Х —70-е годы

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ТУРЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

 

Окончание второй мировой войны совпало в Турции с обострением политической борьбы, в центре которой оказался вопрос о демократизации страны. Инициатором выступила часть видных политиков кемалистской Народно-республиканской партии (НРП) — единственной политической партии страны. Оппозиция считала, что консервативные силы уже не в состоянии ликвидировать последствия реформ 20—30-х годов, и полагала, что сохранение однопартийного режима противоречит кемалистскому курсу на вестернизацию страны.

В пользу оппозиции неожиданно сыграла и международная обстановка. В марте 1945 г. СССР денонсировал договор 1925 г. о дружбе и нейтралитете и предложил заключить новое соглашение, стремясь включить Турцию в свою сферу влияния. Усиление советского давления толкало руководство Турции к сближению с США, которые условием своей политической и материальной поддержки выдвинули демократизацию политической системы страны.

В июне 1945 г. четыре депутата парламента и видных деятеля НРП во главе с А. Мендересом обратились в парламентскую фракцию НРП с письмом, где заявили о необходимости установить реальный контроль парламента над правительством, обеспечить осуществление конституционных прав и свобод, разрешить переход к многопартийной системе. Фракция эти предложения отвергла, тогда группа Мендереса вышла из НРП и 7 января 1946 г. объявила о создании Демократической партии (ДП).

Программа ДП основывалась на главных принципах кемализма, но принципы этатизма и лаицизма получили иное толкование. Этатизм рассматривался не столько как участие государства в экономической деятельности, сколько как поддержка частного сектора для его быстрого развития. ДП считала, что государство не должно мешать свободной конкуренции, свободному формированию цен и прибылей, должно обеспечить развитие рыночной экономики. Партия назвала экономическим приоритетом развитие сельского хозяйства и предлагала направить в него предполагаемой помощи по плану Маршалла. Помимо экономических, эти требования ДП преследовали и политические задачи: привлечь симпатии крупных и мелких предпринимателей, крестьянства и крупных землевладельцев.

Принцип лаицизма в трактовке ДП предполагал отход от крайнего лаицизма, трансформировавшегося в 30-е годы в атеизм, и допущение исламских ценностей во внутренней жизни. Такой подход был нацелен не только на демократизацию духовной сферы, но и был рассчитан на получение партией поддержки со стороны широких слоев, т.к. вытеснить ислам из массового сознания кемалисты не сумели.

Первоначально руководство НРП попыталось путем частичных уступок лишить оппозицию массовой поддержки. В августе 1945 г. был принят закон об аграрной реформе, предусматривающий продажу части государственных земель малоземельным крестьянам. Одновременно вводилось ограниченное социальное страхование для рабочих. Закон 1946 г. несколько ослабил борьбу с религией . Однако эти действия правительства особого успеха не имели. В стране начался подъем народных выступлений с требованиями демократических реформ, оздоровления государственного аппарата, улучшения экономического положения. Однако было бы ошибкой считать, что населением страны двигало, прежде всего, стремление к демократии. Демократические ценности даже сегодня еще прочно не закрепились в массовом сознании Турции. Поддерживая оппозицию, население стремилось, в первую очередь, устранить от власти НРП.

Столкнувшись с ростом оппозиционных выступлений, НРП 10 мая 1946 г. на своем чрезвычайном съезде по предложению главы партии И. Иненю дала разрешение на деятельность политических партий. К концу 1946 г. в стране действовало 15 политических организаций. Но реальным соперником для НРП была только ДП, которая получила поддержку от влиятельных СМИ и мощных источников финансирования. Все другие партии этого не имели и реального влияния на политическую борьбу не оказывали.

НРП, согласившись на демократизацию политической жизни, отнюдь не собиралась уходить от власти. Не дав ДП времени на консолидацию своих рядов, НРП в июле 1946 г. провела досрочные парламентские выборы, на которых одержала победу. Но ДП все же сумела получить 64 места в парламенте и развернула компанию против НРП, обвиняя ее в коррупции и фальсификации выборов. В крупных городах демократы собирали на свои митинги огромные массы людей.

