Геодезические работы на изысканиях.

В процессе изысканий выполняется ряд геодезических съемок. Техника их проведения подробно освещена в курсе геодезии, и в последующем изложении о них говорится лишь для характеристики объема и состава работ, выполняемых изыскательскими партиями.

При проложении магистрального хода или окончательной разбивке трассы на местности измеряют углы поворота трассы и расстояние между ними. Расхождение между двумя последовательными измерениями угла не должно превышать 2'. Направление линии задается помощником начальника партии и фиксируется на местности постановкой по теодолиту вех. Их располагают настолько часто, чтобы в каждом створе было не менее трех вех, а на длинных прямых из промежуточной точки были видны в каждую сторону не менее чем две вехи.

При встрече препятствий, мешающих провешиванию трассы, делают ее выноски, используя для точной разбивки углов теодолит. Ширину рек и неприступные расстояния определяют

вычислением по углам, измеряемым от разбитого перпендикулярно к трассе базиса.

Для временного закрепления трассы на период съемок вместо снятых вех через одну-две забивают колья высотой 1,5—2 м. В вершинах углов поворота забивают колышек толщиной 4—5 см и длиной 20—25 см, над которым центрируют инструмент.

За группой, прокладывающей трассу, следует группа пикетажиста, состоящая из техника и четырех-пяти рабочих. В их задачу входит промер длины трассы, разбивка ее на стометровые участки—пикеты, выявление промежуточных точек, отметки которых в связи с изменением рельефа должны быть определены при нивелировании, съемка ситуационною плана придорожной полосы. К числу промежуточных точек относятся также урезы воды на пересекаемых или расположенных вблизи от трассы водотоках и болотах. Группа пикетажиста разбивает также поперечники и зарисовывает схемы существующих водопропускных сооружений.

Длину трассы измеряют стальными лентами длиной 20 м. Расхождение между повторными (основным и контрольным) промерами не должно превышать 1/500. Точки пикетов и полюсов отмечают забиваемыми в уровень с поверхностью грунта колышками — «точками» и обозначающими их более высокими колышками («сторожками»), на которых надписывается номер пикета и расстояние от него до плюса в целых метрах.

В местах, где рельеф местности в поперечном направлении меняется, пикетажист снимает поперечные профили. К.числу таких мест относятся участки, где трасса проходит по существующей дороге и плотинам, косогоры с поперечным уклоном круче 1 - 5, места в непосредственной близости от водотоков и железных дорог. Ширина полосы, охватываемой съемками, зависит от назначения съемки. Так, для построения по снятым поперечным профилям плана в горизонталях и последующего точного трассирования необходима большая ширина съемки. При крутых труднодоступных склонах для съемки поперечников целесообразно использовать наземную фототеодолитную съемку.

Все записи ведутся пикетажистом в специальном журнале на миллиметровой бумаге. В нем указывают углы поворота, пикеты и все промежуточные точки, реперы со схематическим изображением, планом расположения и схемой закрепления. Зарисовывают все элементы ситуации на полосе местности по 50 м в каждую сторону. В пределах 25 м от оси трассы расстояние до элементов ситуации измеряют рулеткой, больше—оценивают глазомерно. Особенно точно фиксируют в пикетажном журнале местоположение сооружений, больших одиночных деревьев и выходов скал, которые могут быть использованы для закрепления трассы, а также вершин оврагов, подмываемых берегов рек, границ осыпей и других неустойчивых участков, опасных для последующей эксплуатации дороги. В дальнейшем в таких местах может потребоваться съемка планов в горизонталях. В процессе ведения пикетажа целесообразно фотографировать характерные и сложные участки трассы, устанавливая предварительно ориентиры – вехи, по которым впоследствии на отпечатке можно будет провести линию, указывающую местоположение трассы.

Между изысканиями и началом строительных работ обычно проходит несколько лет. За это время сторожки и колышки пропадают. Поэтому трасса должна быть надежно закреплена в пла- не и по высоте установкой прочных опознавательных столбов, потайных точек и реперов.

