Тема 3. Методы изучения истории.
Для развития умений доказательств.
Памятка
Памятка
Для изучения материала о войнах.
Памятка
1. Причины и характер войны.
а) основные противоречия, приведшие к войне;
б) подготовка к войне; соотношение сил и планов воюющих сторон.
2. Ход войны.
а) повод к войне и ее начало;
б) основные этапы главной битвы;
в) окончание войны: условия мира, либо перемирия.
3. Причины определенного результата войны.
а) влияние социально-экономического строя на положение противников, боеготовность армий и ход войны;
б) влияние характера войны на отношение к ней армий, народов и ее результат.
4. Значение войны.
а) экономические, социальные и политические последствия войны и ее участников;
б) влияние войны на дальнейшее развитие международных отношений.
Памятка, связанная с овладением приемов учебной деятельности.
по составлению сравнительно-обобщающей таблицы.
1. Подумай над содержанием проблемы.
2. Выдели объекты и линии сравнения. В соответствии с этим сделай таблицу.
3. Определи круг основных фактов, которые подтверждают каждую из линий и занеси их в соответствующую графу таблицы.
4. Выдели общее в сравниваемых фактах и занеси в третью графу таблицы.
5. Пользуясь таблицей, покажи общее и разное в сравниваемых фактах и сделай соответствующие выводы.
1. Доказательство состоит из аргумента рассуждения и вывода.
2. Проанализируй задание, пойми, что необходимо доказать.
3. Определи вывод, который будешь доказывать.
4. Определи источники, которыми будешь пользоваться для аргументации своего вывода.
5. Определи наиболее значительные факты, подтверждающие твой вывод и систематизируй их.
6. Логично построй свое доказательство и свяжи его с выводом.
7. Подумай, все ли аргументы ты использовал.
1. Общая характеристика основных средств изучения истории.
2. Проблема методов в педагогической и методологической литературе.
3. Метод устного изучения истории. Его роль и место в формировании исторических знаний.
1. Все средства изучения истории можно классифицировать по-разному.
Источником знаний являются:
-устное слово учителя;
-печатное слово в различных проявлениях;
-наглядный образ о исторических фактах в виде естественных исторических предметов и реконструкции картины исторических событий.
В методологической литературе все средства обучения делятся на 3 основные группы:
1) первоисточники исторических знаний;
2) средства, которые содержат исторические знания в научно обработанном виде;
3) средства, которые реконструируют историческую действительность с помощью искусства.
Рассмотрим более детально каждую группу.
К первоисточникам относятся: исторические документы (выраженные в слове), хозяйственные документы, научные труды той эпохи, мифы, легенды, летописи, хроники, произведения художественной литературы, топонимика. Средства, которые фиксируют историческую действительность с помощью объектива: кинофильмы, диафильмы. Произведения искусства - портреты, картины, карикатуры, предметы практичного использования.
Средства, которые содержат исторические знания в научно обработанном виде - это учебники, хрестоматии, книги для чтения, научная литература, слово учителя, рисунки, карты, схемы, графики (это значит, что знания уже обработаны).
Средства, которые реконструируют историческую действительность с помощью искусства — это изобразительное искусство, скульптура, художественная литература, сценическое искусство, кино- и диафильмы.
Понятно, что наиболее важной группой является первая, она способствует повышению убедительности исторического материала, развитию элементов первоначального анализа источников у учащихся. Однако источники не всегда соответствуют умениям и навыкам учащихся, они их не понимают, и это требует дополнительного времени на уроке, что учитель не всегда может сделать.
Наиболее широко в процессе обучения используется другая группа средств ( в устной либо письменной форме). Она помогает сделать обучение посильным и интересным. Здесь учитель чаще пропускает материал через себя.
Третью группу используют для детализации знаний в живой образной форме с целью сформировать у учащихся представления.
2. Повышение теоретического уровня преподавания истории обратило внимание ученых на разработку научно обоснованных приемов и методов, средств обучения, которые должны соответствовать целям обучения, особенностям его содержания и научности на уровне учащихся. Что же такое метод?
Метод — это способ работы учителя и учащихся, с помощью которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрения учащихся и развиваются их познавательные возможности.
