Печатные СМИ в структуре современного рынка информации

Основными поставщиками на рынке информационных услуг выступают средства массовой информации (газеты и журналы, телевидение и радио), предприятия центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных, службы передачи данных и телекоммуникации, информационные брокеры.

Поставщики предлагают на рынок информационный продукт в виде отчетов фирм перед собраниями акционеров, пресс-конференций и брифингов, информационных компьютерных сетей, отчетов по итогам научно-практических конференций, бюллетеней и отчетов биржевых комитетов, тендерных комиссий, профессиональных союзов и ассоциаций, листингов ведущих бирж, прайс-листов крупнейших промышленных и торговых фирм, рекламных объявлений, статистических сборников, отчетов по итогам выставок, ярмарок, информации сотрудников, уволенных и работающих на интересующую организацию, и др.

Рынок маркетинговой информации представлен следующими основными секторами:

· сектор экономической информации;

· сектор биржевой и финансовой информации;

· профессиональная и научно-техническая информация;

· коммерческая информация;

· статистическая информация;

· телекоммуникационные сети;

· информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий;

· массово-потребительская информация;

· маркетинговая информация.

Каждый из этих секторов имеет свои особенности.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются следующие составляющие элементы.[22]

1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:

• возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок;

• технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;

• электронная почта в компьютерной сети РЕДКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.

2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке, к которым можно отнести Закон "Об информации, информатизаци и защите информации", Закон "Об авторском праве и смежных правах", Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".

3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. Например, «Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций», где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.

4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.[23]

Состав инфраструктуры[24] информационного рынка представлен на рис.1. Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей:

• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

 

 

• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части:

• профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей:

• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, газеты, журналы, справочники, энциклопедии;

• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие

системы, методики обучения и пр.

5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

• разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

• непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

• дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а, следовательно, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

 

Выделяют пять основных качественных факторов отличающих печатные СМИ на информационном рынке[25].

Фактор содержания определяет соответствие публикуемых информационных материалов информационным потребностям читателя, а также его текущим тематическим интересам. Информационные потребности обусловлены в первую очередь характером и содержанием деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. От таких социально-психологических факторов, как популярность, актуальность, престижность определенных тем, лиц, событий, зависят тематические интересы.[26]

В январе 2001 года РОМИР провел телефонный опрос 1500 жителей 10 российских городов, посвященный отношению россиян к различным аспектам взаимодействия с печатными СМИ. Как показали результаты опроса, 36% респондентов читают в газетах и журналах все материалы. Остальные предпочитают выбирать только то, что их интересует. Наиболее популярными рубриками в печатных СМИ для россиян являются, прежде всего, криминальная хроника и происшествия (71% опрошенных), события внутри страны (67%), программа телепередач (65%).[27]

Общенациональные издания учитывают интересы местных читателей, используя зонирование, т.е. выпуск региональных вкладок.

Важным представляется опыт бразильской газеты «O Globo», чьи инновации в сфере формирования содержания издания признаны во всем мире[28]. Сотрудники провели сегментацию своей читательской аудитории по возрасту, полу, уровню дохода, образованию и месту проживания. На основе этих критериев читателей пригласили принять участие в ежедневных опросах, в ходе которых они делились своим мнением о материалах газеты. В настоящее время проводится работа с 5000 человек. Помимо этого в редакции был создан отдел обратной связи с читателями, сотрудники которого работают с входящими телефонными звонками читателей. Полученные данные обрабатываются и являются источником ценной маркетинговой информации, которая используется для корректировки содержания газеты в соответствии с читательскими потребностями и интересами. Эти меры привели к следующему результату — тираж «O Globo» вырос на 38 000 экземпляров для будничных выпусков и на 40 000 экземпляров для воскресных.

Таким образом, читательская аудитория не является пассивным объектом воздействия СМИ. Наоборот, учет ее информационных потребностей и тематических интересов является значимым фактором маркетинговой политики изданий.

Фактор достоверности информации определяет соответствие публикуемой информации действительности. Наряду с объективностью подачи информации и имиджем издания он оказывает влияние на доверие читателей к конкретному печатному СМИ. Фактор особенно важен для специализированных (отраслевых) изданий. Менее всего этот фактор важен для развлекательной прессы.

Фактор оперативность может быть количественно определен как временной отрезок (выраженный в единицах измерения времени) между моментом события и моментом получения информации. Оперативность издания на информационном рынке зависит от:

· оперативности получения информации;

· времени обработки информации;

· времени, затрачиваемого на осуществление технологического процесса печати издания;

· времени распространения издания.

