Лекція №10 10 страница
В соответствии с правилами дипломатического протокола определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т.д.
Этот перечень не является исчерпывающим, и, можно сказать. ни одна из внешних форм деятельности в международном общении не осуществляется без соблюдения правил дипломатического протокола..
Дипломатический протокол лежит в основе протокольных норм, принятых в таких международных организациях, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ и многие другие. Применение протокола в международных организациях заслуживает особого изложения и поэтому ему посвящена отдельная глава.
Протокол является международным, поскольку его основные правила общепризнанны и во всех странах соблюдается более или менее одинаково. Дипломатический работник, приезжая в любую другую страну любого континента, будь то Париж или Вашингтон, Прага или Дели, Анкара или Токио, встречается в основном с одинаковыми правилами дипломатического протокола. Конечно, каждая страна может вносить и вносить в них свои дополнения и поправки, вытекающие из ее социального строя, национальных или религиозных традиций и обычаев. В Индии, например, существует прекрасный обычай надевать на пребывающего в страну почетного гостя венок из цветов. На острове Бали (Индонезия) автор был свидетелем колоритной религиозной церемонии, отгонявшей «злых духов» от прибывших гостей. В Болгарии, Югославии и в ряде других странах почетным гостям предлагается хлеб-соль и чарка национального вина.
Протокольные правила возникли не вдруг и не в результате изобретения, сделанного каким-либо дипломатическим или политическим деятелем, или же решения какого-либо дипломатического форума. Исторические правила дипломатического протокола в виде обычая возникли в глубине веков, начиная с образования примитивных государственных форм, в результате частого и однообразного соблюдения обычаев и условностей в общении при одинаковых, по существу, событиях – объявления войны, предложении о замирении, заключении договора и т.п.
Время шло. Обычаи эти развивались, усложнялись. Складывались особые правила. На Руси, например, с другими государствами утверждались присягой – «крестным целованием», Великий князь, а позднее царь присягал в присутствии иностранных послов. Придворный протокол после молебна читал «заклинательное письмо о содержании вечного покоя», за ним повторял слова царь, а «грамота докончательная» в то время лежала под Евангелием. По окончании чтения клятвы царь прикладывался к кресту и, взяв «грамоту докончательную», отдавал ее послам государства, с которым заключался договор.
С развитием общества, сменой общественно-экономических формаций менялись и протокольные нормы. Интересна, например, история возникновения такой нормы дипломатического протокола, как почетный караул в честь высоких иностранных гостей.
Известно, что до конца 15 века, а в некоторых странах до 17 века постоянных дипломатических представительств не существовало, а отношения между государствами поддерживались направлением время от времени специальных посольств. Обычно такие посольства сопровождались большой свитой. С посольством следовал значительный багаж богатого гардероба посла и свиты, а также ценных подарков. Такие подарки, преподнесенные русским царям иностранными послами, можно видеть в Оружейной палате Московского Кремля. Богатые одежды посла и его свиты и ценные подарки должны были свидетельствовать о богатстве страны и посла.
В те времена было небезопасно путешествовать без вооруженной охраны. В дополнение к собственной посольской охране охрану выделяло и принимающее государство, и она от границы сопровождала посольство.
Со временем простая форма охраны посольства превратилась в форму демонстрации военной силы принимающего государства. Кроме караула, сопровождавшего посольство, в главных городах на пути следования, а в особенности в столице, стали выставлять войска с вооружением. Во время следования посольства шла стрельба из пушек, играла военная музыка.
Внешне это носило форму оказания воинских почестей, а по существу являлось замаскированной военной демонстрацией. Она должна была показать военную мощь страны и тем самым поразить воображение иностранных гостей. Вот как в те времена встречали послов в Москве. Въезд послов в город происходил с пышностью, при большом стечении народа. Вдоль всего пути стояли конные служилые люди и боярские холопы в богатом вооружении, на роскошно убранных конях, выстроена пехота со знаменами и пушками. Вся эта обстановка должна была внушать послам представление о богатстве и могуществе Русского государства.
В дальнейшем с учреждением постоянных дипломатических представительств – посольств и миссий – необходимость в демонстрации военной силы в таком виде отпала, но сама форма выставления почетного караула, во многом измененная, осталась и превратилась в современную норму международного протокола.
В настоящее время в большинстве стран мира в честь иностранных официальных делегаций, возглавляемых руководящими деятелями государства, при их встрече выставляется военный почетный караул исполняются государственные гимны, производится артиллерийский салют.
