ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
ЛЕКЦИЯ
по циклу «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны»
ТЕМА № 2«Гражданская оборона здравоохранения»
Рассмотрен на заседании кафедры (протокол № ___ от «__»_______2010 г) и рекомендован к использованию при проведении занятия со студентами лечебного и педиатрического факультетов |
Иваново 2010
1.Цели занятия: Рассмотреть со слушателями предназначение, организационно-штатную структуру гражданской обороны здравоохранения, как части Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Рассмотреть организационную структуру гражданской обороны здравоохранения, силы и средства гражданской обороны здравоохранения.
2. Материальное обеспечение: а. слайды;
б. диапроектор;
в. схемы.
3. Время: 90 минут
4. Расчет времени:
№ п/п | Содержание занятия | Время, мин. |
I | Вступительная часть | 5 мин. |
II | Основная часть | |
Вопросы лекции | ||
Организационная структура и основные задачи гражданской обороны здравоохранения РФ | 25 мин. | |
Дополнительные койки | 10 мин. | |
Нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны здравоохранения РФ. Задачи и организационно-штатная структура | 10 мин. | |
Организация взаимодействия гражданской обороны здравоохранения с МЧС | 15 мин. | |
Подготовка и укомплектование кадрами нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны здравоохранения | 20 мин. | |
III | Заключительная часть | 5 мин. |
5. Литература для самостоятельной работы:
1. ФКЗ «О военном положении» № 1-ФКЗ от 2002 г.;
2. ФЗ РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от1994 г.;
3. ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 1998 г.;
4. ФЗ РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 1998 г.;
5. ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от 1996 г.;
6. ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» № 31-ФЗ от 1997 г.
7. ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.;
8. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении и дополни нении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ;
9. Указ Президента РФ № 706 от 2000 г. «Военная доктрина РФ»;
10. Указ Президента РФ № 24 от 2000 г. «О Концепции национальной безопасности РФ»;
11. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;
12. Постановление Правительства РФ №620 от 1999 г. «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;
13. Постановление Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
14. Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;
15. Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;
16. Сахно И.И.,Сахно В.И.Медицина катастроф:Учебник.–М., 2002;
17. Гражданская оборона / Под ред. В.Н. Завьялова М., «Медицина» 1989 г.
6. Организационно-методические указания:
При подготовке данной лекции обратить внимание слушателей на основные определения: гражданская оборона здравоохранения, силы и средства гражданской обороны здравоохранения, нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны здравоохранения. Подробнее необходимо остановиться на структуре гражданской обороны здравоохранения, организационно-штатной структуре и задачах формирований, а также на организации взаимодействия гражданской обороны здравоохранения с другими структурами по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Сл. 3
ВВЕДЕНИЕ
Сл.4
Анализ людских потерь в войнах XX века показывает, что в ходе военных действий наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во второю мировую войну – 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Во время войны во Вьетнаме потери среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне – 95%.
Сл. 5
В условиях войны с применением современных средств поражения потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые, пограничные районы, но и административно-промышленные объекты глубокого тыла. С учетом указанных обстоятельств, наряду с укреплением ВС, важная роль в системе безопасности РФ принадлежит мероприятиям гражданской обороны, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение промышленного потенциала страны, защиту населения в условиях военного времени. Медицинское обеспечение населения РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на гражданскую оборону здравоохранения РФ.
Сл.6