Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями

 

Третий этап международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам начинается после создания в 1947г. Организации Объединенных Наций. Под эгидой ООН с 1955г. по настоящее время реализуется третья серия международных конгрессов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Такие конгрессы проводятся один раз в пять лет в виде специализированных конференций. Правовую основу их деятельности составляют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета. Заканчиваются конгрессы ООН, как правило, принятием итогового документа - доклада по рассматриваемым проблемам. Доклад, резолюции и другие решения конгрессов, хотя и носят рекомендательный характер, однако имеют исключительно важное значение для налаживания тесного сотрудничества стран в борьбе с преступностью и обращении с правонарушителями, способствуя широкому обмену опытом между пенитенциарными учреждениями.

Всего за истекший период проведено девять таких конгрессов. В их работе принимали участие правительственные организации, представители специализированных учреждений ООН и международных организаций, а также отдельные лица, являющиеся специалистами в этой области. Наша страна участвует в конгрессах третьей серии с 1960г., т.е. со второго конгресса.

Первый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками состоялся в августе-сентябре 1955 года в Женеве. В повестку дня конгресса были включены пять вопросов: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; открытые исправительные учреждения; пенитенциарный труд; набор, обучение и статус тюремного персонала; предупреждение преступности несовершеннолетних.

Историческое значение первого конгресса ООН состоит в том, что он принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В настоящее время они являются важнейшим международным документом, защищающим права и интересы осужденных. Это, своего рода, "Великая Хартия" прав осужденных.

Принятию данного документа, по сути дела, послужила работа всех предшествующих конгрессов первой и второй серий. История создания международных норм обращения с заключенными начинается с Лондонского конгресса 1872г., на котором был принят документ под названием " Принципы пенитенциарной науки", явившийся первой попыткой описания международных правил обращения с заключенными. Упоминание о нем содержится в материалах десяти конгрессов, прошедших с 1872 по 1925 гг. Этот период можно назвать первым, подготовительным периодом в истории создания международных норм обращения с заключенными.

С 1925 г., с лондонского конгресса, начинается второй период создания международных правил обращения с заключенными. Сначала на данном конгрессе, затем на заседании Международной уголовной и пенитенциарной комиссии было внесено предложение о создании единого документа, который бы определил минимум прав лиц, лишенных свобод, по решению судебных властей. В 1929г. был создан предварительный вариант такого документа, который состоял из пятидесяти пяти правил. В 1933г. был подготовлен окончательный вариант первого международного проекта минимальных правил обращения с заключенными. Данный проект был одобрен Лигой Наций в 1934 году и просуществовал до 1949 года.

Третий этап разработки международных правил обращения с заключенными начинается с 1949 г. В этом году в г. Берне на заседании Международной уголовной и пенитенциарной комиссии было рекомендовано разработать новый вариант правил с учетом изменившихся условий. К 1951 году такой вариант был разработан и передан в ООН. Первый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в Женеве в 1955 году, одной из резолюций принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

По второму обсуждавшемуся вопросу первый конгресс принял резолюцию под названием "Пенитенциарные и исправительные учреждения открытого типа". В ней указывались характерные признаки открытого учреждения, давались рекомендации относительно порядка содержания в них осужденных, определения категории лиц, которые могут быть в них направлены. Подчеркивалось, что данные учреждения важны с точки зрения социальной реабилитации осужденных, приспособления их к условиям свободы.

По поводу труда конгресс принял "Рекомендации", в которых говорится, что тюремный труд должен рассматриваться не как дополнительное наказание, а как средство исправления заключенных, предупреждения их праздности и распущенности.

В резолюции "Подбор и подготовка личного состава для пенитенциарных исправительных учреждений" подчеркнуто значение следующих вопросов: а) характер тюремной системы; б) статус тюремного персонала и условия службы; в) комплектование служебного персонала; г) профессиональная подготовка.

Согласно названной резолюции, служащие пенитенциарных учреждений должны приравниваться к высокооплачиваемым государственным служащим, не испытывающим нужды в жилье и иных коммунальных благах. Их служба не может быть организована на принципах военных Уставов, однако, с целью обеспечения субординации, на них распространяется действие дисциплинарного устава. Тюремный персонал должен комплектоваться специалистами из числа квалифицированных психиатров, психологов, социальных работников, педагогов, инструкторов труда. Для повышения их профессионального уровня должны создаваться специальные учебные заведения, организованы различные семинары по обмену опытом и повышению квалификации.