Однако, такое определение метода принимают не все. Так, например, Данилов дает свое определение метода: Метод - это логический способ, через который учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками. Данилов предложил учить детей анализу, синтезу, сравнению, дедукции и индукции.
Однако существует традиционная классификация методов по источнику знаний учащихся. Она сложилась еще в начале века (а была предложена еще Я Коменским):
- словесный метод обучения;
- наглядный;
- практический.
В 60-начале 70-х гг. в связи с укоренением развивающего обучения за основу классификации методов начали принимать и другие критерии. Лернер и Скаткин предложили в основу классификации методов положить:
- научные цели;
- содержание обучения;
- особенности способа усвоения знаний;
- характер познавательной деятельности учащихся.
Они выделили следующие методы:
1) объяснительно-иллюстративный (просто передача информации, минимум познавательной деятельности учеников);
2) репродукционный метод ( отражает познавательную деятельность);
3) проблемное изложение;
4) частично поисковый, либо эвристический;
5) исследовательский.
Однако здесь вообще не отражено содержание. Одни и те же приемы осуществляются при любом из этих 5 методов.
В.Р. Карцев в начале 50-х гг. попробовал дать классификацию методов на основе учета особенностей формирования исторических знаний. Он выделил 4 группы методов:
-методы создания исторических представлений и оценочных понятий;
-методы формирования общих, абстрактных исторических понятий;
-методы раскрытия диалектики исторического развития;
-методы, устанавливающие связь между прошлым и современностью.
Карцев впервые использовал вместо дидактического подхода методический (учел особенности исторического материала).
А.И. Стражев также использовал методический подход. В основу он положил изучение важных сторон общественной жизни. Он выделил следующие методы:
-методы изучения условий материальной жизни общества;
-методы формирования понятий о классах, классовой борьбе, государстве;
-методы изучения истории войн;
-методы изучения роли народных масс и исторической личности;
-методы изучения истории культуры;
-методы изучения хронологии и развития представлений о историческом времени;
-методы локализации исторических явлений в пространстве и изучение карты.
Стражев обратил внимание, что приемы и средства обучения должны соответствовать характеру и особенностям содержания исторического материала. Как и Карцев, он при соотнесении выделенных методов с приемами и средствами обучения вынужден был рядом со своей классификацией использовать классификацию по основным принципам словесных знаний.
Много сделал в вопросе разработки методов обучения А.А. Вагин. В своих многочисленных работах он очень подробно описал и обосновал стройную систему методов, приемов устного преподавания истории, которая соответствовала различному по характеру содержанию материала.
Больше всего уточнений внес Б.В. Гора. Более 20 лет он работал над методикой преподавания истории, и к концу 80-х создал стройную, и подробную систему методов, приемов и средств обучения истории. Он показал, что нельзя противопоставлять методический и дидактический подходы к проблеме классификации методов. Их необходимо сочетать. Предложил рассматривать проблему методов обучения только в дидактическом отношении и придерживаться традиционной классификации:
-методы наглядного обучения;
-методы словесного обучения ;
-методы изучения печатных текстов;
-методы практического обучения основам наук.
Гора предложил на основе соотношения приемов, содержания обучения использовать методический подход. Его суть в том, что разному по характеру историческому материалу соответствуют определенные средства и приемы обучения. В связи с этим он осуществил структурно-функциональный анализ содержания школьного курса истории. В нем он выделил 2 основных компонента:
-фактическое содержание исторического материала;
-теоретическое содержание.
Фактический материал в школе не одинаковый, он выделил 8 групп исторических фактов, которые отличаются объемом, сложностью и значимостью: одинаковые факты; главные исторические факты; неглавные, однако важные в воспитательном отношении и т.д.
Все факты могут изучаться на эмпирическом и теоретическом уровнях. В связи с этим и в соответствии с выделенными группами исторических фактов, он подобрал приемы и средства обучения и свел их в таблицу. Тоже самое было сделано и с теоретическим материалом. (Выделил 4 группы: 1) исторические представления; 2) исторические понятия, 3) закономерности общественной жизни; 4) теоретические выводы.) Он отобрал соответствующие приемы и средства и свел в методическую таблицу. Эта работа поставила точки над “и” в науке. К проблеме методов необходимо подходить с точки зрения дидактики, а приемов - методики.
Т.о., еще раз назовем основные принципы классификации методов:
1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.
