Лекцыя 4. Матэрыялы справаводства (2 гадзiны). 6 страница

Ипатьевская летопись названа в честь Ипатьевского монастыря в Костроме, где хранилась. Состоит из Повести временных лет, Киевского свода и Галицко-Волынской летописи, в которой события прерываются 1292 г.

Полоцкая летопись.

Существование Новогрудской летописи, в которой описывались события правления великих литовских князей Миндовга и Войшалка в 1230-е – 1260-е гг., является гипотетичным. Ее следы, вероятно сохранившиеся в Галицко-Волынской летописи, могли быть рассказами Войшалка, который долго прожил на Волыни, летописцу.

Белорусско-Литовские летописи

Белорусско-Литовские летописи (еще назывались литовскими, литовско-русскими) – это 22 списка, из которых только 1 написан на латыни (Origo regis – Начало правления) и 1 на польском языке (список Ольшевского). Остальные летописи написаны на старобелорусском языке, иногда латинским алфавитом, как Хроника Быховца. Существуют две классификации белорусско-литовских летописей. М. Тихомиров и др. разделяли все летописи на краткие и пространные по их размерам. Белорусский филолог В. Чемерицкий предложил выделить три отдельных летописных свода. Белорусско-литовское летописание носило общегосударственный характер.

I Белорусско-литовский свод был написан в 1446 г. в Смоленске возможно в кругах близких смоленскому епископу. Состоит из общерусской части за период с 854 по 1427 гг., смоленской хроники 1430 – 1432 гг. и отдельных записей до 1446 г., Летописца великих князей литовских, который начинался от смерти в 1341г. Гедымина и продолжался до правления Витовта (1430-х гг.). В состав Смоленской части входит одно из первых панегирических произведений – «Похвала Витовту». В состав Летописца великих князей литовских вошла «Повесть о Подолии», которая должна была защитить права ВКЛ на Западное Подолие, захваченное Польским королевством. Первый свод сохранился в составе 4 списков: Никифоровского, Супрасльского, Академического, и Слуцкого. Основная идея свода – преемственность ВКЛ и русских княжеств, а великие литовские князья преемники русских (прежде всего киевских) князей. Этим объяснялось наличие в своде общерусской части. Лишь в Слуцкой летописи (начала XVI в.) изменен порядок следования частей (общерусская часть перешла на третье место), что свидетельствовало о смене идеологических ориентиров в ВКЛ. Источниками свода были общерусские летописные своды, созданные под руководством митрополитов Киприана 1408 г. и Фотия («Полихрон», 1418 г.).

II Белорусско-литовский свод возник в 20-е гг. XVI в. в среде литовских магнатов ВКЛ князей Гаштольдов (и в первую очередь канцлера ВКЛ 1522 – 1539 гг. Альбрэхта Гаштольда) и князей Гольшанских, когда ВКЛ потеряло инициативу в собирании русских земель и стало ориентироваться на Запад. Из свода исчезла общерусская часть и появилась «Хроника Литовская и Жемойтская», которая выводила великих литовских князей из Древнего Рима. Согласно помещенной в «Хронике» легенде, спасаясь от преследований римского императора Нерона, его родственник Палемон со своим родом в 500 человек бежал из Италии и обогнув Европу с запада через Балтийское море попал в Литву, где поселился и дал начало роду великих литовских князей.

III Белорусско-литовский свод (или Хроника Быховца) появился до 1565 г., а был переписан латинской графикой в 70-е гг. XVI в., в период Ливонской войны. Единственный список хроники, написанный латинским шрифтом на старобелорусском языке, хранился в имении Могилевцы Волковысского уезда Гродненской губернии Александра Быховца.

 

Период упадка летописания конец XVI – первая половина XIX вв. Местные летописи. Городские хроники.

С конца XVI в. государственное летописание ВКЛ приходит в упадок. Причиной этого стало появление новых историко-литературных жанров (мемуаров и др.). Летописание переходит на периферию государства – в отдельные города и даже села.

