Особенности и основные черты эпохи Просвещения

План

Тема 7. Философия французского Просвещения

Вопросы для самопроверки

Монадология Лейбница

Другой философ, математик, физик, юрист, историк Готфрид Вильгельм Лейбниц выдвинул учение о множественности субстан­ций. В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рациона­лизма и эмпиризма. Основа философской системы Г. Лейбница - уче­ние о монадах. В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Хотя одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем не менее движение и развитие каждой из них находятся в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности. В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и «возвышения». Критерием для определения степени развитости монады, по Лейбницу, является степень сознательности или разумности. В связи с этим на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду – Бога. Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. В сочинении «Монадология» он пишет: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно…». (Лей6ниц Г. Монадология // Соч. в 4 т. - М., 1982-1983. Т.1 С. 418-419).

1. На каком основании XVII в. называют «веком гениев»?

2. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?

3. Что такое «эмпиризм» и «рационализм»?

4. Как называется учение о субстанции Декарта и в чем его суть?

5. В чем сходство и различие концепций научного метода Бэкона и Декарта?

1. Особенности и основные черты эпохи Просвещения.

2. Представители эпохи Просвещения.

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заме­нить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.