Княжеское попечительство и защита.

Общинно-родовые формы помощи и поддержки.

Архаическая парадигма помощи.

Ранние формы общественной организации славянских племен.

Древнейший период отечественной истории связан с ранними формами общественной организации славянских племен. Глубокая древность предъявляет определенные требования к анализу реципрокных связей и отношений. Поэтому в подходах к данному периоду истории социальной работы необходимы комплексные подходы, которые включают в себя анализ достаточно большого спектра явлений материальной культуры, народных традиций, верований, устного творчества, элементов архаической хозяйственной деятельности.

Важной формой и историческим свидетельством древнеславянских систем коллективной защиты явились длительное время сохраняемые полукрепостнические общественные отношения, пережитки в семейно-бытовой сфере, общинная система землепользования. В обиходе эти языческие праисторические формы сохранились вплоть до начала ХХ века.

Боги как архетип действий и поступков родовой общины, как высший свод нормативных требований к процессам жизнедеятельности, выступали активными помощниками в наиболее ответственных жизненных ситуациях. Славянские языческие боги имели свою специализацию. Тождественность в функциях позволяет предполагать, что на ранних этапах социальной общности закрепляются определенные общественные механизмы взаимодействия, которые выступают в качестве нормативных и существуют как определенные традиции.

Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с языческим родовым пространством, в качестве которого выступала “вервь” – круговая порука. Вервь была не только древней формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. Общинно-родовая форма помощи для нас интересна в аспекте поддержки наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в языческую эпоху была заложена традиция заботы о слабых и немощных.

Тема 5. Тенденции княжеского и церковно-монастырского благотворения в X-XIII вв. (4 ч.)

Географические и природные условия Древней Руси оказали немаловажное влияние на формирование важнейших духовных и нравственных основ восточных славян, возникновению княжеского “нищелюбия”. Княжеский патернализм – явление сложное и неоднозначное. Княжеское попечительство и защита в своем развитии претерпевают два этапа своего становления:

§ Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси (с периода крещения Владимира I до второй половины XII века – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель).

§ Второй период – со второй половины XII века по XIII век включительно (благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения).