Основные идеи И. Канта

Представители немецкой классической философии

Характерные черты немецкой классической философии

Законы диалектики Гегеля.

Основные идеи И. Канта.

Представители немецкой классической философии.

Характерные черты немецкой классической философии.

План

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «картезианское сомнение»?

2. Какова сущность философии воспитания и энциклопедизма?

3. В чем особенность французского Просвещения?

 

Тема 8. Немецкая классическая философия

5. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

  1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Немецкие классики полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.
  2. Исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность.
  3. Немецкие классики относились к философии как к специальной системе философских идей.
  4. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.
  5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» (1770 гг.) и заканчивается в 1872 г. со смертью Фейербаха. Представители школы: Иммануил Кант(1724–1804 гг.), Иоганн Готлиб Фихте(1762–1814 гг.),Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775–1854 гг.); Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770–1831 гг.),Людвиг Фейербах(1804–1872 гг.) и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались и развивали, либо отрицали и критиковали (иногда и то, и другое вместе) большинство философов XIX–XX вв. Несмотря на то, что эти мыслители крайне своеобразны в своем творчестве, немецкая классическая философия – единое духовное образование.

Основные идеи Канта связаны с теорией познания. Кант производит переворот в понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и, прежде всего моралью и религией.

По содержанию все знания проистекают из ощущений. Но по форме человеческое знание исходит не из опыта отдельного человека, а из опыта всего человечества. Эти формы знания – прежде всего пространство и время, в которых все люди воспринимают реальный мир. Но пространство и время объективно не существуют. Следовательно, человек и человечество воспринимает мир не таким, какой он «сам по себе» вне и независимо от человека, а таким, каким мир воспринимается людьми. Этот мир – «мир для нас», который связан с «миром в себе», но мы никогда не перешагнем грань, разделяющую эти миры. Человек не в состоянии познать истинную суть вещей. Здесь Кант выступает как агностик. Но человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом. Верить в Бога, свободу, красоту, неотвратимость добра, конечность или бесконечность мира и т. п.

Мышление человека имеет не только природную основу, но и социальный характер. Его мышление, развиваясь исторически, породило философию как некую науку, форму знания людей, которая связывает два мира: мир природы и ее необходимых законов и мир духа – мир свободы. Человечество движется к свободе. В этом движении – суть человеческой культуры. Кант подчеркивает естественное происхождение морали, когда утверждает, что люди понимали, что такое хорошо и что такое плохо без всякой теории морали. Принципы морали также вытекают из социальной практики людей. Кант выводит формулу морали для всех людей, которую называет «категорическим императивом» и суть которой в следующем:

1) главной целью поступков человека должно быть собственное моральное совершенство и счастье других людей.

2) поступки человека не должны нарушать свободу других людей. Соблюдая эти Правила, человек может оценить, морально или не морально он поступает.

Иоганн Готлиб Фихте развивал дальше идеи Канта, которого считал своим учителем. В работе «Опыт критики всяческого откровения» Фихте говорит о том, что теория не просто опирается на практику, сознание человека не просто социально, а более того – оно активно, т. е. сознание способно творить мир. Человек в мире есть активное, деятельностное существо.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг подчеркивал, что искусство глубже, истиннее, по сравнению с наукой, так как полнее показывает жизнь. Бог, по мнению Шеллинга, выступает как творец-художник, который создал этот мир, но осмыслить его мы можем только как художественное произведение, используя интуитивные методы познания в философии.