Активные действия оппозиции серьезно обеспокоили НРП, которая сразу же после выборов начала делать жесткие заявления, пугая оппозицию возможностью репрессий. Эти заявления совпали по времени со слушаниями в конгрессе США вопроса о военной помощи Турции, где прозвучала резкая критика в адрес турецкого руководства по поводу отсутствия в стране демократических свобод. В июле 1947 г. президент Иненю был вынужден заявить, что считает себя равно ответственным по отношению к обеим партиям, и подчеркнул необходимость создания для оппозиции равных условий с правящей партией. Руководству НРП пришлось отказаться от подавления оппозиции и дать ДП гарантии нормальных условий для деятельности. Таким образом демократический режим устоял, благодаря удачному стечению внешних и внутренних обстоятельств.

На выборах 1950 г. ДП одержала внушительную победу, получив 408 мандатов против 69 у НРП. Президентом страны стал один из руководителей ДП Дж. Баяр, премьером — А.Мендерес. Новое правительство в своей политике впервые в истории Турции взяло курс на либерализацию экономики. Оно сократило дотации госсектору и активно поощряло частное предпринимательство, сняло ряд ограничений на деятельность иностранного капитала, разрешило создание смешанных государственно-частных компаний. В сельском хозяйстве правительство Мендереса приступило к практической реализации аграрной реформы 1945 г. Оно продало часть государственных земель 300 тыс. крестьянам, направило в деревню кредиты, полученные по план Маршалла, стимулируя превращение помещичьих владений в товарные хозяйства.

Либеральные экономические реформы позволили увеличить общий объем производства, но не привели к экономическому рывку. Внутренние сбережения — основа роста частного сектора — оказались недостаточными, а приток иностранных инвестиций был ниже правительственных прогнозов, поскольку турецкие власти по соображениям экономической безопасности отказались предоставить широкие льготы иностранному капиталу. Стараясь стимулировать экспорт, правительство девальвировало лиру, но этот в целом правильный шаг не дал нужного эффекта из-за того, что экономика не производила конкурентоспособных товаров. Девальвация обернулась обесцениванием национальной валюты. сокращением импорта, ростом цен. В середине 50-х годов либеральные экономические реформы были свернуты, и правительство вернулось к проведению этатистской экономической политики.

Однако негативные последствия реформирования (рост цен, безработица, падение уровня жизни) вызвали недовольство правлением ДП. В 50-е годы значительно выросло число трудовых конфликтов в промышленности и на транспорте. Ограниченность аграрной реформы вызвала недовольство крестьян, чьи столкновения с помещиками и властями нередко перерастали в вооруженные стычки.

Народным недовольством воспользовалась НРП, которая быстро оправилась от шока 1950 г. В 50-е годы НРП в центре и на местах выдвинула молодые кадры, которые развернули энергичную критику ДП. Партия умело использовала прессу, и к концу 50-х гг. тираж близких к НРП изданий достиг 1,5 миллионов экземпляров против 70-ти тысяч у СМИ, близких к ДП. НРП через свои молодежные организации заметно усилила влияние на учащихся.

Cтолкнувшись с активизацией и явным ростом популярности НРП, руководство Демократической партии пошло на ужесточение политического режима. В 1954, 1956-1957 гг. власти ввели жесткие ограничения для печати. Повседневным делом стало закрытие оппозиционных газет, обыски в редакциях, аресты журналистов. Местные органы власти, полиция и даже армия использовались для того, чтобы помешать оппозиции вести предвыборные кампании. При этом власти ссылались на конституцию 1924 г., которая не мешала правительству проводить эти действия. Пиком борьбы с оппозицией стало принятие закона 18 апреля 1960 г. о создании комиссии “по расследованию подрывной деятельности НРП и части прессы”. Комиссия получила неограниченные права и явно готовила расправу над оппозицией.

В ответ на создание комиссии в крупных городах начались массовые студенческие демонстрации. Правительство стремительно теряло контроль над ситуацией, что создавало угрозу стабильности режима в целом. В этих условиях армия 27 мая 1960 г. осуществила государственный переворот. Военные арестовали президента, членов правительства и депутатов от ДП. Власть перешла в руки Комитета национального единства (КНЕ) во главе с генералом Джемалем Гюрселем.

