Парадигма помощи и поддержки в период XIV - первой половины XVII вв.

Ктиторская монастырская система помощи

Форма княжеской благотворительности

Переход к новой системе княжеского паттернализма – христианской – осуществляется не только на основе новых идеологических установок, но и через реформирование княжеских обычаев и традиций, устоявшихся в прежние времена отцов и дедов.

Со второй половины XII в. по XIII в. княжеская помощь и защита нуждающихся существенно изменяется по функциям, мерам и средствам поддержки. Это обусловлено следующими факторами:

Происходит рост монастырского и церковного призрения.

Князь становится хозяином-вотчинником своего удела.

Административное правление князя осложняют татаро-монгольские набеги и данничество.

Тема 6. Становление церковно-государственных подходов помощи и поддержки в XIV-XVII вв. (2 ч.)

Парадигма помощи и поддержки в период XIV - первой половины XVII вв. существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нищелюбия, как определенных форм княжьего права) и первые светские тенденции благотворительности.

2. Формирование нового законодательства.Формирующееся законодательство государственного призрения не только реагировало на проблемы церкви, но и было тесно связано с проблемами бедности, социальной патологии, государственной защиты вдов и сирот и т.д.

3. Тенденции развития благотворительности.Тенденции благотворительности проявляются и в организации благотворительных обществ и благотворительных заведений. Благотворительных обществ до XVIII в. в Европейской России было 4, в Прибалтийском крае – 3, в Привислинском – 1. Благотворительных заведений в Европейской России – 13, Прибалтийском крае – 8, Привислинском – 41. Большинство этих заведений было предназначено для престарелых, убогих, неизлечимых больных (54 заведения), а для детей только 3.

Тема 7. Государственное призрение в России с XVIII по вторую половину XIX в. (2 ч.)

1. Парадигма помощи и поддержки в период XIV – первой половины XVII вв.С XVIII по вторую половину XIX века государственное призрение приобретает законченную форму и развивается по нескольким направлениям. Оформляется административная система помощи, которая включает в себя наличие определенных территориальных институтов помощи и поддержки, государственных превентивных и защитных акций в отношении различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством.

2. Формирующееся законодательство государственного призрения.Помимо создания государственных структур помощи и контроля, предпринимаются попытки организации новых источников финансирования общественного призрения, а именно:

§ увеличение сбора венечных денег;

§ контроль за продажей восковых свечей;

§ “установление вычетов” из жалованья на госпитали;

§ обучение монахинь ремеслам;

§ сбор подаяния при церквях на госпитали;

§ сбор штрафных денег с раскольников.

Тема 8. Общественное и частное призрение в России со второй половины XIX века по 1917 год. (4 ч.)

1. Административная система помощи.В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Изменяется и управление общественным призрением. В первой половине ХХ века складывается специальное ведомство – Министерство Государственного призрения, которое объединяет и частную благотворительность, и общественное призрение. Функция наблюдения за общественным призрением остается за Министерством внутренних дел.

2. Институты социального контроля.Однако финансирование общественного призрения даже земствами в губерниях было незначительным. Среди различных источников финансирования общественного призрения можно выделить такие: начеты и взыскания, капиталы особого назначения, судебные сборы, поступления. Главным являлось обложение недвижимых имуществ. Однако жесткое фиксирование земских сборов с недвижимости не давало возможности увеличения сборов на общественное призрение.

Тема 9. Старообрядческая благотворительность в России конца XIX – начало XX вв. (2 ч.)

1. Общественное и частное призрение в пореформенный период.Короткая эпоха купеческого ренессанса конца XIX – начала XX вв. является редким примером высокой созидательной энергии и культурной инициативы, проявленных обычными русскими людьми, не стоящими на вершинах социальной иерархии и не упоенных властью. Воспитанные в лоне староверия купцы-меценаты даже в своих самых радикальных и дерзких свершениях сохраняли черты внутреннего достоинства, усвоенного старообрядчеством за два с лишним века бескомпромиссной самостоятельности.

2. Приказная и земская системы призрения.Благотворительность и меценатство купцов постоянно вызывали настороженность общества, рождали сомнения в чистоте их намерений. Князь С.А.Щербатов не мог удержаться от критических настроений в адрес С.И.Щукина и С.И.Морозова, осмелившихся собирать новейшую французскую живопись: “Было в этом увлечении, несмотря на кажущуюся утонченность, немало провинциализма, наивного преклонения перед последней модой парижского художественного рынка”.

3. Городская система помощи в пореформенный период.Исторический опыт старообрядчества раскрывает перед нами важнейшие закономерности, которые проявляются в процессе формирования той или иной национальной религиозности. Перипетии, выпавшие на долю староверов, позволяют сделать некоторые, пусть самые смелые, но обоснованные выводы.