Второй конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил с 8 по 20 августа 1960г. в Лондоне. Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) новые формы преступности несовершеннолетних, их происхождение, предупреждение и обращение с несовершеннолетними преступниками; 2) специальные полицейские службы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; 3) предупреждение преступлений, которые являются результатом социальных изменений и связаны с экономическим развитием менее развитых стран; 4) краткосрочное лишение свободы; 5) подготовка заключенных к освобождению и постпенитенциарная помощь, а также помощь иждивенцам заключенных; 6) использование тюремного труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о вознаграждении заключенных.

Центральным вопросом данного конгресса был вопрос о борьбе с преступностью несовершеннолетних. Вопросы же чисто пенитенциарной проблематики рассматривались только одной секцией. В частности, на этой секции был сделан доклад "Подготовка заключенных к освобождению и постпенитенциарная помощь, а также помощь иждивенцам заключенных", основной идеей которого было то, что подготовка заключенных к освобождению должна проводиться в последний период отбывания наказания. На этом конгрессе впервые принимали участие делегаты нашей страны, которые отстаивали другую точку зрения: подготовка к освобождению должна проводиться в течение всего периода отбывания наказания и должна быть направлена на исправление осужденных.

На заседании секции был заслушан также второй доклад " Использование тюремного труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о вознаграждении заключенных за труд". Господствующей была точка зрения, что труд является средством исправления заключенных, а не наказанием. Конгресс рекомендовал считать качество труда одним из факторов, влияющим на решение вопроса о досрочном освобождении заключенных. В деле приобщения заключенных к труду рекомендовалось считать обязательным и их профессиональное обучение. Подчеркивалось, что школьное и профессиональное обучение должны строиться на общенациональных программах и давать возможность заключенным после окончания обучения получать такие же документы, как и в обычных заведениях на свободе.

Третий конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями работал в Стокгольме с 9 по 18 августа 1965 года. Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) социальные изменения и предупреждение преступности; 2) социальные факторы и предупреждение преступности; 3) общественные превентивные мероприятия ( подготовка и осуществление программ, касающихся медицинских, полицейских и социальных служб); 4) меры по предупреждению рецидива (вредные последствия предварительного заключения и неравенство в отправлении правосудия); 5) исправительный срок и другие меры вне исправительных учреждений; 6) специальные превентивные и исправительные меры для молодежи.

По повестке дня видно, что внимание данного конгресса было сосредоточено преимущественно на вопросах уголовного права и криминологии. Тем не менее, рассматривая вопросы рецидива преступлений, конгресс так или иначе коснулся деятельности исправительных учреждений. В частности, отмечалось следующее:

а) если лишение свободы имеет цель защиту общества от преступных посягательств, то добиться этого можно лишь путем исправления правонарушителей;

б) чисто карательный подход не может достигнуть данной цели;

в) на снижение рецидива влияют такие факторы, как подготовка осужденных к освобождению, предоставление осужденным отпусков перед освобождением, оказание помощи после освобождения (трудовое и бытовое устройство);

г) на осужденных негативно влияют факторы лишения свободы, потому оно не приносит пользы ни преступнику, ни обществу;

д) необходимо чаще обращаться при применении наказания к системе мер, исключающих лишение свободы, сохранив последнее для наиболее опасных преступников;

е) к лицам, совершившим впервые преступления, следует стремиться применять условное осуждение, осуждение с испытательным сроком, штраф, труд вне места лишения свободы;

ж) длительные сроки наказания (десять и более лет) не достают цели исправления;

з) в стенах пенитенциарного заведения существуют две противоположные социальные системы - администрация и заключенные -, а в связи с тем, что последняя определяется ценностями и нормами, имеющими антисоциальный характер, она существенно влияет на зарождение преступности в стенах тюремных учреждений;

и) рецидивная преступность зависит чаще не столько от работы пенитенциарного учреждения, сколько от работы государственных органов вне этого учреждения.

При обсуждении вопроса о специальных и исправительных мерах для молодежи высказан ряд интересных рекомендаций. Например, в отношении этой категории лиц, рекомендовано как можно реже применять меру пресечения в виде заключения под стражу, а в случае заключения под стражу несовершеннолетних их следует содержать отдельно от других категорий правонарушителей. В отношении несовершеннолетних и молодых преступников следует избегать применения традиционных форм тюремного заключения, рекомендовано помещать их в пенитенциарные заведения открытого типа, в которых уделяется серьезное внимание профессионально-техническому обучению и подготовке к освобождению.

