Выбор диагностических параметров
Л3
Л2
Общие представления о технической диагностике автомобилей
Лекция 1
Индивидуальная информация о скрытых и назревающих отказах автомобиля позволяет предотвратить преждевременный или запоздалый ремонт, а также проконтролировать качество выполнения ремонтных, регулировочных и других операций технического обслуживания.
Технической диагностикой называют отрасль знаний, которая изучает признаки, методы и средства определения технического состояния механизмов (и автомобиля, в частности) без их разборки, а также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессе технической диагностики. Под системой диагностирования понимают комплекс, включающий диагностируемый объект, технические средства и алгоритм диагностических работ.
Системы диагностирования можно классифицировать по ряду признаков следующим образом:
- По характеру связи технических средств с объектом:
а) встроенные (перевозимые на автомобиле в процессе его работы);
б) выделенные (подключающиеся в стационарных условиях).
- По условию съема информации:
а) функциональные (диагностирование в процессе нормальной
работы объекта);
б) тестовые (на объект подается особый сигнал, чтобы по
отклику судить о состоянии объекта).
- По полноте охвата:
а) общие (диагностируется объект в целом);
б) локальные (диагностируется отдельный элемент объекта).
- По степени универсальности:
а) специальные (объект, технические средства и алгоритм
всегда постоянны);
б) универсальные (объект, средства и алгоритм диагностирования
легко меняются).
- По количеству диагностических параметров:
а) однопараметрические (диагноз по одному признаку);
б) многопараметрические (диагноз по комплексу признаков).
- По степени участия человека:
а) «ручные» (диагноз ставит человек);
б) автоматические (диагноз ставится без участия человека).
Техническая диагностика является важным звеном в системе обслуживания и ремонта автомобилей. По мере дальнейшего увеличения парка автомобилей и численности их пользователей (следует признать, что доля автолюбителей и профессионалов в общем количестве водителей уменьшается), усложнения конструкции автомобилей и ужесточения требований к их безопасности и надежности роль технической диагностики возрастает. Характерной чертой современных автомобилей является все более широкое использования электроники и микропроцессорной техники, на которую возлагаются не только функции управления системами автомобиля, но и автоматического диагностирования его технического состояния.
Эффективное внедрение технической диагностики возможно только при наличии хорошо разработанной теоретической базы методологии постановки диагноза по косвенным признакам состояния.
Понятие технической диагностики.
Современные технические объекты включают в себя большое число компонентов, объединенных между собой сложной системой функциональной связи и информационного обмена, причем отдельные компоненты могут быть сами по себе достаточно сложными динамическими системами (Пример: автомобиль, двигатель, трансмиссия и т.п.). Вместе с тем отказ одного из компонентов может привести к отказу всего объекта и, как следствие, — к невыполнению возложенной на него задачи.
Причинами отказов отдельных компонентов объекта являются, как правило, различного рода дефекты.
В государственном стандарте "Качество продукции. Термины" (ГОСТ 15467—79) дефект определяется как любое несоответствие того или иного изделия требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
При этом дефект интерпретируется как некоторый изъян (недостаток) изделия, являющийся результатом одной из причин:
· ошибок при его конструкторской разработке и изготовлении,
· использования исходных материалов и комплектующих элементов, не обладающих достаточно высоким качеством,
· отклонения технологического процесса изготовления от заданного,
· несоблюдения установленных правил эксплуатации и применения,
· различного рода повреждений из-за воздействия непредусмотренных дестабилизирующих факторов (температурных, ударных, акустических, климатических и т. п.).
При разработке и изготовлении конкретного объекта ему придается ряд свойств, которые в совокупности определяют качество объекта. К каждому из этих свойств предъявляются определенные требования, вытекающие из условий целевого применения объекта. Несоответствие хотя бы одного из этих свойств установленным требованиям свидетельствует о наличии в объекте дефекта. В дальнейшем при работе объекта тоже необходимо осуществлять такого рода проверки с тем, чтобы своевременно выявить дефект в случае его возникновения и принять необходимые меры к его устранению или, по крайней мере, уменьшению его вредных последствий.