В конце XVI – начале XVII вв. в местечке Баркулабово около Быхова местным православным священником Федором Филлиповичем была написана Баркулабовская летопись. Сохранился один список XVII в. в Патриаршей рукописи, который находится сейчас в Историческом музее в Москве. Баркулабовская летопись является историко-мемуарным произведением, т. к. в нее включены свидетельства о событиях, происходивших при жизни автора, который был их очевидцем.

Летопись начинается с известий о постройке Могилевского замка в 1526 г. и Брестского сейма 1545 г. Более подробно описаны события с захвата Полоцка войсками Ивана Грозного в 1563 г. до 1608 г. В летописи подробно описано основание местечка Баркулабово шляхтичем Баркулабом Корсаком, Брестский церковный собор 1596 г., в котором участвовал автор, деятельность Лжедмитриев I и II, восстание С. Наливайко и разорение казаками г. Могилева, голод 1601 – 1603 гг. на территории Беларуси. В летопись включены некоторые документы: письмо Ивана Грозного Стефану Баторию 1580 г., грамота Жигимонта III 1592 г., универсал рокоша Зебжидовского в 1606 г. Баркулабовская летопись была впервые опубликована украинским историком Пантелеймоном Кулишем в 1877 г.

Городские хроники создавались преимущественно в восточнобелорусских городах Витебске и Могилеве. Витебская хроника (Dzieje miasta Witebska) была составлена в 1768 г. жителем Витебска Степаном Аверкой на основе летописи Панцирного (896 – 1709 гг.), исторических записей Чарновских (1601 – 1633 гг.) и своего отца Григория Аверки (1733 – 1757 гг.). Рукопись летописи находится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Многие сведения в летописи взяты из польских летописей и хронографов, что снижает ее ценность. Особенно важны описания военно-политических событий конца XVII – начала XVIII века, которые сделаны на основе личных наблюдений авторов. В конце летописи помещены списки членов витебского магистрата за 1597 г. и витебских воевод за 1516 – 1753 гг. Хроника была впервые опубликована А.П. Сапуновым в 1883 г. в «Витебской старине» (Т.1).

Могилевская хроника XVI – первой половины XIX вв. была составлена на польском языке купеческим старостой Могилева Тимофеем Суртой (события 1526 – 1701 гг.), регентом Могилевкого магистрата Юрием Трубницким (1701–1746 гг.), его сыном торговцем Александром (1746 – 1788 гг.) и внуком Михаилом (1812 – 1856 гг.). Рукопись летописи находится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В хронику включены документы из архива городского магистрата. Наиболее ценные ее сведения охватывают XVI – первую половину XVIII вв. Отрывки из Могилевской хроники публиковались «Могилевских губернских ведомостях» в 1840-е –1850-е гг. В 1887 г. М. Гартынский перевел на русский язык и издал те части хроники, которые имели отношение к Могилеву.

Еще одной городской хроникой Могилева были Записки игумена Ореста, которые охватили период с 1578 по 1847 гг. Автор хроники, который видимо был униатом, использовал предыдущие хроники и собственные наблюдения. К сожалению, в хронике мало информации о событиях войны 1812 г. в Могилеве.

 

Латиноязычные хроники как источники по истории Беларуси.

Источником по истории Беларуси являются также хроники, которые создавались на латинском и нижненемецком языках в Польше, Ливонии и Пруссии в XII – XVI вв. Их особенностью было то, что взгляды их авторов (чаще всего людей монашеского сословия) отражали позиции польского королевского двора, архиепископской кафедры в Риге или руководства Тевтонского и Ливонского орденов.