После переворота перед Турцией встала реальная угроза превратиться в банальную военную диктатуру. Переворот 1960 г. был совершен усилиями младших и средних офицеров, которые заняли главные посты в КНЕ. Эти офицеры были воодушевлены примером военных радикалов в ряде арабских стран. Действуя под лозунгом возврата к принципам Ататюрка, они взяли курс на устранение политических партий от власти и намеревались провести серию реформ в условиях долговременного военного режима. Не случайно сразу же после переворота начался суд над руководством ДП и прежнего правительства, который в 1961 г. завершился вынесением смертного приговора Мендересу и двум его министрам. Остальные члены правительства были приговорены к различным срокам заключения.

Прорыв военных радикалов к власти встревожил турецкую элиту и США, которые добились устранения этой группы из КНЕ. Оставшиеся члены комитета установили контакт с руководством НРП и под его влиянием в 1961 г. подготовили новую конституцию.

Конституция 1961 г. впервые в истории Турции установила реальное разделение властей. Более того, законодательная власть была разделена между двумя палатами парламента, а исполнительная— между президентом, сохранившим представительские функции, правительством и местными органами власти. Конституция впервые установила независимость судебной власти и закрепила за ней право контроля за двумя другими ветвями власти. Конституция впервые признала, что партии являются “неотъемлемым фактором демократической политической жизни”. Рабочие и предприниматели получили право на создание своих организаций. Конституция резко расширила права и свободы граждан и впервые предусмотрела их реальные гарантии.

В целом конституция 1961 г. была новым шагом к западному стандарту демократии и подводила более прочный фундамент под демократический режим в Турции.

Военный переворот заставил турецкую элиту пересмотреть отношение к армии. Элита осознала необходимость интеграции армии в новую систему отношений. Преуспевающие турецкие бизнесмены (В. Коч, К. Ташкент и др.) создали акционерное Общество армейской взаимопомощи. В него вошли офицеры, намеривавшиеся заняться гражданской деятельностью после ухода в отставку. Вскоре акции Общества стали распространяться среди молодых офицеров, сержантов и солдат, а затем — и среди гражданских лиц. Капитал Общества быстро возрастал, а его деятельность вышла за рамки военной сферы, распространившись на строительство отелей, универсамов и т.д. Постепенно Общество армейской взаимопомощи превратилось в крупную процветающую компанию. Это позволило приобщить армию к предпринимательской деятельности, что меняло психологию военных, снижая стремление к установлению диктатуры.

В октябре 1961 г прошли выборы в парламент по новой конституции, а в ноябре 1961 г. под давлением армии президентом был избран Гюрсель. После этого КНЕ принял решение о самороспуске и Турция вернулась к гражданскому правлению.

Внутренняя политика турецких правительств в 60-е годы была похожей, независимо от партийного состава кабинетов. Провал либерального эксперимента в первой половине 50-х сделал главными направлениями экономической политики страны госрегулирование и ориентацию на импортозамещение. Госрегулирование даже усилилось после принятия в 1963 г. первого 5-летнего плана (1963-1967 гг.), который стал обязательным для госсектора и рекомендательным для частных предприятий.

В политической жизни 60-х годов действовала многопартийная система, но реальная власть принадлежала двум париям: Народно-республиканской партии (НРП) и Партии справедливости (ПС), созданной в 1961 г. на базе Демократической партии, запрещенной после переворота. Обе партии выступали за продолжение вестернизации Турции, но различались отношением к этатизму и проблеме демократизации. Это различие особенно проявилось с середины 60-х годов, когда руководство НРП заявило о намерении партии “обрести социал-демократическое лицо”. Республиканцы стали делать упор на ограничение крупного капитала, расширение социальных прав населения и демократических свобод. Партия справедливости более сдержано относилась к расширению госрегулирования и социальных прав и выглядела более консервативной. В борьбе между НРП и ПС явного фаворита не было. Ни одна из партий не могла получить абсолютного большинства в парламенте, и страной правили либо коалиционные правительства, либо однопартийные кабинеты меньшинства. В 1961-1965 гг. правительства создавала НРП,а главой правительств неизменно являлся лидер парии И. Иненю. В 1965-1971 гг. эту роль играла ПС со своим лидером С. Демирелем. Тем не менее, несмотря на правительственную чехарду, НРП и ПС извлекли уроки из событий 50-х годов, поэтому выборы и смены правительств проходили относительно спокойно.