4. По характеру познавательной деятельности ученика и участию учителя в обучаемом процессе: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
5. По принципу соединения либо расчленения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
6. По характеру направления мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традиционный.
3. Устное слова выполняет на уроке ряд функций. Главная из них - повествовательно-описательная. С помощью устного слова мы восстанавливаем историческое прошлое в целостных картинах. Логическая функция способствуете усвоению логических путей и способов проникновения в сущность исторических событий, переходу от усвоенных образов к понятиям. И в образной, и в логической функциях сочетается воспитательная функция устного слова на уроке. Организационная функция - учитель организует процесс обучения. Характерным явлением выступает преимущественное использование повествования на уроках истории. Учитель должен помнить о недостатках, которые снижают эффективность устного слова:
-устное слово принудительно по темпу восприятия;
- отсутствие возвратности устного слова, то что пропустил, уже не услышишь;
-нерасчлененность устного слова. Важно останавливать внимание то на одном, то на другом.
4. Метод устного обучения истории состоит из ряда приемов, посредством которых он происходит. Так, Вагин выделяет ряд таких приемов:
1. СООБЩЕНИЕ учителя об исторических событиях, процессах, конкретных исторических личностях будет соответствовать методическим требованиям тогда, когда будет сюжет. Наличие сюжета является признаком повествования учителя на уроке. (Завязка - кульминация - развязка). Повествование учителя должно приближаться к художественному. Повествование учителя - это синтетический прием, так как он содержит в себе описание, характеристику, объяснение, рассуждение и т.д.
2. ПРОСТОЕ СООБЩЕНИЕ. В нем мы только сообщаем о историческом событии, указываем на факты, действия, людей. Оно содержит в себе сжатую конспективную передачу информации. Здесь отсутствуют описание, характеристики и т.д.
3. СЮЖЕТНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ требует создания образных представлений о фактах. Здесь часто используются описания и характеристики.
4. ОПИСАНИЕ — это последовательное изложение примет, либо особенностей исторического явления, его значимых черт, построения, состояния, либо внешнего вида. В нем нет сюжета, зато присутствует какой-то конкретный объект, который описывается.
Существует несколько видов описания: а) картинное (отражает целостную картину событий) и аналитическое (здесь дается анализ изучаемого объекта, его строением, размеры, предназначение каждой детали. Такой вид описания используется при описании орудий труда, построек, оружия, одежды и т.д.)
5. ХАРАКТЕРИСТИКА — это разновидность описания, которое содержит в себе четко сформулированный ряд существенных примет, особенностей исторических явлений в их внутренней связи. Существуете 2 вида характеристики: а) сжатая (краткая) и развернутая.
6. ОБЪЯСНЕНИЕ — это раскрытие внутренних связей и зависимостей, причинных закономерностей и значение исторических явлений и процессов.
7. РАССУЖДЕНИЕ — это последовательное развитие положений, доказательств, которые подводят ученика к выводам и заключениям.
8. ШКОЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ — развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение, которое проводится последовательно с опорой на конкретный исторический материал. Это синтетический прием, т.к. она (лекция) содержит в себе другие приемы - описание, характеристику.
9. БЕСЕДА — диалогичная форма устного слова. Ее роль очень значительная в обучении, т.к. она позволяет организовать коллектив, либо индивидуальную умственную деятельность. Существует несколько видов беседы:
- вводная беседа;
- контрольная;
- аналитико-синтетическая (эвристическая);
- обобщающая;
- заключительная и т.д.
Тема: наглядный и словестно-печатный методы обучения истории.
1) Роль и особенности наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач.
2) Виды наглядных пособий.
3) Правила отбора и демонстрации наглядных пособий.
4) Методика работы с учебником на уроках истории.
5) Использование документов и методика работы с ними.
1. Важную роль в обучении истории отыгрывает использование наглядных пособий. Наглядным называют такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения.
Наглядные методы обучения — это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения, наблюдательности, речи. Благодаря систематическому использованию наглядных пособий, учащиеся стремятся понять историческое прошлое, четко представить его в виде соответствующих образов и ясно, четко выразить словами.