Первой латиноязычной хроникой, созданной в Польше, была Хроника так называемого Галла Анонима, написанная в 1113 г. в популярном в Западной Европе жанре Gesta («Деяний»). Галл Аноним был монахом из Прованса (Южная Франция), который некоторое время жил в католических монастырях Венгрии, а затем переехал в начале XII в. в Польшу. Он не хотел «даром есть польский хлеб», и поэтому написал хронику. В ней события из польской истории начинаются с легендарных времен (исторические со времени польского короля Мечислава (Мешко) I (966 г.)) и до 1113 г. В соответствии с жанром Gesta в хронике был идеальный герой – польский князь Болеслав Кривоустый. Хроника делится на три части: 1) история Польши до 1086 г.; 2) молодые годы и начало княжения Болеслава Кривоустого в 1109 г.; 3) период княжения Болеслава с 1109 –1113 г., после чего хроника обрывается. В хронике содержатся известия о борьбе за киевский престол туровского князя Святополка Окаянного и новгородского князя Ярослава Мудрого в 1016 –1019 гг. и о походе польских войск на Киев, которые захватили врасплох рыбачившего в это время Ярослава. Есть также сведения о битве на р. Буг, о соседях славянских племен – балтах, населявших территорию Беларуси.

Продолжением хроники Галла Анонима была Хроника магистра Винцента сына Кадлубека, написанная в Кракове и охватывавшая период 1113 – 1200 гг. Винцент уделял наибольшее внимание отношениям польских княжеств с Галицко-Волынским княжеством, но попутно отмечал события на землях юго-западной Беларуси — в Берестейском и Дрогичинском княжествах, входивших в сферу влияния Польши и галицко-волынских князей.

Наиболее яркой хроникой, охватившей многочисленные события на территории Беларуси, была хроника краковского каноника Яна Длугоша, написанная на латинском языке до 1490 г. (года смерти автора). Произведение Длугоша носит переходный характер от хроники к историческому труду. Автор использовал многочисленные источники — русские летописи, документы краковской консистории (например, акт Кревской унии 1385 г. и др.). Автор описан многие события, которые касались истории Беларуси (Кревскую унию, Грюнвальдскую битву 1410 г.), с точки зрения польских государственных интересов.

После появления труда Яна Длугоша в Польше наблюдался взрыв интереса к истории. В 1519 г. ректором Краковского университета Матеем Меховским (1457 – 1523) написана на латинском языке «Хроника поляков», доведенная до 1506 г.

Секретарь и историограф польского короля Жигимонта I Старого Бернард Ваповский (1450 – 1535) создал на польском языке «Деяния Короны Польской и ВКЛ от года 1380 до 1535», в которых опирался на Я. Длугоша.

В 1555 г. в швейцарском городе Базеле издается на латинском языке вармийским епископом и рьяным католиком Мартином Кромером (1512 – 1589) хроника «О происхождении и деяниях поляков 30 книг», доведенная также до 1506 г.

Многочисленные сведения по истории Беларуси содержит Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси Матея Стрыйковского, изданная на польском языке в Кенигсберге в 1582 г. Автор использовал в качестве источника белорусско-литовские летописи близкие к Хронике Быховца (например, летопись принадлежавшую князьям Заславским), и поэтому воспринял идею литовского завоевания Беларуси. В хронику попали многочисленные легендарные сведения из белорусско-литовских летописей (легенды о Палемоне, мифическом полоцком князе Борисе Гингвиловиче и др.). В отличие от других польских хронистов, М. Стрыйковский выражал интересы магнатов ВКЛ князей Слуцких, Радзивиллов, которые позволили ему пользоваться своими архивами. Описал многие события по истории ВКЛ (смерть Гедимина от огненной стрелы при осаде орденского замка, убийство вилами Жигимонта Кейстутовича в 1440 г. в Трокском замке). Старался сам посетить места всех важнейших исторических событий. Осматривал Борисовы камни на Западной Двине, место Грюнвальдской битвы и битвы под Оршей, следы крови Жигимонта Кейстутовича на стене Трокского замка. К недостаткам хроники следует отнести многочисленные хронологические ошибки и неточности.

Все немецкие хроники, повествующие о событиях на землях Прибалтики, Беларуси и России, можно поделить на две группы:

1) ливонские («инфлянтские» по определению Г. Сагановича) — Хроника Генриха Латвийского, Рифмованные хроники.

