Греко-персидские войны

Спарта

Афины

Начало VI в. до н.э. – принятие афинянами законов Солона

Конец VI в. до н.э.– принятие афинянами законов Клисфена.

 

Город Афины был одним из крупнейших городов Древней Греции. Возник он в Аттике – области на востоке Средней Греции. Земли там были малопригодными для выращивания пшеницы и ячменя, и своего хлеба у афинян всегда не хватало. Зато в Аттике хорошо росли виноград и оливковые деревья. Афины издавна были крупным центром ремесла и торговли. В городе работало много ремесленников разных специальностей. Жители Аттики продавали свои ремесленные изделия, вино, оливковое масло, а покупали хлеб, другие продукты, а также вещи, которые не производились ими.

1. Цари, аристократы и народ.Афинами вначале правили цари. По преданию, один из них – Тесей (тот самый, который убил Минотавра на Крите), объединил над своей властью всю Аттику, и Афинское государство стало одним из самых больших в Греции. После царей власть перешла к аристократам. Аристократы правили государством, не считаясь с интересами большинства народа. Знать богатела, а многие бедняки разорялись из-за долгов, теряя свои земли и свободу. Бедняки требовали отмены долгов и рабства за долги. Они хотели участвовать в управлении государством. Этого же добивались и те люди, которые разбогатели на занятиях торговлей и ремеслом, но не имевшие знатного просихождения. Противоречия между аристократией и народом грозили вылиться в кровавую войну.

2. Законы Солона и Клисфена. И тогда афиняне, чтобы избежать кровопролития, решили принять законы, предложенные мудрым человеком Солоном, и жить по ним. Солон отменил все долги. Отныне навсегда было запрещено и рабство граждан за долги. Всех граждан Афинского государства Солон разделил на четыре разряда в зависимости от величины их доходов. Граждане всех четырех разрядов имели право участвовать в народном собрании и избирать представителей власти. Но на высшие должности могли избираться только люди из самых богатых разрядов. Это означало, что власть получают богатые люди независимо от того имеют ли они знатное происхождение или нет.

Не все были довольны законами Солона. Аристократы были недовольны тем, что их лишили безраздельной власти, а бедняки хотели передела земли в свою пользу.

Воспользовавшись этим недовольством, власть в Афинах захвтил тиран Писистрат. Он обещал беднякам облегчить их жизнь. Для того, чтобы захватить власть в Афинах, Писистрат сам нанес себе раны, и на главной площади города стал кричать, что его хотели убить за его заботу о бедных. Он потребовал вооруженную охрану для себя. Писистрату дали 300 охранников, а он с их помощью захватил власть и стал единолично править Афинами. Конечно, Писистрат и не думал заботиться о бедняках. Наоборот, он ввел большой налог – каждый афинянин должен был отдавать ему десятую часть своего дохода. Писистрат заботился о собственном обогащении. Много денег ему нужно было на содержание большой личной охраны своего дворца, в который почти никого не пускали. Писистрат правил, не считаясь с законами. Он оставил власть двум своим сыновьям, но разгневанные афиняне убили одного из них, а второго изгнали.

Уничтожив власть тиранов, афиняне поняли, что лучше всего жить по законам, строго их соблюдая и не позволяя никому их нарушать. В конце VI в. до н.э. они приняли несколько законов, предложенных борцом с тиранами Клисфеном. Один из этих законов был направлен на то, чтобы никогда больше не допустить захвата власти в Афинах тиранами. Это был закон об остракизме (голосовании на черепках). В соответствии с ним в Афинском государстве в определенное время созывалось специальное народное собрание. На нем ничего не обсуждалось, а всем присутствующим предлагалось написать на черепке от глиняной посуды имя того из граждан, который стремиться захватить власть и стать тираном. Черепки с надписями бросали в урны, а затем производили подсчет. Тот, кто получал больше всех голосов, на десять лет изгонялся из Афин.