Использование наглядных пособий (средств обучения) является незаменимым способом создания у школьников четких, исторически правдивых представлений о прошлом, а также прививает и поддерживает интерес к историческому прошлому. В этом случае наглядность служит опорой понимания сущности исторических событий и явлений, эффективным способом формирования важнейших исторических понятий и усвоения учениками закономерностей общественного развития.
Велика роль наглядного обучения для закрепления исторических знаний в памяти учащихся. С помощью наглядных средств ученики прочно запоминают конкретные образы прошлого и связанные с ними отвлеченные идеи. «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать».
Обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядное обучение имеет большое воспитательное значение. Особенно отличается этим изучение подлинных памятников исторического прошлого, произведений искусства, с помощью которых формируется эстетический вкус учащихся. Кроме указанного, зрительные образы содействуют развитию творческого воображения у школьников.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. С помощью демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо использовать при объяснении нового материала. Учителю следует иллюстрировать свой рассказ с помощью мелового рисунка или другого наглядного пособия. В данном случае рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.
2. В методике преподавания истории по характеру изображения выделяют следующие виды наглядности:
1) Внутренняя наглядность представляет оперирование уже имеющимися образами для формирования новых представлений. Например, получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно. Внутренняя наглядность – это опора учителя на готовые образы, непосредственно воспринятые учащимися самостоятельным наблюдением реальных предметов и явлений окружающего мира.
2) Предметная наглядность – это такой метод обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия предмета обучения. Предметом обучения в истории являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Например, хроникальные фильмы воссоздают картину исторических событий, но это не прошлое, а его отображение на экране. Предметная наглядность в обучении истории имеет специфическое значение — под предметной наглядностью в обучении истории понимается не само историческое прошлое, а его материальные следы (орудия труда, рыцарские доспехи и т.д.).
3) Изобразительная наглядность имеет целью дать отображение реального мира (изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников). К изобразительной наглядности относят произведения исторической живописи, учебные картины по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры и т.д.
Среди используемой в школе изобразительной наглядности различают: а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда в том виде, в котором они дошли до нас; б) научно обоснованные реконструкции архитектурных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов; в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора на основе научных данных (историческая живопись, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого).
4) Условная (условно-графическая) наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т. к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде. Например, карты, схемы, чертежи, диаграммы и т.д. В связи с развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все больше значения.
Наглядные методы обучения (Вагин выделяет 4 группы в соответствии с видами наглядности – внутренняя, предметная, изобразительная, условная) имеют свои особенности при обучении истории в младших и старших классах. Применение внутренней наглядности в младших классах достигается главным образом при создании у учащихся новых для них исторических представлений, образов и картин прошлого. В старших классах учитель опирается с воем изложении на значительно возросший круг представлений, почерпнутый учащимися из художественной литературы, иллюстрированных изданий, кинофильмов, телепередач, посещения музеев. Достаточно учащимся напомнить несколькими словами знакомые образы, мобилизовать их в сознании слушателей.
Предметная наглядность в старших классах изменяет свою роль — не составляя целостной картины исторического прошлого, вещественные памятники, археологические находки могут служить материалом для воссоздания картины прошлого с помощью учителя при участии синтезирующего воображения самих учащихся. Способность к синтезирующей работе у старших школьников развита значительно сильнее, чем у младших. Поэтому предметная наглядность в виде разрозненных, фрагментарных элементов доступнее их восприятию и представляет большую познавательную ценность, чем для младших школьников.
Среди средств изобразительной наглядности наиболее доступным и вызывающим интерес у учеников младших классов является учебная картина. В старших классах основным видом изобразительной наглядности является документальное изображение.
Условные изображения занимают значительное место в качестве наглядных пособий в старших классах. Это связано с возросшей способностью учащихся к обобщениям.
Существует классификация наглядных средств обучения по способу изображения. Выделяют также 4 группы:
1) Печатные средства обучения. Их подразделяют на настольные (иллюстрации учебника, атласы, раздаточные материалы) и настенные, которые в свою очередь подразделяются на карты и картины.
2) Самодельные средства обучения. Они подразделяются на плоскостные (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, аппликации) и объемные (макеты, модели, вещественные памятники).
3) Экранные и экранно-звуковые средства обучения — видеозаписи, кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, слайды.
4) Компьютерные средства обучения (графическое изображение картин, рисунков, таблиц, графиков).
