Основные исторические этапы развития русской философии XIX -XX вв.

Национальные особенности русской философии

План

Тема 10. Русская философия XIX -XX вв.

Вопросы для самопроверки

1. Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей.

2. Раскрыть суть философии экзистенциализма.

3. Чем отличается психоанализ Э.Фрейда от его учеников?

4. Раскройте сущность позитивизма и неопозитивизма.

1. Национальные особенности русской философии.

2. Основные исторические этапы развития русской философии XIX –XX вв.

Русская философияразвивалась в сотворчестве и в определенной «оппозиции» к философии Запада. Из глубочайших недр народного духа из трагического опыта своей истории она сделала глубочайшие, проницательные выводы о том, что ценность человеческой жизни абсолютна, что эксперименты, насилие над естественным ходом жизни недопустимы, что никакой «прогресс» – ни научный, ни технический, ни социальный – не стоит слезинки ребенка, не может и не должен быть куплен ценой разрушения личности.

Русские философы не приняли идеал потребительства, сытого благополучия, как не приняли они и позитивистски-рационалистической модели человека, противопоставив всему этому свой взгляд, свое видение реальности. Это была идея целостности, идея всеединства. Разум, логика составляют существенную черту человеческого духа, но не исчерпывают его.

Для России (как и для Запада) веком классики стал XIX в. Классическим – не только по совершенству, но и развитости сотворенных им форм и новообразований духа.

1. Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40–50-е гг. XIX в.). Основатели этого течения: А. С. Хомяков (1804–1860 г.) и И. В. Киреевский (1806–1856 гг.) – открыто противопоставляли свой способ философствования западному, односторонне-рационалистическому.

Выступая с обоснованием самобытного, т. е. небуржуазного, пути исторического развития России, славянофилы выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей – любви и свободы. Самобытность России они связывали с отсутствием в ее истории классовых антагонизмов, в организации народной жизни славян на основе крестьянской поземельной общины. Эти идеи нашли поддержку и сочувствие у последующих поколений русских религиозных философов (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, бр. Трубецкие, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).

2. Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40–60-е гг. XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же самый этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева, автора знаменитых «Философических писем», в которых он высказал много горьких истин о культурной и социально-исторической отсталости России.

3. Народничество (60–80-е гг. XIX в.). Это направление в России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом и культурном отношениях. Один из виднейших русских народников – М. А. Бакунин – в 70-е гг. перешел на позиции анархизма, полного отрицания государства и других политических организаций. Бакунин – один из первых критиков Маркса, его идеи диктатуры пролетариата.

4. Философия всеединства (70-е гг. XIX в. – 30-е гг. XX в.). Корни философской идеи всеединства уходят в глубь веков – к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым (1853-1900 гг.). Центральной в этом учении является идея «всеединства сущего», выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи предметов и явлений мира. Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности.

5. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв. Рубеж XIX–XX вв. нередко называют «серебряным веком» русской культуры, ее религиозно-философским Ренессансом. К общему направлению русской религиозно-философской мысли относится творчество А. И. Ильина (1883-1954 гг.) – философа, правоведа, литературного критика. Самым известным его философским сочинением является «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Свои социальные взгляды Ильин наиболее ярко изложил в полемике с толстовцами в книге «О сопротивлении злу силой».

6. Русский марксизм (1883-1924 гг.) – в этот хронологический этап входит философская деятельность Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, а также недолгое, но заметное духовное явление в истории российской культуры, известное как «легальный марксизм». Марксизм в его ленинском варианте (ленинизм), долгие годы и десятилетия был идеологией, монопольно господствовавшей не только в нашей стране, но и во всем так называемом «социалистическом лагере».

7. Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г). 80-летний этап новейшей российской истории превосходит по масштабам, глубине и противоречивости все, что было пережито страной со времен монгольского ига. Революция, война с фашизмом, грандиозный, жесточайший социалистический эксперимент, идеологическая монополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР – все это произошло на глазах одного поколения.

Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили замечательные, выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность и признание.

Среди них были и убежденные марксисты (К. Р. Мегрелидзе, П. В. Копнин, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков, А. М. Минасян, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев – авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций. К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришел создатель учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский (1863-1945 гг.). Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г. Г. Шпет (1879-1940 гг.), культуролог и литературовед М. М. Бахтин (1895-1975 гг.), 'философ и физик В. В. Налимов (1910-1997 гг.). Несмотря на репрессии и преследования, творил великий русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988 гг.), автор классических трудов в различных областях философского знания. Бессмертным научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная «История античной эстетики».

Мировое значение русской философской мысли XX в.еще подлежит изучению и исследованию.