Остальные законы Клисфена завершили формирование органов власти в Афинском полисе, что было начато еще законами Солона. Солона и Клисфена афиняне много веков прославляли как самых выдающихся граждан своего полиса. Ведь именно они заложили основы общественного строя Афин, который считается примером демократии, т.е. народоправства или власти народа.

3. Афинский полис.Гражданами Афин становились достигшие совершеннолетия мужчины, родившиеся в семьях афинских граждан. Пришельцы из других городов прав граждан не имели. Не имели их и женщины, и рабы. То есть, многие из тех, кто жил в Афинах, не принадлежали к числу граждан полиса.

Только афинские граждане имели определенные права, которые выделяли их из остальной массы населения Афин. Гражданские права включали в себя: право участвовать в обсуждении и принятии законов, право избирать должностных лиц и право самим быть избранными на эти должности, право быть признанным виновным только по решению суда, право (и обязанность) участвовать в военном ополчении, право собственности на землю. Земля в Афинском государстве могла быть собственностью только его граждан. Человек без гражданских прав мог быть собственником дома в Афинах, но не был собственником даже той земли, на которой стоял его дом.

Высшим законодательным органом в Афинском полисе было собрание его граждан – народное собрание. оно собиралось не реже 40 раз в год. Любой гражданин мог предложить новый закон или участвовать в обсуждении проекта закона. Законы принимались большинством голосов.

Но для того, чтобы проект нового закона был поставлен на голосование на народном собрании, он предварительно рассматривался на совете пятисот, который избирался из граждан.

Народное собрание избирало должностных лиц – представителей исполнительной власти, которые ежедневно занимались определенными государственными делами. Всех их избирали сроком на один год. За те или иные дела отвечал не один человек, а несколько должностных лиц. Так, войском и флотом командовали 10 стратегов. В конце годичного срока своих полномочий каждое должностное лицо отчитывалось о выполнении своих обязанностей переднародным собранием. Но если такой человек плохо справлялся со своими делами, народное собрание могло сместить его и раньше и избирать другого человека.

Суд в Афинах состоял из пяти тысяч граждан, избираемых по жребию. В день суда они расходились по нескольким комиссиям и рассматривали дела жалобщиков и обвиняемых, а потом выносили приговор.

С течением времени в Афинах были отменены ограничения для избрания на должности в зависимости от размера имущества. Общественный строй Афин был таким, что в течение своей жизни почти каждый гражданин участвовал в управлении своим государством не только голосуя на народных собраниях, но и будучи избранным на ту или иную государственную должность. Работа на таких должностях счиатлась очень почетной, ведь человек бесплатно трудился на благо всего коллектива граждан, зная что он за это не получит ни денег, ни наград, но уважение других граждан.

Афинский строй был образцом демократии. Но эта демократия охватывала только афинских граждан, которые составляли меньшинство населения Афинского государства.

 

1. Возникновение Спарты.Спартанское государство возникло на самом юге Греции – на полуострове Пелопоннес. Туда в XI в. до н.э. вторглись греки-дорийцы. Часть из них поселилась в области Лакония, подчинив себе местных греков-ахейцев. В Лаконии и был основан город Спарта, ставший центром государства, известного под таким же названием.

Когда жители большинства греческих государств в поисках новых земель стали основывать свои колонии за далекими морями, греки-дорийцы Спарты нашли более простой и жестокий способ обеспечить себя всем необходимым. Они завоевали соседнюю с Лаконией область Мессению, населенную греками-ахейцами, и заставили их трудиться на себя.

вскоре после этого окончательно сложился государственный и общественный строй Спарты. По преданию, основателем этого строя был законодатель Ликург, живший в конце VII – начале VI в. до н.э.