Наиболее распространенными являются печатные пособия, т.к. для школьных курсов издаются атласы, карты, серии картин и таблиц, альбомы по истории культуры и т.д. Кроме этого можно самостоятельно без использования сложной или специальной аппаратуры изготовить пособия для урока.
3. Учитель, собираясь использовать наглядные пособия на уроке, должен руководствоваться правилами их отбора.
1) Выбор любых пособий, в том числе наглядных, определяется образовательно-воспитательными задачами и особенностями содержания урока.
В соответствии с содержанием изучаемой темы на каждый урок учитель приносит необходимую историческую карту, так как она помогает ученикам усваивать исторические события и явления в условиях определенного места. Другие наглядные пособия используются на уроке лишь при условии, если они обеспечивают усвоение узловых моментов изучаемой темы: важнейших исторических фактов, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития. Учитывая содержание урока, учитель подыскивает пособия, обеспечивающие не только эффективное изучение нового материала, но и повторение ранее пройденного по связи с новым, а также закрепление и проверку знаний учащихся.
2) При отборе пособий, учитель учитывает, насколько они содействуют формированию познавательных умений и способностей школьников, в первую очередь тех умений и способностей, над развитием которых ведется работа в данный момент.
1) Предусматривая возможность использования наглядных пособий для развития учащихся, учитель принимает во внимание такие их характеристики, как доступность для учащихся данного возраста и класса, поскольку познавательные возможности учеников далеко не одинаковы.
2) При отборе наглядных пособий учитель исходит из своих педагогических умений и склонностей.
Названные правила являются общими, применимыми почти ко всем видам наглядных пособий по истории.
При работе с наглядными пособиями учитель должен знать и правила работы с ними. Учитывая, что на уроках чаще других используются такие наглядные пособия, как карта (о методике работы с картой мы уже говорили), учебная картина, портрет, карикатура и меловой рисунок, мы остановимся на методике их использования.
Меловой рисунок активно используется на уроках благодаря таким его качествам как доходчивость, быстрота и экономия времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения материала. Так как все детали рисунка вводятся учителем постепенно, они воспринимаются учащимися последовательно, а элементы изображения накапливаются поэтапно, что позволяет создать более глубокий и осмысленный образ происходившего.
С какой целью учитель может использовать меловой рисунок на уроке? Во-первых, для воссоздания образов природы той или иной страны — т.н. «меловые пейзажи». Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружия и т. д. В-третьих, для показа динамики исторического явления или события – его возникновения, изменения и развития. Или наоборот, когда необходимо вычленить те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. В-четвертых, для показа целостных динамичных картин. Например, рисунок «Охота на мамонта».
Меловой рисунок тесно связан со схемами. Под схемами обычно понимается чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности. Гора П. В. выделял следующие типы схем: 1. Технические схемы, показывающие устройство материальных объектов. 2. Локальные схемы, показывающие перемещение на местности. 3. Схематические планы –– статичное расположение объектов на местности. 4. Логические схемы, помогающие выявлять причинно-следственные связи. 5. Графики и диаграммы, отражающие количественное и качественное соотношение явлений и процессов, темпы и тенденции их развития. Подробнее о них см.: Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.
Остановимся на использовании схем и таблиц. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Логические таблицы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, они помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого. Пример, схема: «Причины ВГО».
Сущностные структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны. Например, «Славянские племена», «Национально-государственное устройство СССР».
Пример построения однолинейной схемы (состоит из 6 элементов):
Стихотворение С. Я. Маршака «Гвоздь и подкова»
Не было гвоздя, —
Подкова
Пропала.
Не было подковы,—
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала, —
Командир
Убит.
Конница разбита,
Армия
Бежит.
Враг наступает
В город,
Пленных не щадя,—
Оттого что в кузнице
не было
гвоздя!
На уроках истории также используются диаграммы, которые подчеркивают количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Диаграммы подразделяются на столбиковые и круговые. Для вычеркивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Диаграммы и графики могут демонстрировать количественные различия однородных исторических явлений в определенный отрезок времени.
Другим распространенным средством наглядного обучения на уроках истории являются исторические картины. Они позволяют создать зрительный образ, иллюстрируют теоретический материал, служат источником извлечения новых знаний, являются средством актуализации известного материала, выступают как средство усиления эмоционального воздействия на школьников.
