Тема 1. Методика преподавания истории как отрасль педагогической науки. Ее предмет и задачи

Конспект лекций по курсу

“Методика преподавания истории в школе”

1. Предмет методики преподавания истории.

2. Связь методики преподавания истории с другими науками.

3. Задачи методики преподавания истории как науки и педагогической дисциплины.

4. Принципы построения новых программ по истории. Характеристика действующих программ по истории.

 

1. “Metadas” — путь исследования, или способ познания. Таким образом, метод можно охарактеризовать как способ достижения какой-либо цели либо решения конкретной задачи.

Методика преподавания истории —это отрасль педагогической науки, которая изучает процесс изучения истории с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности.

Предметом методики преподавания истории является процесс изучения истории. В этом процессе можно выделить некоторую взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов.

Цели обучения определяются государством. Обычно это воспитание патриотического человека с гуманистическими взглядами. Методика конкретизирует общие цели и определяет задачи изучения каждого курса, раздела и тем, и отмечает, что основной целью изучения истории в школе является формирование на основе возрастных и индивидуальных особенностей учеников социально активной, разносторонне творческой личности с научным гуманистическим мировоззрением.

Содержание обучения определяется целями обучения, которые разработало государство, а также возрастными, психологическими и физиологическими особенностями учащихся. Содержание оформляется в виде государственных стандартов, программ и учебников. Исходя из этого, методика должна разработать содержание обучения в каждом классе.

Преподавательская деятельность учителя:Методика определяет наиболее оптимальные способы организации процесса обучения (т. е. методы), определяет эффективные приемы и средства обучения и разрабатывает методические условия, которые позволяют повысить эффективность обучения.

С учетом изменений в процессе обучения были разработаны требования к профессионально-педагогическим умениям учителя истории:

- определять уровень личностного развития учеников (сформированность их личностных функций),

- ставить педагогические цели различной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы,

- использовать различные гуманитарные факторы в изучении истории: побуждать школьников к осознанию философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать ситуации с морально-эстетическим содержанием, проявлять высокую культуру, эрудицию при изложении материала.

Обучающая деятельность учащегося:обучение — это двухсторонний процесс, он возможен в том случае, когда совпадает деятельность учителя и учащегося. Когда одна из сторон не работает, то обучение не происходит. Методика определяет наиболее эффективные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Результаты обучения:Методика анализирует и исследует результаты обучения с тем, чтобы проследить или выявить факторы, которые влияют на тот или другой результат обучения. В целом результаты обучения измеряются уровнем

- исторического образования, достигнутого на одном уроке, при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 4—12 классах,

- сформированности научного мировоззрения,

- воспитания учащихся,

- развития познавательных возможностей учащихся.

 

2. Самая тесная связь методики с педагогикой (т.к. она является отраслью этой науки), с дидактикой, с теорией воспитания.

Методика конкретизирует методы обучения. Тесная связь с историей. Она черпает из истории свое содержание и на основе этого адаптирует достижения исторической науки в процессе преподавания в школе. Именно методика перерабатывает и приспосабливает научные достижения к требованиям учащихся.

Методика связана с философией (теория познания), психологией (особенно с педагогикой), возрастной физиологией и школьной гигиеной.

 

3. Методика преподавания истории дает ответ на следующие вопросы:

- какие цели можно ставить перед изучением истории;

- чему учить (содержание обучения);

- как учить детей, как преподавать учителю;

- какая познавательная деятельность школьников необходима для усвоения содержания обучения;

- как учитывать результаты обучения для дальнейшего его усовершенствования.

 

4. ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА — это государственный документ, который определяет цели, содержание и структуру школьной дисциплины, а также определяет тот минимум знаний, который должен быть усвоен в каждом классе и в школе в целом.

Программы являются обязательными для всех государственных школ, в частных школах программа может быть другой, однако с содержанием стандартов образования, определенного в программе. Программа утверждается министерством образования и является основным документом для организации обучения.

Структура школьной программы:

1. Объяснительная записка (в ней определяются цели предмета, структура, методические рекомендации, рекомендуются средства обучения),

2. Определяется объем знаний, который должен усвоить ученик в каждом классе,

3. Перечислены основные понятия, умения и навыки, которые должны быть усвоены в каждом классе,

4. Критерии оценок, литература для учителя и учащихся, названы новые учебные пособия.