2. Спартанский строй. Все население Спарты делилось на спартиатов, периэков и илотов. Только спартиаты имели гражданские права. Количество граждан-спартиатов было небольшим – не более 9–10 тысяч человек. Только они собирались на народные собрания, на которых принимались законы и избирались должностные лица. В отличие от афинского народного собрания в Спарте на народных собраниях законы не обсуждались, а только голосовались, то есть или принимались или отвергались. Причем, голосовали в прямом смысле этого слова – голосом, криком – кто громче будет кричать “за” или “против”. Афиняне, которые привыкли голосовать поднятием рук или опусканием камешков, черепков в специальные урны, насмехались над спартиатами и называли их способ голосования “детским”.

Спартанские граждане не имели права самостоятельно предлагать новые законы на собраниях. Проекты законов мог вносить только Совет старейшин.

Совет старейшин управлял всеми делами Спартанского государства. Он состоял из 30 человек. 28 из них избирались народным собранием. Их возраст был не менее 60 лет. Спартынцы считали, что только пожилые люди могут иметь достаточно мудрости, чтобы управлять государством. В Совет старейшин входили и два царя. Но цари Спарты не были самодержцами, они командовали спартанским войском, а в мирное время исполняли религиозные обряды.

Цари так же, как и все спартиаты, обязаны были строго соблюдать законы и обычаи Спарты. За их соблюдением следили пять надзирателей, избиравшихся всеми гражданами. За нарушения законов и обычаев надзиратели судили спартиатов, случалось, что и царям они выносили смертный приговор.

Спартиаты составляли войско. Их главным занятием были война и военная подготовка. Заниматься сельским хозяйством, ремеслом или торговлей они считали позором.

Ремесленниками и торговцами в Спарте были периэки – свободные люди, но не имевшие гражданских прав. Они не участвовали в народных собраниях, их не избирали на государственные должности. Но в случае войны и периэки должны были служить в армии.

Большинство населения Спарты составляли илоты. Это ыбли потомки греков-ахейцев, покоренных дорийцами при завоевании Лаконии и Мессении. Их превратили в рабов спартиатов. Но илоты были государственными рабами, то есть, они считались собственностью всего коллектива спартиатов, а не отдельных граждан. Каждому из 9–10 тысяч спартиатов выделялся одинаковый надел земли. Для обработки этой земли каждый гражданин Спарты получал определенное число илотов, которые обеспечивали его. Спартиат мог наказывать своих илотов, но он не имел права отпускать их на свободу по своей воле или продать за пределы Спарты. Илоты имели свои дома, хозяйства.

Спартиаты называли свой коллектив “общиной равных”. И они действительно были равными между собой. Но это не относилось ни к илотам, ни к периэкам. Каждый спартиат имел одинаковый надел земли, одинаковое количество трудившихся на него илотов, одинаковый доход. Все они обязаны были ходить в одинаковой одежде, есть одну и ту же пищу. Одежда и пища были простыми, без всяких излишеств. Законы и обычаи Спарты запрещали всякую роскошь. нельзя, например, было иметь золотые или серебряные вещи, украшения из драгоценных камней.

Чтобы никто не смог накопить богатства, в Спарте было запрещено обращение золотых и серебряных монет. Сами спартанцы пользовались большими и тяжелыми железными монетами. Ценность таких монет была очень малой. Если в любом другом греческом государстве десять серебряных монет можно было зажать в кулаке, то равную им сумму спартанских денег приходилось везти на огромной телеге, которую с трудом тащили два быка. Большое количество железных монет в Спарте невозможно было скрыть от посторонних глаз, а накопление их навлекало позор и наказание.

Греки других полисов насмехались над деньгами спартанцев и не желали с ними торговать. Да и сами спартиаты никого не хотели пускать в свое государство, они считали, что иноземцы могут соблазнять их своей роскошью и вредить спартанским обычаям.

Главной заботой спартиатов было удержать в повиновении илотов, которых было во много раз больше, чем граждан Спарты. Спартиаты никогда не расставались с оружием. Время от времени по приказу своих старейшин они убивали самыз сильных илотов. Вся жизнь спартиатов напоминала жизнь в военном лагере.