2) Прусские — Хроника Пруссии Петра Дюсбурга, Хроника Прусской земли Германа Вартбурга.

Большинство немецких хроник написано на латинском языке, но анонимная Старая лифляндская рифмованная хроника, созданная после 1290 г., написана на средненемецком диалекте, а несохранившаяся Младшая лифляндская рифмованная хроника Бартоломея Хенеке (XIV в.) написана на нижненемецком языке.

Первой хроникой, которая была написана в Ливонии в 1224 – 1227 гг. на латинском языке, была Хроника Ливонии Генриха Латвийского (1187 – 1259). Автор был католическим священником, близким к рижскому епископу Альберту, выполнял его дипломатические поручения и видимо приехал вместе с ним из одного из северогерманских городов. Это и определяло его отношение к язычникам – литовцам, ливам, куршам, селам, и «схизматикам» – русским. Автор негативно относился и к Ордену Меченосцев, образовавшемуся в 1203 г., и являвшемуся конкурентом рижского архиепископа. Генрих Латыш жил в Риге в 1205 – 1227 гг. Древнейший список хроники конца XIII – начала XIV вв. был обнаружен в библиотеке Замойских в Варшаве, более поздние списки относятся ко второй половине XVI в.

Хроника Ливонии состоит из 4 книг и охватывает события с 1186 по 1226 гг. В первых двух книгах рассказывается о деятельности католических епископов Мейнарда и Бертольда (1186 –1198 гг.). Епископ Мейнард попросил у полоцкого князя Вольдемара (Владимира) (1180 –1216 гг.) разрешение на крещение ливов, которые платили дань полоцкому князю. Основная часть 3-й и 4-й книг посвящена деятельности архиепископа Альберта в 1198 – 1226 гг. В хронике содержатся сведения о насильственной христианизации ливов, латгалов, эстов, о захвате рыцарями полоцких уделов на Западной Двине — городов Кукейнос князя Вячки и Герцике князя Всеволода, а также о походах на Ригу и внезапной смерти в 1216 г. полоцкого князя Владимира. В хронике содержится и описание мирных договоров Полоцка с Ригой в 1210, 1212 и 1222 гг.

В середине XIII в. в высших кругах Ливонского ордена создается Старшая «Лифляндская рифмованная хроника», в которой события доводятся до 1290 г. Она написана анонимным автором стихами на средненемецком диалекте, без датировки событий. В хронике рассказывается о христианизации прибалтийских народов и создании ВКЛ Миндовгом.

В середине XIV в. Бартоломей Хэнеке написал на нижненемецком языке Младшую «Рифмованную лифляндскую хронику», которая охватывала период 1315 – 1348 гг. и рассказывала о борьбе Ордена с ВКЛ, Псковом и Новгородом. Эта хроника не сохранилась, но послужила источником для более поздних немецких хронистов: Виганда Марбургского, Дитмара Любекского, Германа Вартбурга, Иоганна Рэнера.

Из прусских хроник первой была написана в конце XIII в. «Хроника Прусской земли» Петра Дусбурга. В ней содержится информация об обычаях пруссов и литовцев, а также о походах рыцарей Тевтонского ордена на земли Литвы и Беларуси.

В 1370-е — 1380-е гг. капелланом Ливонского ордена Германом Вартбургом была написана на латинском языке «Хроника Прусской земли», в которой события доводятся до 1378 г. В хронике описаны войны ордена с ВКЛ, Новгородом и Псковом, походы рыцарей на Полоцкую землю в 1333, 1334, 1366, 1375–1377 гг. В хронике использовались в качестве источников хроники Генриха Латвийского и Б. Хэнеке, документы из архива ордена. Наиболее ценной информация хроники становится за 1358 – 1378 гг., когда Вартбург был очевидцем событий.

Модуль 7. Крынiцы асабiстага паходжання (мемуары, нататкi падарожнiкаў, эпiсталярныя крынiцы).