Четвертый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемуся в августе 1970г. в Киото ( Япония), проходил под девизом "Развитие и преступность". Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) политика в области социальной защиты в отношении планирования развития; 2) участие общественности в предупреждении преступности и борьбе с ней, включая преступность несовершеннолетних; 3) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в своих последних достижений в исправительной практике; 4) организация научных исследований для разработки политики в области социальной защиты.

Судя по повестке дня данный конгресс также в своей основе носил криминологический характер. Однако вопрос о Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными был вопросом сугубо пенитенциарной проблематики. Обсуждению на конгрессе подвергались следующие направления: а) характер Минимальных стандартных правил; б) сфера их действия; в) их статус; г) их применение в национальном и международном масштабах; д) необходимость их совершенствования.

На конгрессе констатировалось: хотя Минимальные стандартные правила обладают универсальным характером, тем не менее нужно применять их гибко, с учетом национально-исторических, социально-экономических и духовных особенностей каждой страны, берущей за образец обращения с преступниками эти правила. В свете названных обстоятельств пока превращать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в ранг международной конвенции преждевременно, не снимая однако этого вопроса с повестки дня в перспективе.

На конгрессе было выслушано выступление делегатов от СССР о новом исправительно-трудовом законодательстве, которое во многих нормах впитало в себя прогрессивные идеи Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

По результатам рассмотрения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными конгресс рекомендовал: а) Генеральной Ассамблее ООН - принять резолюцию, которая бы одобрила сами правила и их применение всеми государствами - членами ООН; б) экономическому и социальному совету и Генеральному секретарю осуществить меры, направленные на содействие научным исследованиям и развитию технической помощи, создать специальную рабочую группу квалифицированных экспертов для изучения правил; в) рабочей группе экспертов - дать международную оценку применения правил.

Пятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил с сентябре 1975 года в Женеве (Швейцария). В соответствии с повесткой дня работало пять секций:

1) изменение в формах и масштабах преступности - международной и внутригосударственной;

2) роль уголовного законодательства, отправления правосудия и других форм общественного контроля в предупреждении преступности;

3) новая роль полиции и других органов обеспечения правопорядка с особым упором на изменяющуюся обстановку и минимальные меры эффективности;

4) обращение с осужденными;

5) экономические и социальные последствия преступности: новые задачи в области исследования и планирования.

Данный конгресс на секционных заседаниях рассмотрел вопросы, носящие в основном уголовно-правовой и криминологический характер: преступность как форма бизнеса на внутригосударственном и международном уровне; преступность, связанная со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, миграцией, дорожным движением и т.д.. Затрагивались также вопросы профессиональной подготовки политических кадров, о международном сотрудничестве полиции и т.д.

На четвертой секции обсуждались сугубо пенитенциарные вопросы. Здесь рассматривался проект доклада "Обращения с правонарушителями, содержащимися в заключении и находящимися на свободе, с особым упором на соблюдении принятых Организацией Объединенных Наций минимальных стандартных правил обращения с заключенными". Участники конгресса обратили внимание на вопросы гуманного уголовного правосудия и исправительных систем, замене тюремного заключения альтернативными мерами. Было установлено, что конечными целями исправительной системы являются: ресоциализация правонарушителя; защита общества и снижение преступности. Констатировано также, что в интересах реформы исправительной системы целесообразно обеспечить надежные гарантии защиты прав осужденных, расширить участие граждан в разработке и осуществлении пенитенциарных программ, усилить взаимодействие исправительных учреждений с учреждениями здравоохранения и социального обеспечения.

На пенитенциарной секции также были обсуждены и приняты " Процедуры для эффективного выполнения минимальных стандартных правил обращения с заключенными". В данном документе регламентированы основные положения по применению Правил (включению в национальное законодательство), система сбора информации о их применении, обязательного ознакомления с ними заключенных, способы их распространения.

Вопросы применения и совершенствования Правил должен заниматься постоянно действующий комитет по предупреждению преступности, как структурное подразделений Экономического и Социального Совета ООН. На секции также были выработаны рекомендации о включении Минимальных стандартных правил в учебные программы для подготовки работников пенитенциарных учреждений.

