Образование Древнерусского государства

Восточные славяне занимали территорию от Карпат на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы полян, древлян, северян и др. были этапом на пути складывания государственности восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие, которое велось на основе подсечно-огневой и переложной систем. С ним тесно было связано скотоводство. Из других занятий можно назвать рыболовство, охоту, бортничество и другие формы собирательства. С развитием торговли по пути «из варяг в греки» стали расти города и развиваться ремесла. Трудоемкие системы земледелия и постоянная военная опасность привели к сохранению территориальной общины (мир, вервь), традиции и порядки которой определяли уклад и характерные черты жизни крестьян. Во главе племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка («лучшие мужи»). Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение во главе с тысяцкими и дружина. Древние славяне были язычниками. Сложился пантеон богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени: Сварог – бог вселенной, огня; Перун – бог грома, молнии, войны; покровитель дружины; Велес – покровитель скотоводства; Даждьбог, Хорос, Ярило – боги солнца. Распространение земледелия с использованием железных орудий труда, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины были свидетельствами формирующейся государственности.

Племенные княжения, имевшие признаки зарождающейся государственности, часто объединялись в крупные суперсоюзы, что стало важным шагом к формированию единого государства. Вопрос о его образовании долго был дискуссионным. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в «Повесть временных лет» легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика,СинеусаиТрувора. Многие историки считают варягов норманнскими (скандинавскими) воинами, другие – русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил начало правящей династии. После смерти Рюрика варяжский князь Олег(882-912) объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь.

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована в XVIII в. немецкими учеными Г.-Ф.Миллером и Г.-З.Байером, приглашенными для работы в Россию. В этой теории подчеркивалась отсталость восточных славян и их неспособность к самостоятельному историческому творчеству. Противником теории выступил в XVIII в. М.В.Ломоносов. Российские историки XVIII – первой половины XIX вв. (например, Н.М.Карамзин) при создании своих трудов в целом признавали норманнскую теорию и лишь с середины XIX в. развернулась ее критика в исторической литературе.

Факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участие в жизни Руси не вызывает сомнений, однако следов заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, на их язык и культуру не обнаружено. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. В IX-X вв. в Скандинавии отсутствовали государственные образования. Все это подтверждает научную несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Но ее политический смысл представляет опасность и в наши дни, не случайно ее активно использовали в XX в. нацисты. «Норманнисты» и сегодня, исходя из положения об якобы исконной отсталости русского народа и его неспособности к самостоятельному историческому творчеству, полагают возможным прогрессивное развитие России лишь под иноземным руководством и по иноземным, в первую очередь западным, образцам. Их идеи являются основой для попыток осуществить «вестернизацию» страны.

Историки убедительно доказали, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государство стало результатом длительного развития общества, а действия отдельных личностей и внешние обстоятельства определяли конкретные проявления этого процесса. То есть факт призвания варягов, даже если он имел место, говорит не о возникновении государства, а о происхождении княжеской династии. Его следует рассматривать как ответ на реальную потребность русского общества в княжеской власти. Вопрос о месте Рюрика в нашей истории до сих пор остается спорным. Часть историков признает скандинавское происхождение русской династии, как и самого название «Русь». Другие считают легенду о призвании варягов позднейшей вставкой в летопись, вызванной политическими причинами, находят славянские корни слова «Русь». Образование государства Русь стало закономерным завершением длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в начале своего пути, имело раннефеодальный характер. Первобытно-общинные традиции еще долго сохранялись во всех сферах жизни русского общества.