Вытрымка з праграммы:

Агульная характарыстыка мемуараў як гiстарычнай крынiцы. Вiды мемуарнай лiтаратуры. Этапы развiцця мемуарнай лiтаратуры. Гiсторыка-мемуарная лiтаратура XVI – XVII стст. "Дзеннiкi" Я. Збароўскага, Л. Дзялынскага, Ф. Еўлашэўскага i І. Будзiлы. "Дыярыушы" Самуiла i Багуслава Маскевiчаў i iнш. Асаблiвасцi i асноўныя вiды мемуараў XVIII ст.

Запiскi замежных дыпламатаў i падарожнiкаў XVI – XVIII стст. як крынiца па гiсторыi Беларусi.

Мемуарная лiтаратура XIX ст. i асаблiвасцi яе вывучэння. Запiскi расiйскiх падарожнiкаў аб Беларусi.

Мемуары навейшага часу. Характарыстыка асноўных этапаў i вiдаў. Успамiны удзельнiкаў грамадзянскай вайны, калектывiзацыi i другой сусветнай вайны, дзеячоў беларускай эмiграцыi, савецкiх i партыйных кiраўнiкоў. Вусныя ўспамiны, прынцыпы iх збору, улiку i вывучэння.

Эпісталярныя крыніцы і эпісталярная форма стварэння крыніц іншых відаў (мастацкая літаратура, мемуарыстыка, публіцыстыка). Пісьмо і перапіска: суадносіны паняццяў. Афіцыйная перапіска. Пісьмы прыватнага характару. Паняцце эпісталярнага комплекса. Буйнейшыя эпісталярныя комплексы новага і навейшага часу. Праблемы атрыбуцыі і публікацыі эпісталярных крыніц.

 

Лекцыя 7. Крынiцы асабiстага паходжання (мемуары, нататкi падарожнiкаў, эпiсталярныя крынiцы). (2 гадзiны)

Пытаннi:

 

 

1. Агульная характарыстыка мемуараў як гiсторычнай крынiца. Вiды мемуарнай лiтаратуры.

1. Этапы развiцця мемуарнай лiтаратуры на Беларусi.

2. Гiсторыка-мемуарная лiтаратура XVI – XVII стст.

3. Асаблiвасцi i асноўныя вiды мемуараў XVIII ст.

1. Мемуарная лiтаратура XIX – пачатку ХХ стст. i асаблiвасцi яе вывучэння.

2. Мемуары навейшага часу. Характарыстыка асноўных этапаў i вiдаў.

1. Лiтаратура падарожжаў як крынiца па гiсторыi Беларусi.

2. Эпiсталярныя крынiцы па гiсторыi Беларусi.

Мемуарная литература как источник по истории Беларуси.

Общая характеристика мемуаров. Мемуары (от франц. memoir) — это источники, основанные на воспоминаниях автора о своей жизни, исторических событиях и современниках.

Появились мемуары в Древнем Египте (папирусы) и Ассирии (надписи на камне и глиняные таблички). Одними из первых мемуаров считается Анабазис грека Ксенофонта (о походе 10 тыс. греческих наемников в 410 г. до н. э. по территории Персидской империи) и Записки о Гальской войне Юлия Цезаря.

Некоторые части летописей, повествующие о событиях, где летописец выступает очевидцем, являются также формой мемуарной литературы.

Классификация мемуаров. Все мемуары делятся на четыре основные группы:

1. Воспоминания — произведения, которые пишутся в конце жизни (автобиографии, некрологи-автобиографии). Отличаются ретроспективностью — возможностью охватить все события жизни автора, выделить главные, отсечь второстепенные, знанием результата, к которому приведут поступки автора или персонажа. Недостатком воспоминаний являются невысокая точность мемуаров, причиной которой являются «ошибки памяти» автора. Наиболее достоверными источниками являются воспоминания, основанные на ведущихся ранее автором дневниках.