А. А. Вагин выделил несколько типов исторических картин: событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды, типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления, описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты. Методическая работа на уроке с картиной зависит от ее содержания.
Вагин выделил пять способов применения картины на уроке истории: 1) сюжетное изображение в сочетании с рассказом, 2) изучение деталей на картине, 3) анализ картины с целью серьезных обобщений, 4) эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра, 5) дополнительный информативный ряд.
Методика работы с картиной определяется в основном ее содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель:
во-первых, должен отметить, что картина — не документ, а отражение исторических явлений в искусстве;
во-вторых, должен проанализировать (сам или ученик) реальное историческое содержание данной картины;
в-третьих, дать краткую характеристику картины как произведения искусства;
в-четвёртых, сообщить необходимые данные об авторе, его идейных взглядах.
Учитель может по-разному использовать художественные произведения на уроках истории. Например, в качестве зрительной опоры при описании какого-либо города или в качестве материальной иллюстрации основных идей объяснения учителя. На уроках можно также проводить сравнение подобных и анализ отдельно взятых картин. Учитель может предложить найти на картине отдельные детали, которые позволят подвести учеников к определенным умозаключениям. Еще одной формой работы с картиной является проведение сопоставительного анализа текста и картины. При работе с событийными картинами можно дать ученикам задание на восстановление истинной фактуры исторического события на основе определенного верного или ошибочного воспроизведения в версии художника.
На уроках истории картина может быть использована для организации творческой деятельности школьников. Одним из таких видов является «оживление» образов произведения путем драматизации и персонификации. Можно также дать задание на «опознание» действующих лиц, например, по серии картин И. Е. Репина о народниках. Начинать работу с картинами надо с простейших заданий по составлению рассказов и написанию сочинений, можно предложить ученикам придумать название картины. Другим вариантом работы с картинами могут стать логические задания на анализ, сравнение, синтез материала картины. Например, описать отдельные сюжеты, сопоставлять их (сюжеты) на разных картинах, инсценировать сюжеты, придумывать за действующих лиц слова и т.д. Овладевая способами такой деятельности, ученики приобретают умение рассматривать произведения живописи.
План анализа картины, предлагаемый в школах Дании:
a. Описание картины.
· Люди. Кто они? Количество, возраст, одежда и т.д. Их отношение друг к другу.
· Пейзаж, предметы, растения, животные. Каким образом представлены отношения между человеком и животными? В гармонии или противоречии?
· Пространство картины. Где мы находимся? На открытом пространстве или внутри помещения? Можно ли изображение на картине разделить на передний план, средний и задний?
· Формы и линии. Какие линии доминируют? Вертикальные /горизонтальные /диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги?
· Цвета и световые эффекты. Какие части картины выделены особым светом, контрастами?
· Движения. Обратите особое внимание на контрасты: застывшие позы / движения вверх, вниз.
· Позиция обозревателя. Предельно ограниченное поле зрения / нормальный обзор / обзор с высоты птичьего полета.
· Композиция. Все ли гармонично на картине? Если «да», то как это достигнуто? Что является фокусом картины? Как этот фокус создан?
b. Интерпретация.
· Кто эти люди? Иногда это легко определить сразу, но, бывает, что вы должны определить это по каким-либо символам и условностям.
· Сюжет картины. Что происходит?
· Знаки и символы. Точное описание того, что происходит, часто строится на толковании знаков и символов. Причем не только в буквальном смысле, но также на интерпретации выражений лиц, движений, жестов, расположения людей на картине, их размеров, света и тени, цвета изображения.
· Кто нарисовал картину и для кого она была предназначена? Была ли эта картина заказана художнику? Кем? Или он нарисовал ее по собственному желанию? Входило ли в намерения художника в чем-то убеждать людей, разочаровывать их, производить впечатление?
· Отношения между текстом к картине и картиной. Что говорит текст? Кто написал его? Есть ли согласование между текстом и картиной? В чем? / Или почему нет?
· Какими возможностями располагал художник для создания объективной, беспристрастной картины? Информацией из первоисточников или из вторых рук?
· Каковы были его намерения в отношении картины? Какие приемы он использовал, чтобы донести до зрителей идею своего произведения? Получилось ли у него это? Каким образом или почему нет?
