Оценка эффективности проектов внешнеэкономического сотрудничества
Классификация субъектов государственного регулирования и управления ВЭД в Российской Федерации
Процесс управления предполагает его организацию, т.е. создание определенной структуры органов управления, разграничение их полномочий, прав, обязанностей и ответственности, соподчиненность и взаимодействие с целью повышения эффективности ВЭД.
Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, охватывающей общегосударственный, функционально-отраслевой и территориальный уровни, в том числе и ВЭД, заложены Конституцией РФ.
Однако в системе регулирования можно выделить ещё два уровня − предприятий, непосредственно осуществляющих ВЭД, и общественных объединений, оказывающих помощь участникам ВЭД, взаимодействующих с государственными органами власти. Институционально-организационная структура механизма регулирования и управления ВЭД в Российской Федерации приведена на рис. 1.
Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ), которое является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, в том числе во внешнеэкономической сфере, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.
Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом РФ. В целом судебная система нашей страны устанавливается Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Судом. Основное назначение судебной системы применительно к сфере ВЭД − защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только закону.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении ВЭД в России, обладает исполнительная ветвь, возглавляемая Президентом и Правительством РФ.
В соответствии с законодательством Президент РФ в области управления и регулирования ВЭД может:
§ осуществлять общее руководство государственной ВЭП (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);
§ подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;
§ регулировать военно-техническое сотрудничество;
§ определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента РФ и состоит из двух уровней: Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти − государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, департаментов и др.).
Правительство РФ во внешнеэкономической сфере выполняет следующие функции:
§ проводит в стране единую ВЭП, осуществляет разработку соответствующих программ;
§ участвует в организации и проведении международных переговоров;
§ в формировании экспортного и импортного режимов;
§ осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
§ регулирует величины ставок таможенного тарифа;
§ принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
§ разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.
В управлении ВЭД России наибольшее значение имеют Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Государственный комитет по стандартизации и метрологии РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ, созданное Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе упраздненных Министерства экономики и Министерства торговли.
На Министерство экономического развития и торговли РФ возложены координация и регулирование ВЭД как части общих отношений с иностранными государствами, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли, общественного питания и туризма.
Основными задачами Минэкономразвития России в области регулирования ВЭД являются:
§ разработка предложений по государственной ВЭП Российской Федерации и ее реализация, осуществление государственного регулирования ВЭД;
§ участие в реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, разработке и осуществлении мер по предотвращению угрозы экономической и продовольственной безопасности страны, а также мер по защите экономических интересов Российской Федерации, ее субъектов, российских участников ВЭД, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем и внутреннем рынках;
§ координация и контроль внешнеторговой деятельности по вопросам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов;
§ обеспечение благоприятных условий для доступа и увеличения объемов экспорта российских товаров и услуг на внешний рынок, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
§ разработка предложений о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам внешнеэкономических связей, обеспечение выполнения обязательств российской стороны по этим договорам и осуществления вытекающих из них прав российской стороны, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств;
§ содействие привлечению иностранных инвестиций, участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами;
§ 7) организация научного и информационно-аналитического
обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами и внутренней торговли;
§ разработка основных направлений государственной политики в отношении государств − участников Содружества Независимых Государств, обеспечение стратегического курса Российской Федерации наразвитие всестороннего сотрудничества с этими государствами;
§ содействие формированию Союзного государства, Таможенного союза государств − участников Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества, а также
§ • зоны свободной торговли и единого экономического пространства в рамках СНГ;
§ взаимодействие с органами СНГ, Союзного государства, интеграционного объединения государств − участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, других межгосударственных объединений, созданных в рамках СНГ;
§ разработка предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля и ее реализации;
§ осуществление контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательных и иных нормативных правовых актов в области экспортного контроля;
§ участие в осуществлении контроля за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по ВЭО;
§ содействие в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.
Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации. В функции Минфина России в части регулирования внешнеэкономической сферы входит:
§ внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин;
§ регулирование (совместно с Министерством по налогам и сборам РФ) системы налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД;
§ разработка методических основ составления платежного баланса;
§ разработка и реализация единой политики формирования структуры государственных заимствований;
§ проведение совместно с Центральным банком РФ операций по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга страны;
§ управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, осуществление необходимых мер по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;
§ осуществление по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями, проведение с ними в установленном порядке переговоров и консультаций по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;
§ подготовка предложений по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;
§ разработка совместно с Минэкономразвития России проектов
программ государственных внешних заимствований Российской Федерации, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
§ участие в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;
§ участие в работе по возврату кредитов, предоставленных Российской Федерацией и СССР иностранным государствам;
§ осуществление необходимых мер по выполнению обязательств Российской Федерации по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
Федеральная налоговая служба РФ осуществляет:
§ контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов других обязательных платежей налогоплательщиками − участниками ВЭД;
§ учет налогоплательщиков;
§ государственную регистрацию юридических лиц посредством внесения в Единый государственный реестр сведений о создании, ре организации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
§ участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
§ возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
§ валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
§ подготовку предложений по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции;
§ участие в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения доходов и имущества и реализацию указанных соглашений.