2. Дневники (от лат. diarium – ежедневник)— источники, которые составляются регулярно (ежемесячно, еженедельно, ежедневно) и отражают текущие события. Их достоинствами является точность, подробность и детальность описания событий, наличие даты (вплоть до часов), а недостатком — отсутствие ретроспективности

3. Литературные мемуары — произведения, в которых воспоминания автора обрабатываются профессиональным литератором. Появление редактора («alter ego») позволяет говорить о коллективном авторстве, так как трудно установить авторство текста. Литературные мемуары появились в ХХ веке, когда профессиональные литераторы помогали политическим лидерам и спортсменам писать воспоминания (например, мемуары Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, белорусского футболиста С. Алейникова).

4. Стенографические мемуары — источники, которые записываются со слов автора стенографическим способом, сохраняя при этом шероховатости устной речи (вплоть до ненормативных выражений). Особенность этих мемуаров, что после записи они должны быть расшифрованы стенографистом. Созданием этого вида мемуаров занимались музеи и другие научные учреждения, собирая воспоминания участников революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войны, партизанского движения.

5. Мемуары на магнитной ленте — это фонодокументы, которые полностью воспроизводят слова и голос автора. Например, известно, что Н.С. Хрущев первоначально диктовал свои воспоминания на магнитофон, а лишь затем их обработали литераторы.

На Беларуси развитие мемуаров прошло четыре периода:

1. период историко-мемуарной литературы, охвативший вторую половину XVI – XVII вв. Особенностью этого периода является интерес авторов к политическим и общественным событиям, происходившим в стране.

2. Период эгоцентризма, охвативший XVIII в. В этот период авторы обращают внимание на свою личную жизнь, на мир своих личных переживаний (своего ego).

3. Мемуары периода Российской империи XIX – начала XX вв., характеризующиеся интересом авторов к крупным событиям (например, войне 1812 г., восстаниям 1830 –1831 и 1863 – 1864 гг., уничтожению униатской церкви в 1839 г.) и расширением сословного состава авторов мемуаров.

4. Мемуары новейшего времени 1917 – 2000 гг., отличающиеся идеологизированностью для советской эпохи и большим либерализмом для посткоммунистической эпохи.

Историко-мемуарная литература XVI – XVII вв. Первые мемуары на Беларуси появились во второй половине XVI в., когда происходил постепенный упадок летописания. В местных летописях того времени, например, в Баркулабовской, появились признаки мемуаров. Многие мемуары этого периода обладали чертами делопроизводственных документов, например, Дневник Люблинского сейма 1569 г., Дневник походов Стефана Батория.

Первым чисто мемуарным произведением на территории Беларуси были Исторические записки новогрудского подсудка Федора Михайловича Евлашовского (1546 – 1619). Название «Исторические записки» условно, так как в рукописи не сохранился титульный лист с названием. Ф. М. Евлашовский принимал участие в 1564 г. в битве на р. Улле с русскими войсками в ходе Ливонской войны. Самообразованием он получил знания по математике, делопроизводству и юриспруденции и был избран в 1566 г. новогрудским подсудком. В 1560-е гг перешел из православия в протестантизм. В 1603 – 1604 гг. создал свои мемуары на старобелорусском языке с большим количеством полонизмов. Записки Евлашовского, возможно, были написаны под влиянием «Перегринации в Святую Землю» Миколая Крыштофа Радзивилла Сиротки, написанной после 1584 и впервые изданной в 1601 г. Оригинал Записок находится в AGAD в Варшаве, а фотокопия в Институте языкознания имени Я. Коласа АН РБ.

В Записках Евлашовский описал ход Люблинского сейма 1569 г., в деятельности которого принимал участие. На этом сейме он был замечен королем Жигимонтом Августом, который взял его на службу в 1569 – 1572 гг. После смерти короля в 1572 г. Евлашовский служил у М. К. Радзивилла Сиротки. В 1576 г. встретился в г. Торунь с королем Стефаном Баторием. Подробно описал в записках восстание С. Наливайко 1595 г., которому высказал сочувствие в связи с четвертованием. Но Евлашовский выступал против убийств и грабежей шляхты казаками Наливайки. С 1604 г. Евлашовский служил у Иеронима Ходкевича. Автор описывал и многие семейные события: свою женитьбу, рождение и смерть детей, родственников, пожары, эпидемии.