Авторы программ должны руководствоваться едиными дидактическими принципами (научность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей). Существует несколько принципов построения курса истории:

ЛИНЕЙНЫЙпринциппредусматривает изучение истории в хронологической последовательности с древнейших времен до наших дней.

ЛИНЕЙНО-СТУПЕНЧАТЫЙпринцип требует от авторов программ такого расположения исторического материала, которое предусматривает постепенное возрастание количества исторических фактов и теоретических понятий в зависимости от уровня обучения, на котором находится ученик.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙпринцип предусматривает неоднократное изучение одного и того же материала, но на разных уровнях. Концентричность может предусматриваться и в каком-то конкретном материале. При использовании этого принципа важно избежать повторения.

СВЯЗЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ:при разработке курса шаблонно учитываются опоры на понятия, сформулированные в курсе отечественной и всемирной истории.

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ принцип применяется при теоретическом изучении истории.

СТРАНОВЕДЧЕСКИЙпринцип предполагает изучение истории одной страны, а затем – другой, а в конце курса идет объединение.

 

Тема 2: Процесс формирования исторических знаний.

1. Структура исторических знаний учащихся и характеристика ее основных компонентов.

2. Методика формирования представлений об исторических фактах.

3. Локализация исторических фактов во времени. Методика формирования временных представлений.

4. Локализация исторических фактов в пространстве. Методика работы с картой.

5. Общая классификация умений. Методика формирования умений.

 

1. Исторические знания в системе формирования мировоззрения учащихся играют исключительно важную роль. Они концентрируют в себе социальный опыт человечества и необходимы для правильного понимания сложных и противоречивых событий современности. В процессе обучения исторические знания помогают создать 1) представления об исторической реальности; 2) научную картину развития человеческого общества; 3) служат ориентировочной основой в процессе овладения историческими знаниями и познания современного общества; 4) позволяют эффективно воздействовать на формирование личности человека, его ощущений и сознания.

Структура исторических знаний:

1. исторические представления,

2. исторические понятия,

3. закономерности исторического развития

4. способы работы с историческими материалами (либо умения и навыки, необходимые для овладения историческими знаниями).

Исторические представления —это отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей и локализация их во времени и пространстве. Исторические представления всегда субъективны. Это объясняется особенностями восприятия исторической реальности. Большинство исторических знаний находится на уровне представлений. Эти знания являются наиболее распространенными, так как они базируются на образе. В системе формирования исторических знаний представления выполняют очень важную роль, так как они являются как бы опорными сигналами, которые позволяют восстановить исторический факт, дать его характеристику.

Историческое понятие —это отражение в сознании наиболее значимых, обобщенных систематизированных черт исторических фактов, раскрывающих их внутреннюю сущность, как правило невидимую при первоначальном восприятии. Исторические понятия объективны. Это значит, что они должны быть приблизительно одинаковыми у каждого ученика. Понятия лежат в основе исторических знаний. Понятия чаще всего подразделяют на 3 группы: частноисторические, общеисторические и социологические.

Закономерности исторического развития —это отражение существенных и устойчивых взаимосвязей между историческими понятиями, фактами, событиями, которые приводят к тому или иному результату в развитии исторического процесса.

Способы работы с историческим материаломпредусматривают необходимость овладения учащимися умениями и навыками, необходимыми при изучении истории.

Владение умениями и навыками является важным средством повышения уровня познавательной деятельности учащихся. Они дают возможность более эффективно и правильно ориентироваться в современной жизни.

 

2. Познание истории начинается с создания образов об исторических фактах, событиях, явлениях. Это закономерно. Поэтому образная реконструкция прошлого должна занимать важное место на уроках истории. Что же такое образ?

Образ —это представление об историческом факте, либо мысленная картина исторических событий.

Поскольку непосредственно наблюдать за историческим процессом мы не можем, мы должны создать в сознании детей мысленную картину, которая бы максимально приближалась к тому историческому факту, который мы наблюдаем. При формировании исторических представлений большую роль играет фантазия. Не опираясь на фантазию не возможно создать образ. Поэтому мы должны опираться на образы памяти и на образы фантазии. Сочетая образы памяти и образы фантазии, получаем формируемый образ.