3. Спартанское воспитание.Граждане Спарты постоянно занимались военной подготовкой. К войне спартиатов готовили с детских лет. Мальчики воспитывались в семьях только до 7 лет, а затем их забирали у родителей и определяли в отряды, где они жили под присмотром старших. Мальчиков учили переносить холод, голод, боль, драться. Они занимались физическими упражнениями, а потом учились обращаться с оружием. Наукам их не обучали, а только чтению и письму. А в Афинах будущего гражданина не только закаляли физически и учили военному делу, но и давали хорошее образование, учили петь, играть на музыкальных инструментах. Спартиаты были лучшими воинами в Греции, но среди них не было ни одного известного ученого, поэта, драматурга, скульптора, художника. Спартиаты не умели произносить длинных речей, речь их была краткой (ее и называли “лаконичной”). Не каждый грек мог понять, например, обращение спартанской матери к сыну уходящему на войну: “Со щитом или на щите”. А это означало, что мать желала сыну или вернуться живым (со щитом на руке) или же геройски погибнуть в бою (тогда его тело принесут домой на щите).

Спарта была закрытым обществом. Ее граждане жили в равенстве, но в то же время и в одинаковой бедности. Спарта не вела внешней торговли, ремесло в ней было развито слабо. Равенство спартиатов покоилось на безжалостном угнетении илотов, использовании их рабского труда. Спартанские воины опасались выступать в далекие походы – не потому, что враг был силен, а потому, что на их родине могли восстать илоты.

 

500–449 гг. до н.э.– греко-персидские войны.

490 г. до н.э. – победы греков ри Марафоне.

480 г. до н.э. – сражение в Фермопильском ущелье.

480 г. до н.э. – Саламинская битва на море.

479 г. до н.э. – битва при Платеях.

В середине VI в. до н.э. на территории современного Ирана началось возвышение Персидского государства. К концу VI в. до н.э. цари Персии захватили огромные территории и создали великую державу. Она простиралась от границ Индии до берегов Средиземного моря. Под владычеством персидских правителей находились Вавилония, Финикия, Египет, часть Средней Азии и другие земли. В ходе своих захватнических войн цари Персии подчинили себе и греческие города-государства на западном побережье Малой Азии.

1. Начало греко-персидских войн. Вольнолюбивые греки не желали мириться с персидским владычеством. В 500 г. до н.э. многие греческие города в Малой Азии подняли восстание. Они попросили помощи у своих соотечественников. Спарта не послала свое войско – спартиаты боялись, что если они покинут родину, то там восстанут илоты. Афиняне же отправили на помощь свои корабли. Но персы жестоко подавили восстание греков в Малой Азии.

Персидский царь Дарий I решил наказать греков Балканского полуострова за их помощь восставшим и захватить всю Грецию. Подчинив себе Грецию, цари Персии стали бы владыками всего Средиземного моря.

В греко-персидских войнах, которые длились с перерывами с 500 г. до н.э. по 449 г. до н.э. цели Персии были захватническими, а греки защищали свою родину и свободу.

Немало греческих городов-государств, опасаясь жестокой расправы персов, решило подчиниться царю персов. Но остальные объединились вокруг Афин и Спарты, возглавлявших борьбу против персидских захватчиков.

Первую крупную победу греки одержади над персами в 490 г. до н.э. Битва произошла у селения Марафон, в 42 км от Афин. Персы прибыли туда на кораблях. Их высадившаяся армия намного превосходила силы афинян. Афинским воинам-гражданам пришлось сражаться с персами одним – спартанское войско прибыло уже тогда, когда битва закончиалсь.

Афиняне расположились на склоне холма. Конница персов не могла туда взобраться. Несколько дней персы пытались выманить греков на равнину, но те выжидали. Тогда персы погрузили свою конницу на корабли и отправили ее на захват самих Афин, оставшихся без защиты. Едва персидские корабли скрылись, как греки стремительно бросились на оставшихся персов. Захватчики были разгромлены. В Афины был послан гонец с вестью о победе. Он бежал изо всех сил и, сообщив горожанам о разгроме персов, умер. В память об этом позднее на Олимпийских играх был введен марафонский бег – забег на дистанцию чуть более 42 км. Похоронив погибших товарищей, следом за гонцом к Афинам побежало и остальное афинское войско. Персы были поражены, когда приплыв к городу, увидели на берегу греческих воинов. Они не отважились вступить в бой и отплыли домой.