Потребовалось очень много времени, прежде чем выработались и стали общепринятыми также другие современные правила протокола.
| ||||||
2.Международные договоры, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проекты международных договоров после согласования с заинтересованными центральными государственными органами Республики Казахстан по вопросам, относящимся к их компетенции, подлежат обязательной юридической экспертизе в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Министерство юстиции Республики Казахстан при проведении юридической экспертизы: 1) дает заключения о соответствии положений международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров законодательству Республики Казахстан; 2) определяет способы выражения Республикой Казахстан согласия на обязательность для нее международных договоров. 2. Международные договоры, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проекты международных договоров, прошедшие экспертизу Министерства юстиции Республики Казахстан, подлежат согласованию в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан. Министерство иностранных дел Республики Казахстан: 1) дает заключения о внешнеполитической целесообразности заключения международных договоров; 2) дает заключения о соответствии положений международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров международным договорным и иным обязательствам Республики Казахстан и по другим вопросам, связанным с их вступлением в силу и выполнением; 3) определяет виды заключаемых Республикой Казахстан международных договоров. Статья 4. Научная экспертиза международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров 1. По международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров, подлежащих ратификации, по инициативе Правительства или центральных государственных органов Республики Казахстан при необходимости проводится соответствующая научная экспертиза. Обязательная научная экспертиза проводится в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. 2. Научная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан научными организациями и (или) высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в том числе зарубежными, за исключением лиц, принимавших участие в подготовке проекта или инициировании заключения международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан. 3. Научная экспертиза проводится в целях: 1) оценки качества, обоснованности, своевременности и правомерности проекта, а также соблюдения в проекте гарантированныхКонституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина; 2) определения возможной эффективности международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, а также проекта международного договора; 3) выявления возможных отрицательных последствий заключения международного договора. Статья 5. Предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и о присоединении к ним 1. Государственные органы Республики Казахстан, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, представляют по вопросам своей компетенции: 1) Президенту Республики Казахстан предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и о присоединении к ним от имени Республики Казахстан; 2) в Правительство Республики Казахстан предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и о присоединении к ним от имени Правительства Республики Казахстан. 2. Центральные исполнительные органы Республики Казахстан по вопросам своей компетенции представляют в Правительство Республики Казахстан предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и о присоединении к ним. 3. Правительство Республики Казахстан рассматривает предложения, вносит постановлениями предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и о присоединении к ним от имени Республики Казахстан Президенту Республики Казахстан. 4. Предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и о присоединении к ним Республики Казахстан до их представления Президенту Республики Казахстан или в Правительство Республики Казахстан согласовываются с заинтересованными в пределах их компетенции центральными государственными органами Республики Казахстан, а также с Mинистерством иностранных дел Республики Казахстан. Предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и о присоединении к ним должны содержать: 1) в зависимости от случая проекты соответствующих актов Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан; 2) обоснование целесообразности их подписания, ратификации, утверждения, принятия и присоединения к ним, включая определение соответствия проектов международных договоров законодательству и международным договорам Республики Казахстан; 3) оценку возможных политических, правовых, финансово-экономических и иных последствий заключения международных договоров; 4) указание соответствующих органов, уполномоченных выполнять международные договоры; 5) в случае необходимости информацию о международной правосубъектности участвующих в переговорах сторон, с которыми планируется заключить международные договоры; 6) в зависимости от способов заключения проекты международных договоров на государственном и русском языках либо официально заверенные копии многосторонних международных договоров с переводом на государственный и русский языки; 7) перечень государств-участников многосторонних международных договоров; 8) проекты и обоснования возможных оговорок Республики Казахстан к многосторонним международным договорам; 9) тексты оговорок к многосторонним международным договорам, сформулированных другими государствами, а также проекты и обоснования возможных возражений Республики Казахстан против оговорок других договаривающихся сторон. Сношения с иностранными государствами или международными организациями по вопросам заключения международных договоров Сношения с иностранными государствами или международными организациями по вопросам заключения международных договоров осуществляются через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. | ||||||
