Методы герменевтики

Ретроспективный

Диахронический анализ

Синхронный

Исторический и логический методы исследования

Принцип альтернативности

Принцип объективности

Принцип историзма

Принцип материализма

Принцип социального подхода,

 

общенаучных методов в познании

 

Историческое — это процесс становления и развития объекта.

Логическое — теоретическое воспроизведение развитого и раз­вивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и отношениях. При помощи логического метода может быть раскрыта временная последовательность в истории

восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В последнее время активно используется системно-структурный анализ, когда исследуемый объект рассматривается как система — с выделением элементов, составляющих ее структуру; функциональный анализ анализ внутренних и внешних функций объекта-системы. Метод индукции и дедукции, которые выражают разные подходы к раскрытию сути изучаемых явлений. Для исследователя истории Сибири это важный метод, так как на примере истории России мы рассматриваем эти же явления и процессы в регионе. И наоборот, особенности развития явления в регионе определяет данный исторический процесс или явление в России.

 

 

Идеографический или описательный метод

хронологический

проблемно-хронологический

историко-генетический

сравнительный, сравнительно-исторический, историко-сравнительный, или компаративный

историко-типологический

системный, историко-системный

количественные

социально-психологические

 

______________

 

Идеографический или описательный метод изучения истории предполагает описание исторических событий и явлений, предполагает простое воспроизведение отдельных событий и явлений

хронологический предусматривает изучение последовательности исторических событий во времени.

проблемно-хронологический основывается на исследовании отдельных проблем в последовательности исторических событий во времени

историко-генетический(изучение исторических явлений в процессе их развития, от зарождения до гибели или современного состояния);

сравнительный, сравнительно-исторический, историко-сравнительный, или компаративный(сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и определение сходства и различия между ними);

историко-типологическийдает классификацию исторических явлений, событий, объектов (определение общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в их беспрерывно-временном развитии);

системный, историко-системныйраскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов

синхронныйизучение исторических событий, происходящих в одно и тоже время

диахронический анализметод периодизации, построение во времени разнообразных по природе исторических процессов

ретроспективный последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий

количественные(количественный анализ, математическое моделирование, многомерный статистический анализ – математико-статистические методы);

социально-психологические(психоанализ, анализ «групповых фантазий», контент-анализ, моделирование, количественный анализ);

методы герменевтики(вскрытие намеков в тексте путем изучения исторических реалий, «вживание в текст», психологический анализ);

 

3. Методология истории

 

 

Методология, которой руководствуется большинство исследователей, считается господствующей. По роли той или иной методологии в истории исторической науки можно выделить этапы:

До XVII в. (в России – до XVIII в.) развитие истории как науки определял провиденциализм, с позиций которого прошлое рассматривалось как чреда событий, происходящих по воле Бога.

В XVII – первой половине XIX вв. господствовал рационализм

С середины XIX в. основой исторической науки стал позитивизмили методология, в рамках которой прошлое рассматривается как объективное, закономерное, прогрессивное развитие общества, идущее под влиянием определенных факторов.

Середина 1920 гг. французская школа Анналов. Поликазуальность. Ментальность, история повседневности.

С конца 1970-х гг. в конце 1980 появляется микроистория

С середины 1990-хх – постмодернизм, когда преобладают нарративные художественные описания без анализа событий и ссылок на источники.