Шестой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в ноябре 1980г. в Каракасе (Венесуэла). Работа секций конгресса осуществлялась по следующим направлениям:

1) Тенденции в области преступности и стратегия ее преодоления;

2) Судебное преследование несовершеннолетних правонарушителей до и после совершения преступлений;

3)Преступность и превышение власти, правонарушения и правонарушители, находящиеся вне досягаемости закона;

4) Реорганизация в области исправительных мер и ее влияние на находящихся в заключении;

5) Нормы и руководящие принципы Организации Объединенных Наций при исполнении уголовного правосудия; смертная казнь.

6) Новые перспективы в предупреждении преступности и уголовное правосудие; роль международного сотрудничества.

Проблемы, относящиеся к области пенологии, рассматривались при обсуждении пункта четвертого повестки дня конгресса. По итогам обсуждения была принята декларация ("Каракасская") и резолюция (решения) по проблемам уголовного правосудия и обращения с правонарушителями. Основное внимание в них обращалось на следующее:

а) поиск новых уголовно-правовых мер, вступающих в качестве эффективной альтернативы наказания в виде лишения свободы;

б) активное включение общественности в процесс исполнения альтернативных лишению свободы мер, в особенности в осуществление мероприятий по возвращению правонарушителей к социально полезной деятельности;

в) сокращение количества тюрем.

По пятому пункту повестки дня работы конгресса много внимания уделялось высшей мере наказания – смертной казни. Делегаты некоторых стран (Швеции, Австрии) предложили исключить ее из уголовного закона как негуманную и аморальную. Однако данное предложение было отвергнуто большинством делегатов. Они высказались за сохранение смертной казни, как временной меры, за наиболее тяжкие преступления (против мира, воинские преступления и преступления против человечества).

На конгрессе также обсуждались вопросы: а) об осуществлении пактов о правах человека применительно к заключенным; б) о разработке проекта конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности форм обращения и наказания; в) о создании кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др.

Седьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся 26 августа – 6 сентября в Милане (Италия). Данный конгресс проходил под девизом «Предупреждение преступности в целях свободы, правосудия, мира и развития». Повестка дня включала следующие вопросы:

1) новые формы преступности предупреждение преступности в контексте развития; 2) будущие задачи; 3) процессы и перспективы уголовного правосудия в изменяющемся мире; 4) жертвы преступлений; 5) молодежь, преступность и правосудие; 6) разработка и применение стандартов и норм ООН в области уголовного правосудия.

Данный конгресс по содержанию рассматриваемых вопросов носил криминологический характер. Однако на конгрессе не остались без внимания и пенитенциарные проблемы. Среди документов, принятых на конгрессе, был такой документ, как «Стандартные минимальные правила ООН». Данные правила касались отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и получили название Пекинских правил (их разработка была завершена в Пекине). В Правилах в самой общей форме содержатся рекомендации по отношению правосудия в отношению несовершеннолетних, расследованию и судебному разбирательству, вынесению судебного решения и мер воздействия, обращению с несовершеннолетними правонарушителями в исправительных учреждениях и вне их.

В части, касающейся обращения с преступниками в исправительных учреждениях, приводится положение о том, что целью воспитательной работы с несовершеннолетними является обеспечение опеки и защиты, получение образования и профессиональных навыков, оказание им помощи для выполнения социально-конструктивной и плодотворной роли в обществе. Кроме того, им должна быть предоставлена психологическая, медицинская и физическая помощь, которая должна оказываться с учетом их возраста, пола и личности, а также интересов их полноценного развития.

В Правилах также подчеркивается, что несовершеннолетние в исправительных учреждениях должны содержаться отдельно от взрослых (в отдельных учреждениях), необходимо предоставлять возможность их встречи с родственниками, следует поощрять межведомственное сотрудничество с целью обеспечения их полноценным образованием.

На конгрессе также были приняты "Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев" и "Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами".

Предметом специального обсуждения на конгрессе были вопросы обращения с заключенными. Они касались в основном осуществления " Минимальных стандартных правил", принятых на I Конгрессе в 1955г., а также резолюции предыдущего YI Конгресса, который уделил особое внимание международным документам в области прав и их осуществлению в отношении заключенных. Итогом дискуссий по этой теме явилась резолюция под названием "Статус заключенных".

Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в Гаване с 27 августа по 7 сентября 1990г. Основная тема конгресса: "Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в XXI веке". В соответствии с ней в повестку дня были включены следующие вопросы:

1) предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития: реальность и перспективы международного сотрудничества;

2) политика в области уголовного правосудия, относящаяся к проблемам тюремного заключения и к осуществлению других правовых санкций и альтернативных мер;

3 эффективные национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической преступной деятельностью;

4) предупреждение преступности, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи;

5) нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: их выполнение и первоочередные задачи в отношении установления новых норм.