Столбы, выставляемые на прямых участках, следует размещать в местах, на которых не проводятся сельскохозяйственные работы — на выгонах, в кустарниках, на границах полей севооборотов. Все установленные изыскательской партией закрепительные знаки сдают по акту под охрану местных дорожных организаций. Вершины углов закрепляют потайным колышком дли ной 50 см и толщиной 7—10 см, забиваемым вровень с поверхностью земли. Шляпка забитого в точку гвоздя указывает вершину утла. Над колышком насыпают конус земли или камня. На продолжениях сторон утла трассы за пределами возможных земляных работ устанавливают закрепительные столбы. На угловом столбе краской надписывают наименование проектной организации, год изысканий и порядковый помер угла поворота. В пикетажном журнале фиксируют также привязку угла к ближайшим постоянным предметам, измеряя румб направления и расстоя ния.

В высотном отношении трассу закрепляют реперами, используя в качестве реперов предметы, не подверженные сдвигам или вертикальным смещениям при промерзании и оттаивании грунтов (фундаменты капитальных строений, выходы скал), или специальные металлические стержни, заделанные в бетонную подушку, расположенную ниже уровня промерзания. Временные реперы, используемые в процессе изысканий и строительства, устраивают из деревянных или железобетонных столбов, располагаемых через 1 – 3 км в зависимости от сложности рельефа. При наличии в районе проложения трассы пунктов государственной опорной сети производится привязка к ней трассы.

Для получения продольного профиля трассы и последующих расчетов объемов земляных работ и определения отверстий искусственных сооружений нивелируют все пикеты и плюсы, реперы, урезы воды, русла тальвегов. Нивелирование ведут два нивелировщика. .Первый нивелирует все точки линии и осуществляет привязку к реперам. Второй проводит контрольное нивелирование трассы, используя связующие точки, реперы, поперечники, живые сечения водотоков и ходы по руслам пересекаемых тальвегов для определения их продольных уклонов. Оба нивелировщика работают независимо и сверяют полученные отметки только при полевых камеральных работах. При обнаружении ошибок или недопустимом расхождении второй нивелировщик на следующий день проводит повторную съемку.

Нивелирование, как правило, выполняют из середины участка при нормальных расстояниях от инструмента до рейки на связующих точках 75—100 м. При ясной благоприятной погоде это расстояние можно увеличивать до 150 м. Через реки отметки передают двойным нивелированием со стоянок, расположенных по обеим сторонам реки. В горной или резко пересеченной местности, где геометрическое нивелирование недостаточно производительно, целесообразно использовать оптические дальномеры повышенной точности. Углы наклона при определении превышений между связующими точками измеряют одним полуприемом в прямом и обратном направлении, округляя отсчеты по рейке до 1 см.

Общая допустимая невязка хода при съемке трассы автомобильных дорог не должна превышать ±50 ]/ L мм. где L — длина хода, км.

Во всех сложных местах, где потребуется уточнение положения трассы или размещение тех или иных инженерных сооружение, снимают планы в горизонталях (мостовые переходы, транспортные развязки, сложные участки трассы — косогорные ходы, оползни, проходы около вершин оврагов и т. д , места разработки карьеров дорожно-стротельных материалов или грунта для отсыпки насыпей и т. д.). Выбор способа съемки определяется местными условиями и удоб-

ством организации и проведения работ.

В практике изыскательских работ находят применение:

нивелирование по квадратам. Оно целесообразно при слабо выраженном рельефе на площад- ках для строительства зданий или устройства пересечений в разных уровнях;

теодолитные ходы с поперечниками. Метод применим при небольшой ширине снимаемой полосы, слабо выраженном рельефе, в местности, заросшей лесом и кустарником. Магистраль прокладывают по возможности посередине снимаемой полосы. Расположение поперечников по отношению к магистральному ходу определяется формами рельефа и удобством съемки без излишних работ по расчистке просек. Разновидностью этого метода является съемка площадей нивелированием по квадратам;

тахеометрическая съемка, наиболее удобная в пересеченной открытой местности. Метод требует меньше полевых работ, чем съемка поперечниками. Расстояние от инструмента до точек, в которых устанавливаются рейки, не должно превышать 150 м при съемке в масштабе

1-2000 и 250 м при масштабе съемки 1-5000;

мензульная съемка, которая позволяет точно отразить на плане рельеф и ситуацию, но наиболее трудоемка и требует выполнения всего объема работ в поле.

Недоступные точки при составлении плана а горизонталях снимают тахеометрическим методом засечек с концов базисов, измеряемых с точностью не менее 1:2000. Расстояние до недоступных точек должно быть определено с точностью до 1:1000.

жение кривых;