Наиболее быстрым способом формирования исторических образов является наглядность, особенно предметная наглядность. Чаще всего все исторические образы формируются на основе изобразительной наглядности (картины, фильмы) При отсутствии изобразительной наглядности прибегают к помощи словесного рисунка (отрывки из книг). Используется также условно-графическая наглядность (карты), которая локализирует исторические понятия в пространстве и времени.

Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах[1] прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и т. д.); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).

 

3. Изучение исторических событий вне времени и пространства является глупостью. Локализация во времени выполняет важную роль в изучении истории. Временная локализация исторических фактов и изучение хронологии в школе позволяет привести в систему все изучаемые исторические факты, систематизировать их, связать между собой и дать характеристику отдельных периодов в процессе исторического развития. Каждая историческая эпоха и период имеют некоторые общие черты и даже не зная подробностей сущности факта, а зная события того времени, можно восстановить исторический факт. Обязательная локализация во времени не означает обязательного заучивания всех исторических фактов и дат, включенных в курс истории. В зависимости от значения все исторические даты можно поделить на 4 большие группы:

1) событий всемирного значения или глобальных исторических событий),

2) периодизации истории,

3) ориентировки в исторических событиях,

4) даты частноисторического характера.

Исходя из этого, обязательными для запоминания являются даты первых двух групп. Даты третьей и четвертой групп имеют фактически второстепенное значение и выполняют дополнительную роль.

Измерение времени для младших школьников представляет определенные трудности. Обычно учитель пытается соотнести уже известные учащимся даты с их жизнью. Однако таким образом изучение хронологии охватывает лишь небольшой период времени. Поэтому здесь учителю поможет лента времени. Лента времени – это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. Усвоение можно начать с десятилетия (т. к. это возраст детей). Затем переходим к объяснению столетия (века). Рассказываем как определить век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: например, 1300 год – XIII век, но если на месте нулей будет любая другая цифра, это означает, что идет следующий век. Например, 1301 год – XIV век. Также определятся век в трехзначных датах. Для большего понимания можно составить таблицу, в которой будут указаны года определенных веков. Например: IX век – 801–900 гг., X век – 901 –1000 г. и т. д.

Начальный момент системы летоисчисления, а также сама система летоисчисления – эра, например, христианская или новая (наша) эра. Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет – летоисчислением.

Изучая Древний Египет, ученикам необходимо объяснить обратный счет лет в истории. Обратный счет – это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени года, то получается неудобная цифра. Следовательно, счет надо вести не от наших дней, а от какого-то постоянного года.

Кроме линии времени есть еще ретрограмма. Вместо того, чтобы начинать с прошлого и двигаться вперед, мы выбираем какую-либо точку и идем назад, т.е. это линия времени наоборот. Чтобы сделать изложение более интересным, можно показывать изменения времени на примере машин, домов и т. д. (т. е. использовать прием сравнения).

Пример: Ретрогаммы – двадцатый век.

Материалы: карточки с датами или список ключевых дат, которые вы хотите использовать в ретрограмме.

Составление ретрограммы:

· Можно нарисовать ретрограмму на полу или использовать настенный стенд или веревку с бельевыми прищепками. Отметьте сегодняшний день

· Приготовьте карточки с датами, чтобы разместить их на ретрограмме. Это могут быть даты рождения учеников, вехи их жизни и жизни их родителей или ключевые события двадцатого века.

· Отмерьте шагами и отмерьте разные события, начиная с года твоего рождения, даты рождения родителей, дедушек, бабушек.

· Определите, какие события двадцатого века были ключевыми. Поместите их на ретрограмму.

· Отметьте ключевые события на ретрограмме.

Какие же существуют приемы работы с хронологией?

1. Приемы сознательного запоминания хронологии. (Фиксация внимания учащихся на наиболее важных исторических фактах, записывание их в тетрадь, предложить запомнить дату, связать дату со столетием, его частью, с ранее усвоенной датой с помощью решения хронологических задач).

2. Приемы, связанные с усвоением дат в логической связи с сущностью исторического процесса, этапом его развития. (Соотнесение дат с периодами, логическое запоминание дат, решение хронологических задач, установление синхронных связей между типичными событиями, которые проходили в разных странах, составление логично законченных комплексов, которые помогают проследить развитие какого-нибудь процесса, составление хронологических таблиц, расположение событий по схеме «раньше и после»).

