиологические особенности учащихся, т.к. она рассчитана на среднего ученика. Поэтому внутренняя дифференциация учебного процесса не ликвидирует этого недостатка. Наиболее оптимальной является индивидуальная форма обучения.

В основе классно-урочной системы лежат 2 элемента:

1) класс - это группа учеников постоянного состава, которые имеют одинаковый возраст и обучаются по одной программе;

2) урок - занятия, которые проводит учитель в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и позволяют выполнять программу.

Выделим составные части урока:

1) цели обучения;

2) полноценное содержание обучения;

3) различные звенья обучения (усвоение новых знаний, их повторение и проверка);

4) множество форм и приемов учебной деятельности.

Однако урок не является единственной формой обучения. Существуют еще учебные экскурсии, консультации, дополнительные занятия, самостоятельное чтение исторической литературы, а также различные формы организации внеурочной (внеклассной) работы - кружки, олимпиады, викторины и т.д.

Каждый урок осуществляет заключительный этап в формировании знаний. Поэтому важнейшей из задач является повышение эффективности урока. Качество каждого урока определяет качество личности человека, который учится в школе.

 

2. В методике преподавания истории много разговоров и споров ведется насчет типологии уроков. Эту проблему учитель решает каждый день, поэтому он определяет тип планируемого урока. Существует много типов уроков. Некоторые насчитывают более 60. (т. к. используются разные критерии для определения типов уроков). Наиболее часто в качестве основного критерия берется основная дидактическая цель, которая решается на уроку, либо основные звенья процесса изучения истории, а также основные методы проведения урока. Выделим несколько способов определения типологии уроков истории. В 1960г. Лейбенгруп выделил следующие типы уроков:

1) комбинированный,

2)изучение нового материала,

3) повторно-обобщающий,

4) урок проверки и учета знаний.

Здесь в основу положены основные дидактические цели, которые ставятся на уроке.

Вагин выделил свою типологию уроков, положив в основу 2 критерия: основная дидактическая цель и возрастные особенности детей.

Для 4 кл. - 3 типа уроков:

- комбинированный,

- изложение в форме рассказа,

- урок-повторение.

Для 5 кл. - 7 типов:

-вводный,

-сообщения нового материала,

-разбор нового материала,

-заключительный по теме,

-урок-опрос,

-выработки умений и навыков,

-составной урок (включает все звенья процесса обучения).

Для 9-11 кл. :

- 7 типов уроков для 5-7 кл.,

-урок-повторение,

-урок-обобщение,

-реферативный урок ( конференция).

А. Стражев в 1964г. дал свою типологию уроков:

-комбинированный,

-изучения нового материала,

-урок-беседа,

-урок повторения и обобщения,

-зачетный с написанием контрольной работы,

-урок повторения и учета знаний путем опроса,

-урок работы с документом (исследовательский урок),

-урок-экскурсия,

-урок- самостоятельной работы,

-реферативный урок.

Дайри в 1978г. предложил даже 2 классификации:

Первая классификация — по основным звеньям обучения (основной дидактической цели):

1) урок изучения нового материала,

2) урок проверки знаний,

3) урок повторения и обобщения,

4) комбинированный урок.

Вторая классификация — па способу проведения урока:

1) урок-лекция,

2) урок-семинар,

3) урок-лабораторная работа,

4) урок-практическая работа,

5) урок-диспут,

6) урок-конференция,

7) телеурок,

8) киноурок,

9)урок-экскурсия и т.д.

Эта классификация отражает ситуацию в школе. Поэтому более продуктивной является классификация по основных звеньях обучения.

 

3. Под структурой урока необходимо понимать сочетание на нем тех или иных звеньев процесса обучения, которые реализуются через соответствующие формы работы. В 50-60-х гг. вопрос о структуре урока притягивал внимание учителей и методистов. Развернулись дискуссии, в результате - вопреки рекомендациям дидактики и методики уроки приобрели шаблонный характер. Считалась обязательной проверка знаний, преподавание нового материала, его закрепление, а также домашнее задание. Это отрицательно сказалось на результатах обучения. Поэтому появилось много новых методов преподавания. Один из них - липецкий метод - ученик получает оценку за работу на уроке. Опрос как таковой не проводился.

В структуре любого урока закономерно присутствуют основные звенья организации процесса обучения. А именно:

1)организация класса на работу на уроке,

2) изучение, повторение, проверка знаний и домашнее задание.

Однако соотношение между этими этапами на уроках разных типов разное.