Обнаружение дефекта есть установление факта его наличия в объекте.
Поиск дефектазаключается в указании с определенной точностью его местоположения в объекте.
Отрасль научно-технических знаний, сущность которой составляют теория, методы и средства обнаружения и поиска дефектов объектов технической природы и есть техническая диагностика
Совокупность подверженных изменению свойств объекта, характеризующую степень его функциональной пригодности в заданных условиях целевого применения, называют техническим состоянием объекта.
С того момента, как появляется необходимость определения технического состояния технический объект выступает в роли объекта диагностирования. Иными словами,
Объект диагностирования - изделие и его составные части или заготовка, техническое состояние которых подлежит определению (ГОСТ 20911-75).
Определить техническое состояние объекта —это значит выяснить, обладает ли он набором требуемых свойств, обеспечивающих пригодность его к применению и правильность выполнения им своих функций, и если не обладает, — то по причине каких дефектов.
Все возможные технические состояния объекта делятся на виды.
Вид технического состояния – это такая его категория, которая характеризуется соответствием (или несоответствием) качества объекта определенным требованиям (ГОСТ 20911—75 "Техническая диагностика. Термины и определения").
Следует различать понятия «техническое состояние» и «вид технического состояния».
Признаками технического состояния объекта могут быть качественные и (или) количественные характеристики его свойств. Фактические значения количественных и проявления качественных характеристик определяют техническое состояние объекта.
Различают следующие виды технического состояния:
- исправность и неисправность;
- работоспособность и неработоспособность;
- правильное функционирование и неправильное функционирование.
В государственном стандарте "Надежность в технике. Термины и определения" (ГОСТ 27.002-83) исправностью объекта называют такое его состояние, при котором он полностью удовлетворяет всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Говорят, что объект находится в исправном техническом состоянии.
Для условий эксплуатации практически важным является понятие работоспособного технического состояния объекта.
Работоспособностью объекта называют способность его выполнять заданные функции, сохраняя заданные параметры в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта, называют его отказом.
Как видим, понятия "исправность" и "повреждение" являются более широкими, чем понятия "работоспособность" и "отказ" соответственно. Работоспособный объект в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, которые обеспечивают его нормальное функционирование. Другие же требования (например, к внешнему виду, качеству защитных покрытий, целостности вспомогательных приспособлений и т.д.) могут не выполняться. Очевидно, что исправный объект всегда работоспособен, но работоспособный объект не всегда является исправным. Следует заметить, что многие из дефектов хотя и не нарушают работоспособности объекта в рассматриваемый момент времени, тем не менее снижают его безотказность, а потому подлежат устранению по мере их выявления.
При одном и том же объективно существующем техническом состоянии объект может быть, например, работоспособным для одних условий применения и неработоспособным для других.
Наконец, для этапа применения по назначению существенным является понятие технического состояния правильного функционирования объекта.
Определение вида технического состояния объекта называется контролем его технического состояния.
Задача выявления дефектов (поиска дефектов) относится к задачам технического диагностирования, которое в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ 20911—75) считается составной частью процесса контроля технического состояния объекта. Поиск дефекта — это определение его места с заданной глубиной.
Глубина поиска задается указанием составных частей объекта, с точностью до которых должно определяться место дефекта.
Результатом диагностирования является технический диагноз – заключение о техническом состоянии объекта с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта (дефектов).
Таким образом, задачами диагностирования являются задачи проверки исправности, работоспособности и правильности функционирования объекта, а также задачи поиска дефектов, нарушающих исправность, работоспособность или правильность функционирования.
Исходя из этого, см. рис.
