Понятие формы государства

Введение

ПЛАН

По теме № 3

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

«Форма государства»

по специальности 080101.65 Экономическая безопасность

 

Время – 2 часа

Лекция подготовлена доцентом кафедры истории и теории государства и права, полковником полиции, к.ю.н., доцентом Р.З. Амировым, старшим преподавателем кафедры, майором полиции, к.ю.н. З.Р. Игбаевой

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и теории

государства и права

3 июля 2012 г., протокол №16

 

 

УФА 2012


ТЕМА: «Форма государства»

 

Введение.

1. Понятие формы государства.

2. Форма государственного правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Государственный режим.

Заключение.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. На форму государства также влияют разнообразные политические, экономические, социальные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства представляет собой совокупный итог соотношения классов на том или ином этапе развития общества, способность и решимость каждого класса участвовать в формировании государственной воли и отражать свои интересы в законных и иных нормативно-правовых актах.

Например, в ходе буржуазной революции в Англии буржуазия не была до конца последовательной в своих претензиях на государственную власть, проявляла известные колебания и в конечном счете вступила в компромисс с феодалами. В результате образовалось государство в форме ограниченной монархии.

Форма государства учитывает и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование в составе другого государства. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей в автономии, предоставлении им права самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Форма государства зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы государственных органов за право участвовать в решении основополагающих вопросов жизнедеятельности государства и общества. Так, с точки зрения национального состава Германия могла быть унитарным государством, поскольку население состоит фактически из одной национальности. Но Германия является федерацией, так как она сохраняла независимость отдельных княжеств от власти короля в тот период, когда с феодальной раздробленностью в других государствах Европы было покончено. Не желая лишать исторически сложившегося права отдельных территорий на автономное решение ряда вопросов, современная Германия конституирует себя в форме федерации.

Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Еще Платон и Аристотель пытались объяснить разнообразие форм организации и осуществлении государственной власти в Древнем мире. Так, Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, взяв за основу классификации способы образования органов государства.

На протяжении столетий Августин, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и другие пытались обобщить и систематизировать знания о формах правления, причинах их возникновения и развития.

Марксистская теория определяла форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом и т. д. При этом за рамками изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание и т. д.