Острую полемику на конгрессе вызвал вопрос о политике в области тюремного заключения. Споры велись относительно возможности перевоспитания преступника в местах лишения свободы. Делегаты различных стран на это смотрели по-разному. Одни утверждали, что наказание само по себе несет элементы перевоспитания, другие - весьма скептически отнеслись к этой идее вообще. Однако делегаты все-таки пришли к выводу, что если есть возможность перевоспитать преступника, то следует принимать для этого необходимые меры.

Другим важным вопросом с точки зрения пенитенциарии был вопрос об альтернативных мерах лишению свободы. Оказалось, что последнее является основной формой наказания в разных странах, и это беспокоит многих, так как еще на предыдущих конгрессах было признано, что содержание в местах лишения свободы заключенных не эффективно, особенно в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. В связи с этим на конгрессе было предложено более широко использовать системы штрафов и материальных компенсаций потерпевшим. По данному вопросу было принято решение принять "Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением" (Токийские правила).

Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в Каире (Египет) в 1995 г.

Повестка дня конгресса включала следующие вопросы:

1) международное сотрудничество и практическая техническая помощь в укреплении законности: содействие в осуществлении программ ООН в области предупреждения преступности и правосудия;

2) меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды: национальный опыт и международное сотрудничество;

3) системы уголовного правосудия и юстиции: управление и совершенствование работы полиции, прокуратуры, судов и исправительных учреждений;

4) стратегии в области предупреждения преступности, в частности в отношении преступлений в городских районах и преступности среди несовершеннолетних и преступлений с применением насилия, включая вопрос о потерпевших.

Касаясь проблем работы исправительных учреждений, на конгрессе были рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, обсуждались меры, направленные на совершенствование набора и подготовки должностных лиц пенитенциарных учреждений в качестве возможных путей улучшения обращения с правонарушителями в тюрьмах. Во-вторых, обращалось внимание на плохие условия, существующие в тюрьмах, а также на значительные расходы на их содержание. В этом плане в некоторых странах при сокращении национальных бюджетов или переоценке приоритетов часто жертвуют исправительными службами. В-третьих, предполагалось проанализировать распорядок работы тюрем в целях более рационального управления их повседневной жизнью. В-четвертых, подчеркивалось, что тюремное заключение должно сочетаться с образованием, медицинским обслуживанием и осуществлением различных программ в области предупреждения преступности.

На конгрессе получило продолжение обсуждение проблем применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, начатых на YIII конгрессе. Данные наказания считаются целесообразными в отношении значительного числа преступных действий, несмотря на то, что в глобальных масштабах принятие альтернативных мер вместо лишения свободы все еще находится на начальном этапе. Было также отмечено, что в некоторых странах свыше двух третей всех уголовных дел, рассмотренных судебными органами, не повлекли за собой тюремного заключения. Считается, что такие меры позволяют сократить численность персонала исправительных учреждений и снизить расходы на такие учреждения, а также косвенно способствуют созданию более благоприятных условий для содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях.

На конгрессе рассматривался также вопрос о выполнении на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Отмечая важность данных Правил для разработки уголовной политики и практики, на конгрессе отмечалось, что во многих странах существует множество препятствий, затрудняющих их выполнение. Для решения этой проблемы предложено: а) распространять информацию о практическом функционировании пенитенциарных систем не только среди правительств, но и среди профессиональных организаций, научных учреждений, исправительных организаций и широкой общественности; б) широко распространять среди администрации тюрем практическое руководство по толкованию и применению Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; в) обмениваться мнениями относительно улучшения условий содержания заключенных и укреплять сотрудничество в этой области; г) стимулировать и оказывать поддержку проведению исследований, касающихся пенитенциарных систем, осуществляемых научными кругами и неправительственными организациями; д) обеспечивать открытость информации о пенитенциарных системах и повышать эффективность их функционирования путем обеспечения путей и средств для осуществления контроля за их деятельностью со стороны независимых национальных органов, таких как судебный надзор или парламентский контроль, а также уполномоченных независимых комиссий по рассмотрению жалоб.