Духовно самостоятельная и закаленная в испытаниях элита старообрядчества не склонна к созданию врага из светской культуры. Напротив, уверенные в исчерпывающей полноте своей веры, старообрядцы жаждут как можно шире окинуть взором земную действительность и культурный опыт, чтобы обнаружить в них зерна Истины, и, тем самым, распространить правду религиозной жизни. Купцы-старообрядцы испытывали необходимость поднять престиж как своего сословия, так и своей веры. Самым надежным способом было активное участие в культурной жизни. Постепенно культурная деятельность старообрядцев превратилась в глубокую, зрелую жизненную позицию, тесно связанную с религиозными убеждениями.

Тема 10. Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности. (2 ч.)

1. Эпоха купеческого ренессанса конца XIX – начала XX вв.С конца Х1Х - начала ХХ вв. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время. Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности относится к концу ХIХв. и непосредственно связано с воплощением идей Мэри Элен Ричмонд (США).

2. Благотворительность и меценатство купцов.Но поступки человека, как бы они не были регламентируемы общественными отношениями, несут определенное проявление иррациональности и независимости действий от условий Среды, и в то же время зависимости от субъективных определенных ситуаций. Вот почему социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, но и достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных и этнических различиях потенциальных клиентов.

Раздел II. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тема 1. Европейская модель социального обеспечения (2 ч.)

1. Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте.Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные связи, и, соответственно, слабела поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Особым толчком для распространения и развития социальной работы в странах Западной Европы послужило укоренение понятий и законов “государства благоденствия” в 40-60-х годах.

2. Социальное обеспечение в Нидерландах.В соответствии со статьей 20 Конституции Нидерландов государство обязано обеспечивать население путем перераспределения национального богатства. Минимальные размеры пенсий и пособий устанавливаются законами, чтобы гарантировать реализацию прав человека в области социального обеспечения, создаются финансовые механизмы и административные структуры.

3. Социальное обеспечение во Франции.Конституция пятой французской республики 1958 года сохранила преамбулу конституции 1946 года, в которой провозглашены социальные принципы, не утратившие своего значения и в наши дни. Один из них гласит, что государство должно создавать условия для развития личности, гарантировать каждому, особенно детям, матерям и пожилым работникам, охрану здоровья, право на отдых и необходимые средства к существованию, статья 11 конституции закрепляет право каждого человека, который не может работать в связи с возрастом, состоянием здоровья или по экономическим причинам, на государственные пенсии и пособия.

4. Социальное обеспечение в Норвегии.Норвегию (с населением около 1 млн. человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет одну треть общего государственного дохода, и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья. Реальная ситуация должна рассматриваться с учетом данных о возрастающей безработице, сокращении расходов на социальную защиту, кризиса финансовых институтов. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа добровольных работников и роли неправительственных организаций.

5. Социальное страхование и социальная помощь в Бельгии.Конституция, Бельгии не содержит статей, закрепляющих основные права человека в области социального обеспечения. В соответствии с конституцией часть прав в сфере социального обеспечения (например, жилищного строительства и занятости) передана в ведение административных округов. Государственная система социального обеспечения в Бельгии складывается из 2-х систем: социального страхования и социальной помощи.

6. Шведская модель социального благосостояния. Социальная политика Швеции ориентирована на все группы населения - иными словами, это политика всеобщего благосостояния. Данная система рассматривается как важный элемент организации общества, необходимый для осуществления основных социальных задач страны, таких как: социальная справедливость, улучшение условий жизни, защита уязвимых групп населения и обеспечение высокого уровня жизни для всех граждан, независимо от социального статуса, экономического положения и места проживания.

7. Социальное обеспечение в Великобритании.Пенсии по старости занимают в британской системе социального обеспечения центральное место. В 1992-93 годах пенсии по старости получили более десяти миллионов человек. Пенсия состоит из двух частей: базовой пенсии, установленной в твердом размере, и дополнительной, исчисляемой пропорционально прошлому заработку. В 194б году основоположники государственной пенсионной системы исходили из того, что базовая пенсия в большинстве случаев будет адекватной прожиточному минимуму и, следовательно, никакой необходимости дополнять ее другими средствами не возникнет.

8. Социальное обеспечение в Венгрии.Пенсионная система Венгрии является одной из старейших в Европе. Еще во времена Австро-Венгерской монархии стали внедряться элементы т.н. “бисмарской” модели социального обеспечения. Впервые страховые взносы по болезни начали выплачиваться с 1881 года. Первый пенсионный закон был принят в 1921 году. В январе 1929 года в стране была введена система обязательного страхования по старости, болезни, инвалидности и потере Федерации модель досрочного пенсионного обеспечения основывается на противоположных пропорциях: большая, определяющая часть – это льготные (досрочные) кормильца. Правда, уровень пенсионного обеспечения тогда был весьма низкий. В ходе Второй мировой войны и в результате денежной реформы валютные и материальные средства системы обязательного страхования были утрачены. Так, что все пришлось начинать сначала.

9. Социальное обеспечение в Германии.Наряду с государствами Северной Европы и Америки Германия обладает образцовой системой социального обеспечения. Основа этой системы была заложена во время Бисмарка: страхование от несчастного случая, страхование по болезни, страхование на случай инвалидности. В первой Германской республике (1919-1933) было введено страхование по безработице, а в Федеративной Республике Германия к системе социального обеспечения были добавлены меры содействия труду и страхование нуждаемости в уходе.