Например, сравним комбинированный урок и урок изучения нового материала:

  Комбинированный урок Урок изучения нового материала
Организация класса 1-2 мин. 1-2 мин.
Проверка знаний 15 мин. проверка не проводится, повторение - 5мин.
Изучение нового материала 20 мин. 30мин.
Повторение и закрепление 5-7-мин. 5 мин.  
Домашнее задание 1-2мин. 1-2мин.

 

Не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслам урока оказывает влияние на эффективность обучения. Уроки любой структуры могут быть как хорошими, так и плохими. При выборе структуры урока необходимо помнить, что она не должна быть стереотипной, шаблонной. Так, например, на комбинированном уроке проверку можно проводить не только в начале урока, но и в конце, и в середине.

При выборе структуры необходимо помнить об особенностях усвоения информации на уроке, выявленных психологами. Самым благоприятным для усвоения материала является время с 4 по 26 минуту (100 % усвоения информации), 26-34- 50 %, 34-43 – 20 %.

Важно каждый элемент урока проводить разнообразно (напр., индивидуальный опрос, фронтальная проверка, составление плана, диаграмм, таблиц, опрос по цепочке). Правильный выбор структуры позволяет оптимально организовать процесс обучения.

Чаще всего в школе используют комбинированный урок. Во многом это связано с тем, что на таком уроке успевает не только опросить учащихся, но и изложить новый материал. Давайте более подробно остановился на структуре именно этого урока.

Первый этап – организационный момент. Он включает в себя приветствие. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Поэтому нельзя процедуру приветствия осуществлять небрежно и формально. Помните также, что свое плохое настроение вы должны оставлять за дверями класса. После приветствия традиционно определяют отсутствующих. Смысл этого действия заключается в том, что учитель выражает свое отношение к факту отсутствия того или иного ученика. Затем идет проверка готовности учащихся к занятию. Здесь вы должны обратить внимание на внешний вид учеников и состояние рабочего места. При соблюдении такта и чувства меры можно использовать этот момент для формирования вкуса учащихся. Следующим моментом является организация внимания учащихся. Вы должны настроить учащихся на работу, что, следует признать, после перемены сделать непросто.

Второй этап – Этап проверки знаний. На этом этапе мы ставим задачу глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Мы закрепляем, уточняем и систематизируем знания учащихся. Необходимо помнить, что в ходе опроса отдельных учащихся необходимо организовать деятельность ВСЕХ учащихся.

Чаще всего на этом этапе используют устный опрос. И здесь необходимо помнить о том, какие и как вы задаете вопросы. Помните, что умные ответы можно получить только на умные вопросы, а правильные – на правильно поставленные. На так-то просто задать хороший вопрос. Необходимо помнить, что он должен быть содержательным, т.е. заключать в себе определенную серьезную мысль, а также быть последовательным и целесообразным. Важным фактором здесь является ответ учащегося. Однако необходимо не забывать и о поведении класса в ходе опроса. Главное – активизировать в ходе опроса одного ученика внимание, память, деятельность всего класса, включить всех учащихся в активную работу. Опрос, чтобы втянуть в работу весь класс, должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.

Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих товарищей по единой схеме: полнота ответа, его обоснованность, правильность, логичность композиции, культура речи, умение применять знания на практике. В результате оценку получает и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал. Здесь можно использовать различные формы опроса, о которых будет идти речь ниже.

Необходимо помнить, что проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, так как сама суть обучения состоит в развитии мышления, а не в том, чтобы начинять память ребенка как можно большим количеством тех или иных сведений.

Следующий этап – этап подготовки учащихся к усвоению нового материала. Он включает в себя

-сообщение темы изучения нового материал,

- формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала,

- показ фактической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению,

- постановка перед учащимися учебной задачи.

Во многих случаях цели и задачи можно объяснить ученикам одновременно с сообщением темы. Однако существует несколько способов сообщения темы, цели и задачи. Например, в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи. Можно также цели и задачи урока вывешивать на специальном стенде «Что сегодня на уроке?».

Пятый этап – этап усвоения новых знаний.

На этом этапе ставится задача дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Необходимо добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Этот этап содержит следующие моменты.

1. Организация внимания.

2. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениями и навыками рационально учиться.

4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик.

При осуществлении этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов.

Для достижения положительных результатов учителю необходимо:

1. Актуализировать чувственный опыт и опорные знания учащихся.

2. Широко использовать различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Необходимо стремиться к максимально творческому участию детей в освоении нового материала.

3. Использовать в процессе учения сменные диалогические пары.

4. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. Необходимо помнить, что именно на этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство учителя, его знание, эрудиция.