· Какие достоинства или предвзятости вы можете обнаружить в картине? Они могут быть сознательными или бессознательными для художника, но они практически всегда присутствуют на картинах. Является ли это произведение выражением какой-либо особой идеологии?
Методика работы с иллюстрацией, помещенной в учебнике, в целом такая же, как и с картиной. Иллюстрация в учебнике это неотъемлемая, органическая часть его содержания. Поэтому работа с иллюстрацией обязательна либо на уроке, либо дома. Отбор иллюстраций необходимо дифференцировать. Они должны раскрывать не случайные, а существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты исторического явления или события, помогая познанию сущности явления, его специфических особенностей и общих закономерностей развития.
Весь иллюстративный материал можно условно разделить на:
А) изображения документального характера;
Б) изображения творческого воображения.
В зависимости от предназначения изображения служат:
1. Наглядной иллюстрацией к тексту, и тогда учитель обращается к ней по ходу объяснения.
2. Дополняют и конкретизируют текст учебника. По ним учитель проводит беседу или организует небольшую работу в классе.
3. Восполняют материал, отсутствующий в тексте. Они дают повод учителю сообщить о них.
В современных учебниках по истории используют и такой вид наглядных пособий как карикатура. Их использование дает учителю развивать не только свое методическое творчество, но и творчество учеников. Отличие карикатуры от обычного портрета состоит в том, что характерные детали, присущие данной личности, отдельные черты характера, привычки, склонности и поступки в ней более подчеркнуты. Школьники в силу этого обстоятельства быстрее их определяют и комментируют, дают образную характеристику. Существует ряд приемов использования карикатур, направленных на развитие творчества учеников. Среди них: создание проблемной ситуации с помощью карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися и т.д. Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания события или явления определенной эпохи. Для работы с карикатурой учителю и учащимся необходимо знать и использовать схему анализа карикатуры.
Анализ карикатуры.
1) Какова главная идея данной карикатуры?
2) Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?
3) Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4) Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5) Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.
6) Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
7) Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.) Аргументируйте свою точку зрения.
4. Использование словестно-печатного метода на уроках истории подразумевает работу учителя и учащихся с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой.
Ядро основного текста учебника составляют знания об основных понятиях, законах, теориях, способах деятельности. Непосредственно к основному тексту относится все то, что определяет логику изложения материала в учебнике, логику его построения.
При работе с текстом учебника учитель должен тщательно изучить структуру и содержание параграфа. Необходимо соотнести объяснение учителя на уроке с содержанием учебника, не повторяя его и в то же время не отходя от него далеко. Важно отобрать фрагменты текста, которые могут быть использованы для организации самостоятельной работы учащихся. При этом необходимо учитывать реальные возможности каждого класса, степень его подготовленности к самостоятельному усвоению учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству учащихся.
Следует выделять два типа заданий по тексту учебника: а) вопросы, требующие конкретного лаконичного ответа (термины, понятия, даты, выводы), б) самостоятельное знакомство с одним из аспектов проблемы.
Необходимо отметить, что самостоятельная работа учащихся с текстом учебника не должна рассматриваться изолированно от остальных этапов их работы на уроке. Самостоятельная работа эффективна лишь в том случае, если является элементом общей структуры урока. Учителю необходимо четко сформулировать и определить задачи учащихся.
Задания для работы с текстом учебника:
1. Выпишите определения понятий, данные в учебнике; сравните их с определениями в словаре.
2. На основе параграфа (параграфов одной темы) составьте хронологическую таблицу (календарь событий).
3. Нанесите на контурную карту (покажите на карте) историко-географические объекты, которые упоминаются в тексте.
4. Составьте (…) план параграфа (пункта параграфа).
5. Подберите примеры, раскрывающие основную идею текста параграфа, подтверждающие главный вывод, иллюстрирующие теоретические выводы и т.п. и заполните конкретизирующую таблицу.
6. Составьте сравнительно-обобщающую таблицу по итогам сопоставления двух и более однородных фактов, изложенных в учебнике.
7. Изучите логику рассмотрения конкретного вопроса в учебнике истории и составьте логическую схему, раскрывающую ход рассуждения автора.