Тема 2. Система социального обеспечения в странах Америки (2 ч.)

1. Социальное обеспечение в США. История социальной работы в странах Америки не имеет столь длительного срока и устойчивых традиций как на европейском континенте. Характерной чертой американских переселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Данный подход наложил отпечаток на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была относительно невелика.

2. Система обязательного пенсионного страхования США.Система пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца в США введена законом 1935г., который действует в настоящее время.

Круг охваченных лиц: постоянно занятые наемные работники, а также самозанятые лица, за исключением временных сельхозработников, надомников и некоторых федеральных служащих, поступивших на службу до 1984 г. Добровольный охват служащих штатов и местных органов власти, а с 1.07.91 - обязательный, если они не охвачены специальными системами. Имеются специальные системы для служащих на железной дороге и большинства служащих штатов и местных органов власти.

3. Чилийская модель социального обеспечения.Основная цель проводимой за последние десять лет в Чили социальной политики заключается в ликвидации крайней бедности, организации питания детей. Другие меры по ликвидации бедности включают в себя бесплатное обучение, предоставление субсидий на приобретение жилья, обеспечение систем водоснабжения и канализации, а в сельской местности оказание технической помощи и предоставление субсидий мелким фермерам. Традиционные социальные программы были пересмотрены с целью их ориентации на помощь наиболее нуждающимся. Для повышения эффективности была сокращена численность чиновничьего аппарата, а право принятия решений было передано региональным и муниципальным органам. Поощряется участие частных лиц в предоставлении социальных услуг. Особый интерес представляет собой чилийская пенсионная система.

Тема 3. Формирование системы социальной помощи в СССР в 1917-1991 гг. (2 ч.)

1. Формирование нового геополитического пространства в России в период 1917-1991 гг.Формирование нового геополитического пространства в России в период 1917-1991 гг. связано с изменением идеологической системы, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Эти перемены затронули и систему общественного призрения.

Происходит упразднение существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемыми новыми государственными нуждами. На месте упраздненных ведомств учреждались отделы в Комиссариате Государственного призрения, которые курировали проблемы социальной помощи. Помимо отделов учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функцией которых являются помощь и поддержка определенной категории нуждающихся. В связи с большим объемом мероприятий стояла проблема финансового и материального обеспечения. Так, в январе 1918 г. был введен налог на публичные зрелища, средства шли на поддержку нуждающихся.

2. Новая экономическая политика.Новая экономическая политика, которая активно начинает проводиться в 20-х годах, существенно меняет стратегию социального обеспечения. Основными направлениями на данный период является: обеспечение крестьянства и лиц самостоятельного труда в порядке обязательной взаимопомощи, кооперация инвалидов, социальное страхование рабочих, государственное обеспечение в городах семей красноармейцев, оказание помощи жертвам контрреволюции, борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство, пенсии и пособия.

3. Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны.Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны была связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени. Социальная помощь и социальная реабилитация раненых – большой комплекс проблем в данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации. Для инвалидов Отечественной войны были организованы трудовые интернаты, в которых увечные воины не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии, проходили переквалификацию.

Тема 4. Подготовка социальных работников за рубежом (2 ч.)

1. Формирование социальной работы как профессии.Последние десятилетия уходящего века ознаменовались изменениями, поражающими масштабностью, драматизмом, полной их непредсказуемостью и глубокой противоречивостью. Распад СССР и экономический развал в странах СНГ и в то же время углубляющийся социальный кризис в стане победителей в холодной войне, исчезновение формальных причин для гонки вооружений - и параллельно глобальное свертывание социальных программ, процесс стирания национальных границ и одновременно взрывы крайнего национализма в разных уголках планеты. Сейчас начинаются процессы “ собирания камней” - делаются попытки построения радикальных новых, более адекватных картин окружающей нас социальной реальности.

2. Понятие «социальный работник».Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце ХIХ - начале ХХ в. Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа утвердила себя после Второй мировой войны. В Западной Европе 1940-х стали выражениями признания права каждого человека как человека на некий минимум достойного существования и превращения государства в гаранта реализации этого права. Однако для претворения подобной идеи в жизнь недостаточно хороших законов и соответствующих материальных ресурсов, нужна также специальная система индивидуализированной помощи тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываются за бортом. Правительственные циркуляры и государственные ассигнования на социальные нужды должны были найти конкретного адресата, быть тонко подогнаны к запросам живых людей, а иногда и существенно пересмотрены в свете практики. Эту-то функцию и взяли на себя социальные работники.

3. Опыт организации практической подготовки социальных работников в Индии.Структура и формы обучения социальной работе, особенно практической подготовки будущих социальных работников, в значительной степени зависят от существующих видов самой этой деятельности. Здесь базой служат 3 агенства социальной работы:

§ центр помощи детям;

§ сельский женский центр;