Политические проблемы пришли с другой стороны. Конституция 1961 г. дала возможность выйти на политическую сцену левому движению. Правда, компартия по-прежнему была запрещена, но в 1961 г. была создана Рабочая партия Турции (РПТ), которая отвергла копирование опыта западных стран и заявила о необходимости перехода на некапиталистический путь развития. Расширение политических свобод стимулировало развитие профсоюзного движения. Многие рабочие профсоюзы, особенно Конфедерация революционных рабочих профсоюзов (ДИСК), оказались сильно политизированными, что привело к массовым выступлениям рабочих и служащих против режима. Политическая либерализация поощряла анархистов и террористов, особенно среди молодежи. В конце 60-х политический экстремизм, вооруженные террористские акции приобрели массовый характер.

Турецкая элита стала осознавать, что столь демократическая конституция преждевременна для турецкого общества, что необходимо внести коррективы в законодательную базу, чтобы обуздать политический экстремизм. Однако победившая на выборах 1965 г. Партия справедливости едва сохраняла большинство в парламенте и не могла провести необходимых изменений. НРП даже перед лицом всеобщей опасности не желала корректировки законодательства и не хотела “поступиться демократией”.

Ситуация особенно обострилась после девальвации лиры в 1970 г. с целью стимулировать экспорт. Этот шаг привел к росту инфляции и снижению жизненного уровня. К действиям левых экстремистов прибавились массовые народные выступления, и ситуация грозила выйти из-под контроля властей. Кризис власти обострялся тем, что в армии появились тайные группы, которые установили связи с гражданскими политиками на базе мелкобуржуазного социализма. Они выступали за ликвидацию вестернизированной политической системы и установление военного режима.

В это сложное для Турции время на политическую сцену вновь выступила армия. 12 марта 1971 г. военные совершили “мягкий” переворот. Он преследовал 2 цели: упредить совместное выступление военных и гражданских радикалов, изменить законодательную базу турецкой демократии. Военная хунта изолировала наиболее опасных офицеров, отправило в отставку правительство Демиреля, создала надпартийный кабинет и заставила парламент принять поправки к конституции. Суть поправок сводилась к существенному ограничению прав и свобод. Были расширены полномочия исполнительной власти, сокращен контроль судебных органов над нею. Ограничивалось самоуправление университетов, усиливался госконтроль над СМИ. Вводились более жесткие меры против участников массовых беспорядков, учреждались суды госбезопасности.

Проведя все эти перемены, армия передала власть гражданским политикам. В 1973 г. проведены парламентские выборы, и страна вернулась к демократическому порядку. Основными политическими силами по-прежнему остались Партия справедливости и Народно-республиканская партия, которая в 1976 г. приняла новую программу, окончательно трансформировавшись в социал-демократическую организацию.

Однако в отличие от 60-х годов на политической сцене появилось еще два игрока: Партия националистического действия (ПНД) и Партия национального спасения(ПНС). ПНД появилась в 1969 г. и объявила своими принципиальными установками турецкий национализм и исламизм как “источники силы турецкой нации”. Партия выступила за создание в Турции президентского режима с однопалатным парламентом, формируемым на корпоративной основе. ПНД высказывалась за усиление националистического воспитания молодежи и повышение роли государства во всех сферах жизни. Лидер партии, полковник в отставке А. Тюркеш считал, что сильная единоличная власть – это средство лечения “больной” турецкой демократии и вывода нации из морального кризиса.

