Франции в период сословно-представительной монархии

Общественный и государственный строй

 

Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:

· период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;

· период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;

· период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное еди­ное королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отноше­ния вассалитета покоились на иерархической структуре земельной соб­ственности: номинально верховным собственником всей земли в госу­дарстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, кото­рым жаловали земельные владения.

В период феодальной раздробленности -король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп­ных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, при­чем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархичес­кой лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось Народное ополчение.

Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

В XIV - XV вв. формирование наследственных сословий завершилось. Французское общество разделилось на три сословия:

• сословие духовенства;

• сословие дворянства;

• третье сословие, к которому относились купцы, ремесленники, сво­бодные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными, освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заме­няют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования - серваж вытесняется цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз - твердо фиксированную денежную, реже натуральную ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цен­зитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, заклады­вать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

1. Органы государственного управления.

2. Судебное устройство

3. Армия.

 

Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV - XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов - высшего органа сословного представительства.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили на­чало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совеща­тельным, органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало от­дельно от других:

• в первой палате - высшее духовенство;

• во второй - депутаты от дворянства;

• в третьей - выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сосло­вия".

Каждая палата имела только один голос независимо от числа представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Центральными органами управления в этот период были:

• Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руковод­ство и контроль за отдельными звеньями управления;

• Счетная палата, ведавшая финансами.

К наиболее значимым должностным лицам относились:

1) канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

2) коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;

3) камерарий - казначей;

4) палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные поруче­ния короля.

В системе судебных учреждений произошли следующие изменения:

• королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значи­тельно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пере­смотреть любое решение сеньориального суда;

• хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирова­ние судебной системы.

При Людовике IX был создан специальный судебный орган - Парла­мент, в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королев­ства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела, мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ра­нее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуще­ствляя таким образом контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел. Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой пред­метной и персональной подсудности и образовал инстанционную сис­тему:

• низшая инстанция - суд официалов, специальных уполномоченных епископа;

• вторая инстанция - суд архиепископа;

• следующая инстанция - суд кардинала;

• высшая инстанция - суд римской курии, который рассматривал наибо­лее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги­вавшим интересы монархии ("интересы короны").

В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численнос­ти, с централизованным руководством и четкой системой. К этому вре­мени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вер­бовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотланд­цев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворян­ство.