Центральный банк РФ (Банк России) независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими законодательными актами.
Основные задачи Банка России:
§ регулирование денежного обращения;
§ обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денеж но-кредитной политики;
§ организация расчетов и кассового обслуживания;
§ защита интересов вкладчиков, банков;
§ надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредит ных учреждений;
§ осуществление операций по ВЭД.
ВЭД Банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими .банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк РФ управляет официальными золотовалютными резервами Российской Федерации, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в России и за границей, которые соответствуют законодательству РФ и приняты , в международной банковской практике.
Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) − центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами Российской Федерации) выполняет следующие основные функции:
§ обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы России;
§ обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации;
§ применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
§ осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;
§ ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
§ обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
§ выполняет другие функции в организации таможенного дела в России.
В целом система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действуют 11 региональных таможенных управлений и свыше 500 таможенных учреждений (свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ. Главной целью его работы является обеспечение прав потребителей на безопасность потребляемой продукции. В связи с этим Госстандарт осуществляет функцию надзора и контроля за продукцией, поступающей на российский рынок, на предмет ее соответствия российским и международным стандартам качества и безопасности посредством:
• разработки и утверждения национальных стандартов, знака соответствия;
выдачи сертификатов соответствия, ведения единого реестра выданных сертификатов;
аккредитации испытательных лабораторий (центров), осуществляющих процедуру обязательной сертификации по различным схемам.
В рамках своей компетенции безопасность продукции обеспечивают также Государственный санитарно-эпидемиологический надзор при Министерстве здравоохранения РФ; Департамент ветеринарии, Государственная служба по карантину растений при Министерстве сельского хозяйства РФ.
Определенное значение в регулировании и управлении ВЭД на уровне государства имеют также другие органы федеральной исполнительной власти (каждый применительно к своим функциям):
§ Министерство иностранных дел РФ;
§ Министерство по антимонопольной политике РФ;
§ другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
Складывающаяся в настоящее время в России система органов государственного управления ВЭД призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. В соответствии с проводимой в стране административной реформой изменяется структура федеральных органов исполнительной власти, их компетенция и функциональная направленность.
В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №'314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»:
сохранены: Министерство экономического развития и торгов ли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ; ЦБ РФ;
упразднены: Министерство - по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ;
образованы: Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство образования и науки РФ; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
преобразованы: ГТК РФ в Федеральную таможенную службу при Минэкономразвития России; Министерство по налогам и сборам РФ в Федеральную налоговую службу при Минфине России; Государственный комитет по стандартизации и метрологии − в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и энергетики РФ.
В настоящее время, как это ни странно, отсутствует какая-либо методика определения эффективности внешнеэкономических связей в нашей стране. На уровне отдельных сделок счет эффективности, несомненно, производится, затраты и результаты сопоставляются. Такая методика будет рассмотрена ниже. Что же касается макроуровня, расчеты эффективности внешней торговли не осуществляются.
Исходя из нынешней практики финансовых расчетов при экспорте и импорте, для оценки результата ВЭД, в макроэкономическом смысле, представляется обоснованным считать в качестве такового прежде всего таможенные доходы от внешней торговли. Как известно, эти доходы складываются из таможенных платежей. Последние состоят из таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза и таможенных сборов.
О существенной величине чистых доходов от ВЭС РФ свидетельствуют даже неполные показатели, а именно: доходы, полученные ГТК РФ и вносимые в доходную часть бюджета. В настоящее время они составляют порядка 38% всех доходов Федерального бюджета.
Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД предприятия можно разделить на две группы: показатели эффекта и показатели эффективности.
Показатель эффекта представляет собой абсолютную величину, определяемую разницей между результатами и затратами. Выражается в соответствующих денежных единицах.
Показатель эффективности – относительная величина, определяемая как отношение результатов к затратам. Выражается в процентах, долях и т.п.
Рассмотрим более общие положения и примеры расчета показателей эффективности некоторых операций.