В следующий раз огромная персидская армия появилась в Греции через 10 лет – в 480 г. до н.э. Персы вторглись с севера. Греки решили защищать единственную дорогу, которая шла из Северной в Среднюю Грецию по Фермопильскому ущелью. С одной стороны дороги были высокие скалы, а с другой море. Греки перегородили узкую дорогу каменной стеной. Их силы насчитывали чуть более 7 тысяч воинов из разных городов. Командовал ими спартанский царь Леонид. Все попытки персов прорваться через Фермопильское ущелье были отбиты. Но персы нашли предателя, который по узкой горной тропке вывел в тыл грекам лучших персидских воинов. Леонид, увидев врагов на горных склонах, отпустил почти всех воинов. С ним осталось немногим более 1 тысячи человек, из которых самыми умелыми воинами были 300 спартанцев. Они решили умереть, но не пропустить или, по крайней мере, задержать врага.

Персы предложили грекам сдать оружие. Один из спартиатов на это ответил персу: “Приди и возьми”. Тогда посланцы персидского царя стали запугивать защитников Фермопил, говоря, что из-за множества стрел персов те не увидят даже солнца. Кто-то из спартанцев ответил так: “Тогда будем сражаться в тени”. Бой был жестоким. Множество персов погибло, но были убиты и все греки. Последних спартанцев во главе с царем Леонидом персы растреляли из луков. Уже мертвому Леониду персидский царь Ксеркс в ярости приказал отрубить голову. Но подвиг защитников Фермопильского ущелья был прославлен греками. На месте их гибели затем воздвигнут памятник, а их геройство на века стало образцом мужества и верности своей родине, за котрую они отдали жизни.

Персы вторглись в Средниюю Грецию. Жители Афин покинули свой город, и захватчики разграбили его. Но у афинян был мощный военный флот. Главный удар они решили нанести персам на море.

2. Решающие победы греков. Сражение произошло в проливе между о. Саламин и материком. Персидский царь Ксеркс приказал поставить себе кресло на высоком холме, чтобы наблюдать за боем. Они был уверен в своей победе, ведь кораблей у персов было больше. Но афинский полководец Фемистокл применил хитрость. По его приказу корабли греков стали отступать. Персы решили, что афиняне испугались и бросились за ними в погоню. Когда они вошли в самое узкое место пролива, греческие корабли внезапно развернулись и атаковали противника. Корабли персов смешались, а греки топили их один за другим. Морской бой закончился сокрушительным поражением персидского флота.

Побежденные персы отвели свои войска из Афин в Северную Грецию. Когда в следующем 479 г. до н.э. персидская армия снова попыталась вторгнуться в Аттику, навстречу ей выступило ополчение воинов-граждан из многих полисов Греции. В жестоком бою греки разгромили персов у города Платеи.

Это были главные сражения греко-персидских войн. Военный действия еще продолжались, но уже не на Балканском полуострове. Бои, в основном, происходили на море. В 449 г. до н.э. был заключен мирный договор, по которому Персия признала свое поражение и независимость греческих полисов в Малой Азии.

3. Значение победы греков. Победа маленькой Греции над крупнейшей тогда державой мира казалось чудом. Но настоящими причинами победы греков были их стремление защитить свою родину, жить свободными гражданами, а не повиноваться приказаниям персидского царя. Первое в истории человечества гражданское общество победило сильнейшую монархию мира, в которой все люди в страхе подчинялись одному властелину с его чиновниками. Желание греков жить в обществе равных в своих правах граждан вело их в смертельный бой с теми, кто желал поработить их, превратить в бесправных подданных.