3. Приемы механического запоминания (игры, кроссворды, использование трафаретов).

 

4. Многие исторические события усваиваются лишь в связи с определенными пространственными условиями. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Основным средством формирования пространственных представлений являются исторические карты. Они отличаются от географических карт тем, что они содержат минимум географической информации и концентрируют внимание учащихся на событиях социально-экономического, политического и культурного развития общества. Все исторические карты подразделяются на виды:

- обзорные,

- -общие исторические карты,

- тематические,

- карты-планы и карты-схемы.

Обзорные картысодержат небольшой объем информации, как правило, в основу такой карты кладется развитие какого-то исторического процесса. (Например, “Рост территории российского государства в XVI-XVII вв.”)

Наиболее широко распространены общие исторические карты. Они содержат экономическую, политическую информацию по культурной жизни региона. (Напр., “Европа в XVII в.”).

Тематические карты содержат подробную информацию о каком-либо историческом событии, либо серии событий. (Напр., “Крестьянская война в Германии”).

При рассмотрении каких-то событий используются карты-планы и карты-схемы(напр., карта-план Куликовской битвы, карта-схема “Сталинградская битва”) на схематических картах есть стрелки, условные обозначения, а карта-план содержит рисунки (напоминают аппликации). Чаще такой вид карт используется в очертании с общеисторическими либо тематическими картами.

Картографические пособия выполняют роль средства локализации в пространстве исторических явлений, являются источником знаний об исторических и географических явлениях на определенной территории, чувственной опорой овладения и осознания связей между изучаемыми историческими фактами. Они могут служить средством обобщения изучаемого материала, средством укрепления и проверки знаний учащегося.

Начиная работу с картой, учитель должен познакомить с ней учащихся (рассказать, чем отличается от географической карты, объяснить условные знаки). Постепенно можно привлекать учеников к работе по характеристике карты. Историческая карта должна присутствовать на каждом уроке.

Учитель должен помнить, что его слова должны сопровождаться показом. Места боев показывают точкой, реки — по течению, границы государств — непрерывной линией.

Назовем приемы наиболее эффективного формирования пространственных представлений у учащихся.

1. Работа с контурной картой (это графическое отражение событий). Эта работа должна проходить систематически. Начинать работу с контурной картой необходимо на уроке.

2. Работа с “черными” картами — это контурная карта, нанесенная на доску. Используете графопроектор, на него кладете контурную карту и контур карты наносите водоэмульсионной краской, а затем рисуете на этой карте.

Необходимо помнить, что локализация должна происходить в связи с теми пространственными представлениями, которые уже есть у детей.

Существуют требования к картографическим знаниям и умениям учащихся. Так, к концу 5 класса школьники должны знать:

1) что название карты указывает на тему, на ее основное содержание,

2) что тематические исторические карты «накладываются» на географический «фон»,

3) что исторические карты рассказывают о прошлом,

4) что сменявшие друг друга события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве,

5) что условные знаки расшифровываются в легенде карты.

Вообще же школьники должны уметь:

1) узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство,

2) воспринимать масштаб,

3) сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями,

4) сравнивать размеры территорий, изображенных на карте, с известными величинами (больше или меньше, чем наша республика и т. д.),

5) правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить ее средствами обычной речи,

6) находить на карте и называть включенные в легенду знаки,

7) находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство,

8) передавать содержание карты устно и, в известных пределах, графическими средствами.

 

5.Умение — это сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма, называется навыком.

Выделяют 4 группы умений:

1) Учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня),

2) Речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать),

3) Учебно-информационные (умение работать с книгой (учебников, хрестоматией, справочниками), библиографией, каталогом),

4) Учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).

При обучении истории формируются следующие специальные умения:

- воссоздание исторических образов,

- анализ источников, логические операции, осмысление теоретического материала,

- картографические,

- оценочные, хронологические.

Формирование у школьников умений проходит в 4 этапа:

1) формирование ориентировочной основы умения,

2) первичное применение операций учащимися при самостоятельном выполнении заданий,

3) тренировочные задания,

4) применение умения по типу все более отдаленного переноса.

Большую роль в формировании умений отыгрывают специальные памятки, в которых отражены основные положения, необходимые для рассмотрения или выполнения. Ниже приведены примеры исторических памяток для учащихся.