Первый дневник на Беларуси на польском языке написал Самуил Маскевич, который родился в 1580 г. в Сервече около Новогрудка. В 1601 г. он поступил на военную службу и воевал против шведов. Во время мятежа М. Зебжидовского 1606 г. выступил на стороне короля Жигимонта III. В 1609 г. Маскевич участвовал в походе на Москву и битве при Клушине. После возвращения в РП служил у князей Вишневецких, затем у князей Радзивилов. Его Памятники охватывают период 1594 –1621 гг., в них он описывает московский поход, обычаи московских жителей (особенно бояр). Умер С. Маскевич в 1640 г.

Его сын Богуслав Казимир Маскевич (ок.1625 – 1683) написал Памятник (1643 – 1649) и Дияриуш русско-польской войны (с 1660 г.). В Памятнике он описал начало восстания Б. Хмельницкого и отступление отряда Иеремии Вишневецкого, у которого служил, через южные земли Беларуси (Лоев, Брагин). Памятник обрывается на описании подготовки войска великого гетмана ВКЛ Януша Радзивилла к штурму лагеря П. Кричевского в 1649 г. под Лоевым. Диариуш охватывает период войны с 1660 г., когда Б.К. Маскевич уже не служил в войске, а представлял интересы минской шляхты перед русскими войсками. Он даже присягнул на верность царю Алексею Михайловичу.

Еще одним мемуаристом XVII в. был Ян Цедровский, который родился 3 марта 1617 г. в д. Погост около Слуцка вместе с братом-близнецом Стефаном. В 1672 – 1682 гг. он написал свой Памятник, который состоит из двух частей. Первая охватывает период с 1631 г., когда Ян вместе с братом Стефаном поехал на учебу в Пруссию в Крулевецкую академию, и завершается 13 декабря 1672 г. Описана учеба вместе с братом в Краковской Академии в 1636 г. С 1637 – 1669 гг. служил хорунжему (затем конюшему) ВКЛ Богуславу Радзивиллу. В 1638 – 1639 гг. вместе к князем Б. Радзивиллом ездил в Германию, Данию, где встречался с датским королем Христианом IV, Амстердам (Голландия), Францию, Англию. В Париже Радзивилл и Цедровский получили аудиенцию у короля Людовика XIII и вели переговоры об освобождении из Бастилии брата Владислава IV, будущего короля Яна Казимира, которого французы обвинили в шпионаже.

Вторая часть Памятников посвящена обязанностям, которые наложила на Цедровского шляхта Минского воеводства. Памятники заканчиваются описанием разгрома евангелического збора в Вильно, учиненного толпой под руководством иезуитов 3 апреля 1682 г.

Мемуары XVIII в. В XVIII в. расширяется сословная принадлежность авторов мемуаров.

Подробные 8 томные мемуары, в которых описывались ежедневная жизнь магната в течение 30 лет, написал Радзивил Рыбанька.

Брестский каштелян Мартин Матушевич описал политические события в РП в 1740-е – 1760-е гг. и деятельность князя Кароля Радзивилла Пане Коханку.

Появляются и новые формы мемуаров. Например, новогрудская лекарка Соломея Русецкая-Пильштынова (1717 – 1760) написала мемуарный, авантюрный роман о своих приключениях в Турции и России, который был издан в Стамбуле на польском языке в 1760 г. (затем переиздан в1957 г. в Польше).

Бродячий школяр Илья Турчиновский описывал свои похождения по территории Восточной Беларуси (Могилевское воеводство).

В конце века появляются и русские мемуары. Например, русский генерал П. Кречетников описал действия русских войск на территории РП в 1767 –1768 гг., а его сын Н.П. Кречетников описал подавление восстания Т. Костюшки в 1794 г. Мемуары Кречетниковых похожи на журналы боевых действий.