Полномочия на совершение актов, относящихся к заключению международных договоров 1. На основании решений, принятых в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, полномочия на совершение актов, относящихся к заключению международных договоров, подтверждаются Министерством иностранных дел Республики Казахстан путем оформления сертификатов полномочий. 2. В случае, если право на подписание международного договора в соответствии с подпунктом 1) статьи 8 настоящего Закона было делегировано Президентом Республики Казахстан другому должностному лицу непосредственно перед его подписанием, полномочия такого должностного лица подтверждаются Министерством иностранных дел Республики Казахстан путем оформления сертификата полномочий без принятия решения, предусмотренного статьей 8 настоящего Закона. Совершение актов, относящихся к заключению международных договоров, без полномочий 1. Президент Республики Казахстан вправе совершать все акты, относящиеся к заключению международных договоров, без полномочий. 2. На основании решений, принятых в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, без полномочий считаются представляющими Республику Казахстан: 1) Премьер-Министр Республики Казахстан, Министр иностранных дел Республики Казахстан в целях совершения всех актов, относящихся к заключению международных договоров; 2) главы дипломатических представительств Республики Казахстан в иностранных государствах в целях принятия текстов международных договоров между Республикой Казахстан и государством, при котором они аккредитованы; 3) представители, уполномоченные Республикой Казахстан представлять ее на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, в целях принятия текста международного договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе. . Международные договоры, подлежащие ратификации Ратификации подлежат международные договоры: 1) предметом которых являются права и свободы человека и гражданина; 2) выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан; 3) о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая международные договоры о прохождении Государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан; 4) об основах межгосударственных отношений, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные международные договоры и международные договоры о коллективной безопасности; 5) об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан; 6) о государственных займах; 7) об оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи, кроме гуманитарной; 8) при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации; 9) если международные договоры предусматривают, что такое согласие выражается ратификацией. Рассмотрение до ратификации международных договоров на соответствие их Конституции Республики Казахстан 1. Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра рассматривает до ратификации международные договоры на соответствие их Конституции Республики Kaзaxcтан. 2. В случае обращения в Конституционный Совет течение сроков ратификации международных договоров приостанавливается. 3. Международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы. Порядок внесения предложений о ратификации международных договоров 1. Центральные государственные органы Республики Казахстан в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона, представляют в Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции предложения о ратификации международных договоров. 2. Предложения о ратификации международных договоров вносятся Правительством Республики Казахстан на рассмотрение Парламента Республики Казахстан. Законы о ратификации международных договоров Законы о ратификации международных договоров Республики Казахстан принимаются Парламентом Республики Казахстан в соответствии со статьей 62 Конституции Республики Казахстан. Утверждение, принятие международных договоров, не подлежащих ратификации Международные договоры, предусматривающие проведение внутригосударственных процедур, не подлежащие ратификации, подлежат утверждению, принятию: 1) подписанные от имени Республики Казахстан Президентом Республики Казахстан; 2) подписанные от имени Правительства Республики Казахстан Правительством Республики Казахстан. Предложения о присоединении Республики Казахстан к международным договорам 1. Государственные органы Республики Казахстан, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона, представляют по вопросам своей компетенции: 1) Президенту Республики Казахстан предложения о присоединении к международным договорам от имени Республики Казахстан; 2) в Правительство Республики Казахстан предложения о присоединении к международным договорам от имени Правительства Республики Казахстан. 2. Центральные исполнительные органы Республики Казахстан по вопросам своей компетенции в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона, представляют в Правительство Республики Казахстан предложения о присоединении к международным договорам. 3. Правительство Республики Казахстан рассматривает предложения, указанные в подпункте 2) пункта 1 и пункте 2 настоящей статьи, и вносит предложения о присоединении к международным договорам: 1) заключаемым от имени Республики Казахстан, не подлежащим ратификации, Президенту Республики Казахстан; 2) заключаемым от имени Республики Казахстан, подлежащим ратификации, в Парламент Республики Казахстан по согласованию с Президентом Республики Казахстан; 3) заключаемым от имени Правительства Республики Казахстан, подлежащим ратификации, в Парламент Республики Казахстан. Решения о присоединении к международным договорам Решения о присоединении Республики Казахстан к международным договорам принимаются: 1) в отношении подлежащих ратификации международных договоров, присоединение к которым осуществляется от имени Республики Казахстан или от имени Правительства Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан посредством принятия закона о ратификации международных договоров (изменен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №236-III ЗРК); 2) в отношении не подлежащих ратификации международных договоров, присоединение к которым осуществляется от имени Республики Казахстан, Президентом Республики Казахстан; 3) в отношении не подлежащих ратификации международных договоров, присоединение к которым осуществляется от имени Правительства Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан. |