Диагностирование технического состояния любого объекта осуществляется теми или иными средствами диагностирования. Средства могут быть аппаратурными или программными; в качестве средств диагностирования может также выступать человек-оператор, контролер, наладчик.
Совокупность средств и объекта диагностирования и, при необходимости, исполнителей, подготовленная к диагностированию или осуществляющая его по правилам, установленным соответствующей документацией называют системой технического диагностирования (системой диагностирования) – ГОСТ 20911-75. Там же указано, что термин «диагностическая система» является недопустимым.
Различают системы тестового и функционального диагностирования. В системах тестового диагностирования на объект подаются специально организуемые тестовые воздействия.
В системах функционального диагностирования, которые работают в процессе применения объекта по назначению, подача тестовых воздействий, как правило, исключается; на объект поступают только рабочие воздействия, предусмотренные его алгоритмом функционирования.
В системах обоих видов средства диагностирования воспринимают и анализируют ответы объекта на входные (тестовые или рабочие) воздействия и выдают результат диагностирования, т. е. ставят диагноз: объект исправен или неисправен, работоспособен или неработоспособен, функционирует правильно или неправильно, имеет такой-то дефект или в объекте повреждена такая-то его составная часть и т. п.
Системы тестового диагностирования необходимы для проверки исправности и работоспособности, а также поиска дефектов, нарушающих исправность или работоспособность объекта.
Эффективность процессов диагностирования определяется не только качеством алгоритмов диагностирования, но и в не меньшей степени качеством средств диагностирования. Последние могут быть аппаратурными или программными, внешними или встроенными, ручными, автоматизированными или автоматическими, специализированными или универсальными (Рис.3.1.3).
Техническое состояние автомобиля как сложной системы и его элементов характеризуется теми или иными физическими явлениями или процессами, которые можно рассматривать в качестве признаков состояния. Признаки состояния могут выражаться количественно на основе измерений, а когда они невозможны - то качественно на основе органолептических методов оценки цвета, запаха, блеска, тембра звучания и т.п. Очевидно, что по мере развития измерительной техники качественные оценки признаков могут переходить в количественные измерения.
Поскольку при диагностике состояние объекта оценивается без его разборки, в качестве диагностических параметров могут выступать косвенные признаки, некоторым образом связанные с состоянием . Для того, чтобы диагностический параметр был информативным и обеспечивал достоверность диагноза, необходимо, чтобы он отвечал трем требованиям: был чувствительным, однозначным и стабильным.
На рис. 1 показаны три варианта поведения диагностического параметра по мере изменения состояния .
Рис.1.
Параметры и - однозначные, поскольку каждому возможному сос
тоянию соответствует одна вполне определенная величина признака. Параметр - неоднозначен, поскольку одно и то же значение признака может соответствовать двум (или более) состояниям и .
Сравнивая параметры и можно заметить, что при изменении состояния на величину изменение величины для первого параметра больше, чем для второго, т. е. первый параметр более чувствительный. Таким образом, из представленных на рис. 44 параметров предпочтительным для диагностики является , поскольку он однозначный и чувствительный.
Стабильность диагностического параметра определяется вариацией его значений при многократных измерениях на объектах с одним и тем же состоянием. Разброс значений параметра может быть выражен средним квадратическим отклонением, которое следует рассчитывать для заведомо исправного и неисправного состояния диагностируемого объекта. Для оценки стабильности и информативности диагностического параметра можно использовать критерий
,
где и - средние значения диагностических параметров для
заведомо исправного и неисправного состояния объекта;
и - средние квадратические отклонения параметров заведомо
исправных и неисправных диагностируемых объектов.
Очевидно, что существенное отличие признаков исправного и неисправного состояния диагностируемого объекта может дать чувствительный диагностический параметр. Если при этом разброс показаний относительно небольшой, то такой диагностический параметр можно считать информативным и стабильным. Таким образом, при разработке системы диагностирования по величине можно выбрать признаки, которые наилучшим образом подходят в качестве диагностических параметров.