ПНС появилась в 1972 г. и объявила своей целью духовный и материальный подъем нации на основе сплочения вокруг исторических ценностей и отказа от “подражательства”. Партия требовала ликвидировать “принудительное ограничение свободы совести” и отказаться от понимания лаицизма как атеизма. Лидер ПНС профессор Н. Эрбакан критиковал правящие партии за то, что они превратили Турцию в “слепое орудие Запада” и игнорируют отношения с братскими мусульманскими странами.

В 70-е годы ПНД и ПНС приобрели прочную социальную базу не только среди простого населения, но и у части элиты, которая разочаровалась в политике главных партий страны. Явное усиление двух новых партий еще больше затруднило создание прочного правительства. НРП и ПС были вынуждены идти на различные ухищрения для создания коалиционных кабинетов с ПНД и ПНС. Но эти кабинеты раздирались внутренними противоречиями и не могли эффективно управлять страной.

Политическая нестабильность 70-х годов совпала с серьезными экономическими проблемами, которые коренились в сути турецкой экономической системы – этатизме. В 70-е годы, видя отставание от Запада, турецкое правительство попыталось ускорить развитие за счет увеличения государственных капиталовложений и политики “дешевого кредита” для частного сектора. Первоначально это принесло плоды, и в 1973-1976 гг. темпы роста ВВП выросли с 8 до 16 %. Однако в 1977-1980 гг. проявились серьезные изъяны такой политики.

Во-первых, расширение производства происходило в годы мирового энергетического кризиса. Турции требовалось все больше нефти, добыча которой внутри страны невелика. Поначалу Турция неплохо решала эту проблему, благодаря своим связям с нефтедобывающими странами Ближнего и Среднего Востока, от которых получала нефть по льготным ценам. Но постепенно средств на закупку стало не хватать. В стране начался подлинный энергетический кризис. Из-за нехватки нефтепродуктов произошло падение производства (на ряде предприятий на 80 %), население столкнулось с перебоями в подаче электричества, с трудностями с отоплением.

Во-вторых, Турции в 70-е годы было построено много сборочных предприятий, но производство комплектующих на месте налажено не было. Их приходилось ввозить из-за рубежа, но поскольку валюта шла на оплату энергоносителей, возможности импорта сократились.

В результате в стране произошло резкое сокращение темпов развития: в 1979 г. ВВП сократился на 0,3 %, в 1980 г. – на 1,1 %. Кризис, прежде всего, ударил по крупным и средним компаниям, вызвав быстрый рост безработицы. Инфляция в 1980 г. составила 107 %. Внешний долг достиг 11,4 миллиардов долл., причем нехватка валюты не позволяла своевременно рассчитываться с кредиторами. В 1980 г. турецкая экономика оказалась на краю полного краха.

Экономический кризис породил кризис политический. В конце 70-х годов Турцию захлестнула волна политического экстремизма левого и правого толка. Социальную базу экстремистов составили в основном учащиеся, рабочая молодежь, люмпены. Основную массу экстремистов составили ультралевые организации, которые развернули проведение терактов (“Революционный путь”, “Союз марксистско-ленинской вооруженной пропаганды”). В умах левых причудливо смешивались идеи марксизма, маоизма, латиноамериканских революционеров. В ряде провинций левые создали “освобожденные районы”, противопоставив их центральной власти.

Из правоэкстремистских организаций наибольшую активность проявила молодежная организация Партии националистического действия — Общество националистической молодежи. Общество” организовало лагеря по подготовке боевиков, провело серию терактов. В армии возникли группы офицеров, разделявшие взгляды Тюркеша и установившие связь с “Обществом”.

Турецкое правительство неоднократно говорило о намерении решительно бороться с экстремизмом, ввело военное положение в 20-ти регионах, но остановить террор не могло. В августе 1980 г. от рук террористов ежедневно погибало до 20-ти человек. Заметно активизировались исламисты. В начале сентября 1980 г. в г. Конья они провела массовую демонстрацию, где прозвучали требования упразднить “безбожное государство” и объявить джихад.

Турция оказалась в ситуации тотального внутреннего кризиса.Неспособность политиков стабилизировать ситуацию привела к новому вмешательству армии в государственные дела. 12 сентября 1980 г. военные провели переворот, остановив деградацию внутренней ситуации.