Этот фактор особенно важен для ежедневных изданий. Ряд российских общенациональных изданий для сокращения времени, затрачиваемого на осуществление технологического процесса печати газеты и времени распространения издания, используют систему децентрализованных пунктов печати (иногда используется термин «печать в пунктах распространения»). Оригинал-макет доставляется в местные типографии, и процесс печати осуществляется параллельно в разных регионах России (с учетом местных часовых поясов). Одновременно значительно сокращается время, затрачиваемое на распространение изданий.

Фактор направленность и стилистика.Влияние этого фактора сказывается на формировании приверженности конкретному изданию. Это объясняется тем, что читатель предпочитает то издание, которое, во-первых, описывает происходящие события с тех же позиций, что и индивид, и, во-вторых, с использованием той же лексики и грамматических форм, которые он использует и которые лежат в его области понимания[29].

Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. В обществе существует множество различных коллективов – трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого из них – своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции. [30]

Редакция – это, прежде всего трудовой коллектив,ее работники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания – газеты – и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей. Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего – журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.

Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий,в основном – литературный коллектив. Большая часть его работников – журналисты – занимаются творческой деятельностью – литературным трудом, создавая свои журналистские произведения.

 


[1] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

[2] Кочкина Н., Лыскова Г., и др. Кадровый потенциал российской науки: потери и пути преодоления спада.//Человек и труд. – 2003. - №5 – с. 20.

[3] Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы.//Экономист. – 2000. - №8 – с. 30.

[4] Синельникова Е., Сухова Е. Эссе на тему: Базисные инновации.//www.spa.msu.ru

[5] Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы.//Экономист. – 2000. - №2 – с. 30-31.

[6] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

[7] Лесков С. Государственные научные центры могут быть лишены статуса научного учреждения.//www.inauka.ru

[8] Дежина И. Реформа бюджетных учреждений науки (опыт, возможности, риски).//Вопросы экономики. – 2004. - №9 – с. 144-145.

[9] Перспективы развития инновационной деятельности в России (материалы «круглого стола»).//ЭКО. – 2004. - №9 – с. 56.

[10] Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы.//Экономист. – 2000. - №2 – с. 31-33.

[11] Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С.15

1 Линн Ванн Дер Ванн. Гостиничный бизнес. -2001г. –с. 14.

[12] Багиев. Г.Л., Маркетинг-статистика /Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова – СПб, Питер., 2006 - С. 137

[13] «Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России»: Исследование Центра «Право и средства массовой информации». — :// www.medialaw.ru/publications.

[14] Якушенко, К. Информационный рынок: перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь/К Якушенко //Журнал международного права и международных отношений 2007 — № 3

[15] Стрелкова, И. А. Становление и развитие российского рынка информационных продуктов и услуг (теория, методология, практика): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Всеросс. гос. налог. акад. М., 2006.

[16] Рыженкова, И. К. Рынок информации: особенности и проблемы развития // Вестник Москов. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. № 1. С. 50—62.

[17] Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ. 23-е изд., перераб. и доп. М., 2004

[18] Делягин, М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

[19] Костюк, А. Цифре место // Коммерсантъ. 2006. 1 дек.

[20] Дедюхина, А. Конец карьеры мистера «М»: кризис медиабизнеса полностью изменит расклад сил на рынке // Новый маркетинг. 2002. № 10 (16) – С.2

[21] Бородина И. Как продаются СМИ: особенности маркетинга в информационном бизнесе // http://www.7st.ru

[22] Крылов И. Введение в медиапланирование/И. Крылов // Рекламные технологии. — 2004. — №2. — С. 2—4

[23] Евстафьев, В.А., Введение в медиапланирование./ В.А. Евстафьев, В.Н. Яссонов — М.: НАТ, 1998. — 70 с.

[24] Матыжев, Г.О. Печатные СМИ на рекламном рынке: факторы конкурентоспособности товара /Г.О. Матыжев// Маркетинг в России и за рубежом – 2003. - №4. – С. 47-51.

[25] Матыжев Г.О. Особенности печатных средств массовой информации как товара /Г.О. Матыжев// Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — №4. — С. 8-10.

[26] Эффективность средств массовой информации / Под ред. Г.П.Давидюка, Г.С.Коробейникова. — Минск: Наука и техника, 206. — 157 с.

[27] Российское общество маркетинговых исследований //www.romir.ru

[28] Гинер, Х.А. Ежедневные читательские опросы /Х.А. Гинер. — М.: Сервис-Медиа, 2001. — С. 38-43.

[29] Веселинг, Б. Toronto Star в третьем измерении /Б. Веселинг// Газетные технологии. — Июль. — 2001. — С. 37.

[30] Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов /С.М. Гуревич М.: Аспект Пресс, 2004.