Понятие формы государства
Введение
ПЛАН
По теме № 3
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
«Форма государства»
по специальности 080101.65 Экономическая безопасность
Время – 2 часа
Лекция подготовлена доцентом кафедры истории и теории государства и права, полковником полиции, к.ю.н., доцентом Р.З. Амировым, старшим преподавателем кафедры, майором полиции, к.ю.н. З.Р. Игбаевой
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и теории
государства и права
3 июля 2012 г., протокол №16
УФА 2012
ТЕМА: «Форма государства»
Введение.
1. Понятие формы государства.
2. Форма государственного правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Государственный режим.
Заключение.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. На форму государства также влияют разнообразные политические, экономические, социальные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства представляет собой совокупный итог соотношения классов на том или ином этапе развития общества, способность и решимость каждого класса участвовать в формировании государственной воли и отражать свои интересы в законных и иных нормативно-правовых актах.
Например, в ходе буржуазной революции в Англии буржуазия не была до конца последовательной в своих претензиях на государственную власть, проявляла известные колебания и в конечном счете вступила в компромисс с феодалами. В результате образовалось государство в форме ограниченной монархии.
Форма государства учитывает и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование в составе другого государства. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей в автономии, предоставлении им права самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Форма государства зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы государственных органов за право участвовать в решении основополагающих вопросов жизнедеятельности государства и общества. Так, с точки зрения национального состава Германия могла быть унитарным государством, поскольку население состоит фактически из одной национальности. Но Германия является федерацией, так как она сохраняла независимость отдельных княжеств от власти короля в тот период, когда с феодальной раздробленностью в других государствах Европы было покончено. Не желая лишать исторически сложившегося права отдельных территорий на автономное решение ряда вопросов, современная Германия конституирует себя в форме федерации.
Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
Еще Платон и Аристотель пытались объяснить разнообразие форм организации и осуществлении государственной власти в Древнем мире. Так, Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, взяв за основу классификации способы образования органов государства.
На протяжении столетий Августин, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и другие пытались обобщить и систематизировать знания о формах правления, причинах их возникновения и развития.
Марксистская теория определяла форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом и т. д. При этом за рамками изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание и т. д.