В резолюции IX Конгресса было принято решение об изучении государствами вопроса о пересмотре пенитенциарной системы, включая принятие законодательства, направленного на обеспечение ее слаженного функционирования в более широких рамках системы уголовного правосудия. С этой целью конгресс рекомендует:

а) укрепить координацию между пенитенциарной системой и более широкой системой уголовного правосудия и обеспечить более тесное участие этой системы в исследованиях по разработке программ и в составлении законопроектов;

б) обеспечить совершенствование учебных заведений по подготовке должностных лиц и сотрудников тюрем в качестве одной из основных приоритетных задач в области модернизации системы, организовать регулярные учебные программы и содействовать обмену информацией между администрацией тюрем и научным университетским обществом;

в) продолжать и расширять обмен информацией и техническое сотрудничество на международном, региональном и национальном уровнях в целях улучшения подготовки персонала исправительных учреждений;

г) использовать, когда это целесообразно, альтернативные меры наказания в отношении правонарушителей;

д) обеспечить уважение достоинства и прав заключенных на основе анализа и изменения, при необходимости, положений, регулирующих деятельность пенитенциарной системы.

Десятый Конгресс ООН по предупреждению и обращению с правонарушителями проходил в апреле 2000 г. в г. Вене (Австрия). Повестка дня работы Конгресса включала рассмотрение следующих вопросов: укрепление законности и упрочнение системы уголовного правосудия; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью; новые вызовы в ΧΧІ веке; эффективное предупреждение преступности в ногу с новейшими достижениями; правонарушители и жертвы; ответственность и справедливость в процессе правосудия. Отсюда и девиз Конгресса – «Преступность и правосудие: ответы на вызовы ΧΧІ века».

Кроме того, на семинарах-практикумах обсуждались и такие темы, как: борьба с коррупцией; участие общин в предупреждении преступности; преступления, связанные с использованием компьютерной сети; женщины в системе правосудия. Таким образом, проблемы, связанные с исполнением наказания на Конгрессе не рассматривались.

Особое внимание на Χ Конгрессе было обращено на проблему организованной преступности, которая опутала своими щупальцами все регионы мира и наносит им огромный ущерб, исчисляемый многими миллиардами долларов. Она связана с все возрастающим производством и распространением наркотиков, расширением незаконного рынка огнестрельного оружия, опасными тенденциями усиления терроризма и т.д. поэтому в 2000 году предполагается подписать Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, а также три правовых документа – о торговле людьми; о контрабандном провозе мигрантов; о незаконном изготовлении и обороте огнестрельного оружия. К тому же в Управлении ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности недавно создано подразделение по предупреждению терроризма, в функции которого входит осуществление мониторинга и анализ тенденций в этой области во всем мире, рассмотрение опыта различных стран борьбы с терроризмом и осуществлять глобальный обзор этого преступного явления.

На Конгрессе обсуждалась проблема укрепления законности. В основу подхода к этой проблеме была положена концепция верховенства права и природы правопорядка. В связи с этим были выработаны рекомендации по обеспечению открытости в области формирования законотворческой политики и отправления правосудия по уголовным делам, что может привести к росту доверия и уважения к закону. Реализуя меры по укреплению законности, следует подходить к ним последовательно и реалистически, чтобы общество и его граждане признали его своими.

Подчеркивалась также необходимость придания правовым нормам, регулирующих борьбу с организованной преступностью, чтобы преступники не смогли выбирать для своей деятельности страны по принципу наименьшего риска или максимально возможной прибыли.

По проблеме предупреждения преступности было обращено внимание на следующее:

а) прогрессу в области теории и практики ситуативного (специального) предупреждения преступности (при неоднократном совершении преступлений против небольшой части населения и при совершении их в «горячих точках», т.е. где они наиболее часто совершаются);

б) разработке международных принципов предупреждения преступности;

в) участию общин в предупреждении преступности;

г) социальным последствиям преступности и др.

В дискуссии по «правонарушителям и жертвам» было отмечено, что более половины жертв преступлений во всем мире не удовлетворены отношением полиции к их жалобам, что они получают двойную травму: и от преступников и от полиции.

На семинаре-практикуме о положении женщины в системе правосудия отмечалось явно непропорциональное негативное воздействие, которое оказывает на женщину транснациональная организованная преступность, в частности, находящихся в неблагоприятном положении или в качестве наиболее уязвимых жертв. Поэтому в протоколах, дополняющих проект Конвенции против транснациональной организованной преступности, особое внимание уделено защите жертв преступлений – в особенности женщин и детей – и оказанию им необходимой помощи.