Организация информационной работы в боевой обстановке
Выработка последовательности работы офицеров с получением боевой задачи.
Алгоритм работы помощника командира по работе с личным составом по организации информационной работы в боевой обстановке.
(СЛАЙД) Помощник командира по работе с личным составом:
1. Организует и совершенствует справочно-информационную базу.
2. Определяет основное содержание боевого и политического информирования на период подготовки и ведения боя.
3. Распределяет основные средства информационной работы, порядок их использования, восполнения утрат и потерь.
4. Определяет состав сил по организации и проведению боевого и политического информирования, порядок их подготовки, расстановки по органам и пунктам управления, частям и подразделениям, элементам боевого порядка.
5. Разрабатывает принципиальную схему информационного обеспечения.
6. Разрабатывает тематику боевого и политического информирования на период подготовки и в ходе боя, конкретные формы и методы, порядок его проведения.
7. Вырабатывает предложения заместителю командира по воспитательной работе по организации боевого и политического информирования.
8. Лично организует и проводит информирование в частях и подразделениях.
Информационная работа ведется целеустремленно и непрерывно, при подготовке и в ходе боевых действий. Её организация и проведение являются обязанностью всех командиров и помощников по работе с личным составом. Непосредственное руководство его осуществляют специалисты (офицеры ) информационных структур органов воспитательной работы, которые несут полную ответственность за ее состояние.
Организация информационной работы начинается с получением боевой задачи.
(СЛАЙД) Помощник командира бригады по работе с личным составом и его подчиненные действуют в следующем порядке:
а) уясняют полученную боевую задачу;
б) оценивают обстановку;
в) выполняют необходимые предварительные распоряжения;
г) готовят предложения по организации информационного обеспечения;
д) действуют в соответствии с боевым приказом командира, его распоряжением по морально-психологическому обеспечению боевых действий.
При организации информационной работы учитывается вид боевых действий, в котором будут участвовать войска (прежде всего - это оборона и наступление). Так, при организации информационной работы в обороне следует пояснить, что последняя характеризуется глубоким построением войск, рассредоточением сил и средств, широким применением маневра войсками, огнем и заграждениями, высокой активностью. Наступление же характеризуется значительной глубиной одновременного поражения противника, пространственным размахом, высокими темпами, резкими изменениями обстановки, безостановочным ведениембоевых действий днем и ночью с быстрым перенесением их в глубину, широким применением охватов и обходов противника.
Информационная работа организуется по двум основным этапам:
а) подготовительному;
б) в ходе боя.
Второй этап обычно подразделяют на несколько периодов. В частности, в обороне такимипериодами могут быть:
- начало наступления противника;
- выдвижение противника на рубеж атаки;
- вклинение противника в участок обороны бригады (дивизии);
- подготовка и проведение контратак.
В наступлении выделяют такие периоды, как:
- этап выдвижениячастей и подразделений к переднему краю;
- атаку и прорывпервой полосы обороны противника;
- ввод в бой второгоэшелона;
- отражение контратак противника.
(СЛАЙД) В ходе подготовительного этапа помощник командира по работе с личным составом проделывает работу:
- разрабатывает мероприятия информационной работы в план воспитательной работы бригады;
- определяет формы инструктирования информаторов, редакторов боевых листков, листков-молний, фотографа и т.д.;
- доводит до офицеров и актива подразделений формы и методы пропаганды передового опыта и героев боя;
- составляет тематику бесед, несущих информационную нагрузку, c личным составом;
- готовит справку о политико-экономической характеристике района боевых действий;
- определяет меры по обеспечению личного состава газетами, листовками, памятками;
- определяет категории, время выступления, место проведения мероприятия с обменом опытом действий, практическими приемами работы в той или иной конкретной боевой обстановке участников боевых действий, ликвидации последствий аварий и катастроф.
(СЛАЙД) Непосредственно в ходе боя помощник командира по работе с личным составом:
- действует по указанию командира (возможно в одном из подразделений);
- оперативно реагирует на изменение обстановки, своевременно принимает меры по устранению (локализации) негативных процессов в части (подразделении);
- своевременно получает и передает информацию, доводит ее внужном объёме до различных категорий военнослужащих;
- особое внимание уделяет доведению информации о передовых людях данной части (подразделения): о первом военнослужащем, поднявшемся в атаку, водрузившем флаг, применившем какие-либо новые приемы в целях успешного выполнения боевой задачи.
На первый план в информационной работе в ходе боевых действий выдвигается проблема умелого сочетания командирами, штабами, органами воспитательной работы выработанных практикой принципов воздействия на военнослужащего с теми истинами, правилами, нормами, которые выстраданы многовековым отечественным и зарубежным опытом.
Осуществляя информационную работу, очень важно соблюсти выработанные практикой и проверенные опытом правила информационной деятельности, в частности: исходя из закона «первых истин», более убедительна первая информация;учитывая закон «очевидности немыслимого», исходить из того, что чем больше нового, невероятного в информационном потоке, тем лучше он воспринимается; своевременно оповещать личный состав о порядке, формах и методах доступа к информации; использовать, информацию только после того, как убедишься в ее правдивости иобъективности.
К проведению конкретных мероприятий информационного обеспечения привлекаются: командиры (начальники), их заместители, офицеры управления части (соединения), должностные лица воспитательных структур, военные юристы, медики и другиеспециалисты, представители государственной власти, правоохранительных органов, религиозных концессий, трудовых коллективов, общественных организаций и движенийпатриотической направленности и другие.
