Публицистический стиль

 

Публицистические произведения печатаются прежде всего в газетах, журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях (в этом случае они представлены в устной форме). Публицистика получила название «летописи современности», т.к. она освещает самые важные проблемы общества – политические, социальные, бытовые, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д. Её тематика и жанровое разнообразие ничем не ограничены.

В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка – информационная и воздействующая. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важнейшие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность, эмоциональность.

Информационная функция публицистического стиля обусловливает иные его стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизированность. В условиях быстрой подготовки газетных публикаций, интерес к которым особенно обострён по следам событий, журналисты используют хорошо известные им публицистические приёмы, устойчивые языковые средства (клише). К ним относятся, например, такие выражения, получившие устойчивый характер, как работники бюджетной сферы, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры, силовые ведомства, по данным из информированных источников, служба быта и т.п. Это определяет стандартизацию языка газеты. Причём обращение к языковым стандартам не только экономит усилия репортёра, помогая ему оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям возможность быстро усваивать новую информацию: пробегая глазами публикацию, можно легко уловить её главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях. Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта – важнейшая черта публицистического стиля.

От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, следует отличать речевые штампы – шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску (канцеляризмы). Сравнивая публицистические тексты периода «застоя» и 90-ых годов, можно отметить значительное сокращение речевых штампов в языке газет и журналов. Теперь все красоты бюрократического слога легче встретить в юмористических произведениях, чем в газетных материалах. Этот стиль остроумно пародирует Михаил Жванецкий:

Постановление по дальнейшему углублению расширения конструктивных мер, принятых в результате консолидации по улучшению состояния всемерного взаимодействия всех структур консервации и обеспечения ещё большей активизации наказа трудящихся всех масс на основе ротационного приоритета будущей нормализации отношений тех же трудящихся по их же наказу.

Скопление отглагольных существительных, цепочки одинаковых падежных форм, речевые штампы прочно «блокируют» восприятие подобных высказываний, которые невозможно осмыслить. В настоящее время наша журналистика успешно преодолевает этот «стиль».

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств – общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику, усложнённые синтаксические конструкции. В то же время публицистический стиль – это открытая система языковых средств. Это позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и – в зависимости от содержания публикации – употреблять разнообразную лексику, включая термины (для специалистов), просторечие и внелитературную лексику, необходимую для достоверного изображения событий и героев. Поэтому лексика публицистического стиля отличается тематическим разнообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой.

Необходимо особо отметить такую лексическую черту публицистического стиля как использование интернациональной политической лексики: парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, легитимный, эксклюзивный и т.п. Пополняется словарь научной терминологии, быстро выходящий за рамки узкоспециального употребления: стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и т.п.

Публицистический стиль характеризуется некоторыми особенностями в словообразовании. Здесь отмечается большая, чем в других стилях активность суффиксов и приставок иноязычного происхождения: социализм, утопизм, космизация, департизация, десоветизация, диссертабельный, операбельный, коммуникабельный, архиреакционный, демаскировать, дезинформировать, посткоммунистический, трансъевропейский, контрмеры, гиперинфляция и т.п. Для прилагательных также характерны русские и старославянские приставки: вневедомственный, внутриатомный, междуведомственный, межконтинентальный, прозападный, противозаконный. Старославянские приставки придают словам «высокое» звучание: преисполнить, воссоздать, воссоединить и т.п.

Журналисты часто употребляют сложные слова: взаимовыгодный, всеевропейский, торговопромышленный, многосторонний и т.п. Как один из способов экономии речевых средств здесь находит применение и аббревиация (ЧП, ГКЧП, СНГ, ОМОН), и сокращение слов (федерал, нал, эксклюзив).

Морфологический строй публицистической речи имеет также свою специфику. Отдавая предпочтение книжным вариантам словоизменения, журналисты все же нередко употребляют и разговорные окончания, добиваясь непринужденного доверительного звучания речи (в цеху).

В аналитических жанрах обращает на себя внимание частое употребление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Здесь существительные в единственном числе обычно получают собирательное значение (читатель, пенсионер, избиратель). Из местоимений не употребительны я, мои; вместо них используются в обобщенном значении мы, наш. Для глагола показательно предпочтение форме настоящего времени (Боевики проходят обучение за границей). В художественно-публицистических жанрах, напротив, увеличивается число конкретных по значению языковых единиц: это и местоимения, и глаголы в форме первого лица единственного числа (Я никогда не забуду эти глаза. Мой собеседник отвечает сразу). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видовременных форм и значений, как в разговорной и в художественной речи.

Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (в аналитических жанрах), диалог (в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсию), риторические вопросы, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений, что создает иллюзию свободной, непринужденной беседы.

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки и зачины текстов. Они выполняют рекламную функцию, так как от них во многом зависит, обратит ли внимание читатель на публикацию. В них активизируется новизна выражения и используются такие разновидности синтаксических конструкций, которые не употребительны в других стилях (Ученик: какой он? Спохватились. Помогли... моллюски. Можно ли планировать прошлое?)

Итак, своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.