8. Цифровую информацию, данную в тексте параграфа, преобразуйте в график, статистическую таблицу или диаграмму.
9. Самостоятельно сформулируйте выводы по каждому пункту параграфа и обобщающий вывод ко всему тексту.
10. Расскажите об историческом событии, изложенном в параграфе, от имени одного из его участников, в разговоре действующих лиц и т.д.
11. Проиллюстрируйте содержание параграфа или его части собственными рисунками.
12. Придумайте свои заголовки к параграфу и его подпунктам, свои вопросы и задания к ним.
На основе параграфа составьте тематический кроссворд и т.п
При работе с текстом учебника можно ставить вопросы к тексту, использовать комментированное или аналитическое чтение.
Пример вопросов для комментированного чтения по теме «Древний Египет»
1. В какой части Африки находится Египет? Покажите на карте территорию этой страны.
2. Почему Нил считается одной из самых больших рек в мире?
3. Что такое папирус? Знаете ли вы, как египтяне использовали это растение?
4. Что такое пороги? Покажите на карте Древнего Египта их расположение.
5. Что такое дельта? Где она расположена? Покажите это район Египта на карте.
Вопросы для аналитического чтения:
i. В древности у страны, расположенной в северо-восточной Африке, было другое название — Та Кемет, «Черная земля». Как вы думаете, почему древние жители так называли свою родину?
ii. Выскажите предположение, почему первоначальный топоним (название страны) не сохранился. Откуда могло взяться другое, трудно объяснимое название?
iii. Подумайте, какую часть территории своей страны древние египтяне называли «черной землей»? С каким цветом они связывали другие земли?
iv. Почему район впадения Нила в Средиземное море называется дельтой? Могли ли такое название придумать древние египтяне?
Исходя из материала учебника, можно составить смысловой, стереотипный или тезисный план.
Важную роль в работе с текстом учебника отыгрывает составление логических схем. Логические схемы являются важным средством выявления и использования заложенных в учебнике возможностей организации учебного процесса в любом случае, когда объектом изучения являются однородные по своему характеру явления.
Логические схемы представляют собой сжатое текстуальное изложение тех позиций, установок, которые призваны направлять в учебном процессе изучение всех однородных по своему характеру объектов. Эти установки внутренне связаны между собой, составляют логическое единство, систему. Эта система является средоточием основных идей, понятий, связей, закономерностей, характерных для той группы объектов, применительно к которой схема разработана.
5. Важную роль в обучении истории отыгрывает использование документов. Особенностью исторических документов, используемых в школе, является то, что они представлены в обработанном виде и адаптированы к познавательным возможностям учащихся. Вместе с тем, необходимо школьников научить работать с этими документами, уметь их анализировать и характеризовать. Исходя из этого, а также специфики документа, учитель строит и методику работы с документальными источниками на уроке.
Вопросы к документу в зависимости от его вида:
Вид документа | Типология вопросов и заданий к нему |
1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. д. | 1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания) 2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? 3. Объясните основные/новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом? 5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? 6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа? Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. п. |
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д. | 1) Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2) Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3) Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом. 4) Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах). 5) Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? 6) Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему? 7) Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу. 8) Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил. |
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п. | 1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился? 3. К чему призывает и что осуждает автор документа? 4. Интересы какого слоя населения он выражает? 5. как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа? 7. Дайте историческую оценку документу. |
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения | 1. Какие исторические факты излагаются в документе? 2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления. 4. Как автор объясняет причины. Излагает ход и определяет значение исторических событий? 5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? 6. В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить? 7. Оцените значимость этого документе в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям. |
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев. | 2. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? 3. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждение текстом источника. 4. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? 5. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? 6. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему? 7. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа? |
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр. | 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. 2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения. / Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху… 3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т. п. Как вы думаете, с какой целью автор сделал это? 4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами? 5. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился? 6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность? |
План-вопросник исследования исторических документов, который используют в своей практике учителя Западной Европы:
1. Происхождение текста:
· Кто написал это текст?
· Когда он был написан?
· К какому виду источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т. д.?
· Сто представляет собой текст: полный документ или отрывок?
· Если это фрагмент текста, кто сделал это?
· На каком основании был выбран именно этот фрагмент?
· Текст приводится на языке оригинала или в переводе?