Мемуары периода Российской империи. Война 1812 г. описана с трех сторон: 1) французы: Наполеон и его министр иностранных дел Арман де Коленкур. Наполеон остановился на военных аспектах «Русской компании» (организации охраны коммуникаций). Коленкур описал пребывание Наполеона в живописном монастыре в Глубоком и Витебске. Писал об отношении полонизированных магнатов и шляхтичей в ВКЛ к французским войскам, отмечая их меньший энтузиазм, чем в Варшавском княжестве. 2) русские: 22 мемуара, из которых 12 написаны гражданскими лицами; 3) поляки.

Деятельность нелегальных обществ филоматов и филаретов в 1817 – 1823 гг. была описана в дневниках Томаша Зана, написанных на польском языке и охватывающих период 1824 – 1832 гг. Они были изданы под названием «З выгнання» в Вильно в 1929 г.

Восстание 1830 – 1831 гг. было отражено в воспоминаниях И. Домейко «Мои путешествия. Памятник изгнанника» в 3-х тт. Он вспоминал о руководителе отряда кавалерии Эмилии Плятер, которой А. Мицкевич посвятил в 1832 г. стихотворение «Смерть полковника». Воспоминания члена Виленского повстанческого комитета С. Шумского, написанные в 1851 г., охватывают период от войны 1812 г. до 1848 г. Автор описал многих руководителей восстания Э Ромера, В. Поля, С. Конарского, с которыми автор сидел в тюрьме. С русской стороны подавление восстания описано в дневнике адъютатанта великого князя Константина Павловича А.П. Опочина, генералов Ф.Ф. Барталамея, В.Г. Политковского, П.Х. Граббе, чиновника В.И. Алтуфьева.

Описывал территорию Беларуси польский писатель и историк И. Крашевский, детство которого прошло около Пружан, в «Воспоминаниях о Волыни, Полесье и Литве» 1840 г. и «Картинах из жизни и путешествий» 1842 г. Интересно, что автор отмечал: в Пружанах на 3000 жителей 11 кабаков, 1 аптека, 2 больницы и 1 баня.

В 1857 и 1860 гг. вышли в свет в двух томах на польском языке «Путевые дневники» писателя и поэта Владислава Сырокомли, в которых описываются Ошмяны, Сморгонь, Несвиж и другие города западной Беларуси.

Восстание 1863 – 1864 гг. освещено в «Показаниях и записках о польском восстании 1863 г.» члена повстанческого Национального правительства Оскара Авейде, написанных по повелению в Царстве Польском Ф. Берга с сентября 1864 по май 1865 гг. Одновременно автор отвечал на вопросы следователей. Подавление восстания отражено в дневниках великого князя Константина Николаевича, И.В. Любарского, И.М. Захарьина, военного историка В.А. Пато.

В 1872 г. издал свою автобиографию сын священника, келейник, секретарь Севской духовной консистории, а затем гражданский чиновник в Беларуси Гавриил Добрынин под названием «Истинное повествование или жизнь Г. Добрынина в Могилеве и Витебске». Он описал архитектуру Витебска, Могилева, Рогачева, почтовые дороги Восточной Беларуси. К мемуарам приложил свой послужной список.

В 1894 г. были созданы первые белорусские мемуары писателем Альгердом Рихардовичем Абуховичем (псевдоним граф Банделиани), в которых описывался дворянский быт, проблемы белорусской литературы, положение крестьян, антифеодальное движение. Мемуары под названием «З папераў» были опубликованы в 1916 г. в газете «Гомон».

Первая мировая война в Беларуси получила свое отражение в дневниках штабс-капитана, сотрудника бюро печати при Верховном главнокомандующем русской армии М.К. Лемке, генералов А.А. Поливанова и В.А. Сухомлинова. На белорусском языке в 1915 г. вел дневник М.В. Мелешка.