Алгоритм работы помощника командира по работе с личным составом в боевой обстановке включает в себя (СЛАЙД):
1.Сбор и накопление информации:
- изучение законодательных и других нормативных документов, отражающих общественно-политические процессы, регламентирующих жизнь и деятельность Вооруженных Сил;
- взаимный обмен информацией с информационными службами государственных органов и общественных организаций и религиозных объединений;
- изучение программ, уставов политических партий и общественных движений в районе боевых действий;
- обобщение результатов социологических исследований общественного мнения, опросов военнослужащих;
- интервью, беседы, встречи с представителями государственных органов и общественно-политических организаций в интересах получения необходимой информации;
- анализ писем, обращений, заявок, воззваний и других материалов, связанных с деятельностью государственных органов и общественных движений;
- анализ материалов средств массовой информации по интересующим вопросам;
- анализ оперативной информации, поступающей из частей (доклады, справки, обзоры, сводки и т.д.).
2. Систематизация информации;
а) по масштабам:
- международная военно-политическая информация;
- социально-политическая информация об обстановке в государствах ближнего зарубежья;
- информация о социально-политической обстановке в стране;
- информация об общественно-политической ситуации в регионе;
- информация о социальных процессах в Вооруженных Силах, гарнизоне, конкретной воинской части, подразделении.
б) по объектам:
- международные общественные организации и движения;
- органы государственной власти и управления;
- политические партии и общественно политические организации и движения;
- общественные организации ветеранов войн, Вооруженных Сил, воинов-интернационалистов;
- политические партии религиозной ориентации, религиозные объединения;
- общественные организации родителей военнослужащих;
- объединения молодежи;
- региональные организации, и формирования казачества;
- региональные национальные объединения;
- женские общественные организации;
- общественные организации военнослужащих и т.д.
в) по значимости:
- события международной жизни, имеющие большое значение для государства, Вооруженных Сил;
- события в государстве, имеющие важное значение для Вооруженных Сил;
- чрезвычайные события в государстве, деятельности националистических экстремистских сил в регионе;
- чрезвычайные события в Вооруженных Силах, гарнизоне, части.
3. Формализация:
- информационно-аналитические материалы (социально-политические прогнозы, обзоры, статьи и т.д.);
- оперативные информационные материалы (доклады, сообщения, ориентировки, телеграммы и другое);
- организационно-управленческие материалы (прогнозы, распоряжения, указания, методические рекомендации и т.д.);
- учебно-методические материалы (пособия, правила, рекомендации, предложения и прочее);
- информационно-справочные материалы (каталоги, словари, списки, адреса и другое).
4. Выработка предложений и рекомендаций:
- введение в проблему (информация по существу вопроса актуация, краткий анализ событий, фактов);
- аргументация позиций сторон, доказывающая истинность или опровергающая то или иное мнение, точку зрения;
- обобщенная оценка проблемы и практическая постановка вопроса, краткие выводы по существу;
- конкретные предложения по реагированию на обстановку и взаимодействию с государственными органами, общественными организациями;
- рекомендации органам военного управления для принятия соответствующего решения.
5. Распространение информации:
- телеграммы и телефонограммы в части (подразделения);
- направление всех видов материалов, подготовленных офицером по общественно-государственной подготовке и информации, командованию и в части (подразделения);
- информирование государственных органов и общественности по вопросам, представляющим взаимный интерес;
- распространение оперативной информации в ходе массовых общественно-политических мероприятий;
- выступления на совещаниях, сборах и других мероприятиях, проводимых в части, гарнизоне;
- выступления в воинских коллективах;
- выступления в средствах массовой информации.
Есть немало и других средств информации и воспитания, используемых в мирных условиях и в боевой обстановке.
Но, конечно же, в любых условиях служебной, учебной и боевой деятельности важнейшим, незаменимым средством воздействия на воинов является живое слово командира, начальника, офицера-воспитателя, старшего боевого товарища, разъясняющее обстановку, полученную боевую задачу, укрепляющее моральный дух войск и призывающее к смелым и решительным действиям, их личный пример мужества, отваги, героизма.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать что,конечным результатом информационного обеспечения в специфических условиях является формирование и поддержание такого морально-психологического состояния, которое характеризуется понятиями "боевой энтузиазм", "боевое настроение", "боевое возбуждение", "самоотверженность" и др. без чего немыслим успех в современном бою и на что нацелены, в том числе, занятия по общественно-государственной подготовке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать ряд принципиальных выводов. Во-первых, развитие теории и практики воспитательной работы в войсках (силах) неразрывно связано с совершенствованием информационного обеспечения как интегрирующего фактора повседневной и боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Во-вторых, главными компонентами информационного обеспечения действий войск (сил) при выполнении специальных задач выступают информационно-аналитическая и информационно-воспитательная работа, а также информационно-психологическое противодействие. В-третьих, ключевой проблемой эффективного функционирования системы информационного обеспечения в войсках является высокая профессиональная и информационная подготовка офицеров органов воспитательной работы к решению актуальных задач, как в повседневных, так и в особых условиях. связано с совершенствованием информацио
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция РФ – М.: Юридическая литература, 1993.
2. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Воениздат, 2008.
3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 2 (батальон, рота)-М.: Воениздат, 2008.
4. Приказ МО РФ №70 от 11 марта 2004г., «Об органах воспитательной работы ВС РФ»
5. Приказ МО РФ №79 от 28 февраля 2005г., «О совершенствовании системы воспитательной работы ВС РФ»
6. Приказ МО РФ от 13 апреля 1996г., «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в ВС РФ»
7. Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ
8. Наставление по обеспечению боевых действий соединений и частей Сухопутных войск. Часть II (морально-психологическое обеспечение) - М., 2002.
9. Гурин В.И. и др. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск. В 3х частях. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
10. Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение-часть): Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2004.
11. Система морально-психологического обеспечения в ВС РФ. Учебное пособие// МО РФ. – М.: Воениздат, 2005.
12. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. “Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России” -М.:ВУ,2002.
13. Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 2004.