Вводная часть (10 мин).


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 4; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

VI. Текст лекции

V. Учебно-материальное обеспечение

III. Расчет учебного времени

II. Воспитательные цели

I. Учебные цели

Г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине: «Производственная безопасность » для обучаемых по специальности 280102.65 «Безопасность технологических процессов и производств»

 

Раздел № II. «ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВ »

Тема лекции № 12.1. « Основы пожарной профилактики в технологических процессах»

 

 

Обсуждена на заседании

методической секции

 

«___» __________ 2010года.

Протокол № ___.

 

 

Санкт-Петербург

Дать обучаемым представление об основах системы пожарной безопасности в технологических процессах, ознакомить с основными терминами и определениями, рассмотреть общие требования к обеспечению безопасности производственных объектов.

Формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, позволяющих решать задачи, стоящие перед ГПС МЧС России. Воспитание стремления к углубленному освоению материала по теме 2.

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Классификация пожаров   2.Пожарная профилактика объекта   3.Пожарная безопасность технологических объектов ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ          

IV. Литература

Основная:

1.Пожарная безопасность технологических процессов. Учебник/ С.А.Горячев, С.В.Молчанов, В.П.Назаров и др.; Под общ. ред.В.П.Назарова и В.В.Рубцова. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.- 221с.

 

2.В.Р. Малинин, О.А. Хорошилов. Методика анализа пожаровзрывоопасности технологий: Учебное пособие.-СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.-274с.

Дополнительная:

Хорошилов О.А., Крыжановская Ю.В. Пожарная безопасность технологических процессов: Учебное пособие для начальной профессиональной подготовки. ¾ СПб. : Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2004.

Нормативные документы:

1.ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования.

2.ГОСТ Р 12.3.047-98. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.

3.Федеральный закон РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”

4.Административный регламент МЧС России

 

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

2. Демонстрационные слайды:

Слайд№1.Тема лекции и рассматриваемые вопросы.

Слайд№2.Список основной и дополнительной литературы по теме.

Слайд№3.Вопрос 1.Системы пожарной безопасности производства

Слайд№4Вопрос 2.Пожарная безопасность технологических процессов

Слайд№5.Задание на самоподготовку.

Во вводной части целесообразно руководствоваться следующей схемой.

(3 мин.):

Преподаватель принимает доклад старшины курса (командира группы) о прибытии на учебное занятие; приветствует обучаемых, а обучаемые приветствуют преподавателя в соответствии с Уставом Вооруженных Сил РФ.

В начале лекции доводится структура изучения темы (демонстрируется Слайд №1).

На изучение данной темы предусмотрено 26 учебных часа. Из них:

10ч – лекции;

6ч - практические занятия

10ч – самостоятельная работа

 

4 минуты:

Далее преподаватель доводит тему лекционного занятия, цель и рекомендуемую литературу (демонстрируется Слайд№2).

 

Тема лекции №12.1: «Основы пожарной профилактики в технологических процессах»

Дать указание ответственным за ведение журналов записать тему и поднести журналы и строевые записки к преподавателю.

Цель занятия:

Дать обучаемым представление обосновах пожарной профилактики в технологических процессах,ознакомить с основными терминами и определениями, рассмотреть требования к обеспечению безопасности производственных объектов.

Показывает связь изучаемого материала с другими темами учебной дисциплины и с другими дисциплинами, изучаемыми на кафедре и вузе, а также важность использования полученных знаний в практической деятельности (см. расширенный тематический план и учебную программу по изучаемой дисциплине). Для темы №.12.1 показывается связь с темами №1 дисциплины ПБТП

В различных сферах производства используется и перерабатывается большое количество горючих и взрывоопасных материалов.

 

Вопрос 1.Классификация пожаров(25мин.)

Для подавления горения необходимо, чтобы было выполнено хотя бы одно из следующих условий:

-изоляция очага горения от воздуха или снижение концентрации кислорода разбавлением негорючими газами до содержания, прикотором не может происходить горение;

-охлаждение очага горения ниже определённой температуры;

-торможение (ингибиторами)химических реакций и пламени;

-механический срыв пламени струёй воды или газа;

-создание условий огнепреграждения, при которых пламя распространяется через узкие каналы.

Все существующие огнетушащие вещества оказывают, как правило, комбинированное воздействие на процесс горения. Например, вода может охлаждать и изолировать (или разбавлять) источник горения. Наиболее эффективные газосодержащие средства воздействуют на процесс горения одновременно и как ингибиторы и как разбавители. Порошки могут ингибировать горение и создавать условия для огнепреграждения при образовании устойчивого порошкового облака.

Однако любое огнетушащее вещество обладает каким –либо доминирующим свойством. Например, вода оказывает преимущественно охлаждающее воздействие на пламя, пена – изолирующее. Огнетушащие вещества на основе галоидоуглеводородов и порошковые составы - ингибирующее действие. Кроме того, проявление того или иного свойства огнетушащего вещества зависит от условий его применения. Некоторые порошковые составы при тушении горящих металлов проявяют в основном изолирующее действие, а при подавлении горения углеводородов – ингибирующее.

Поэтому при выборе средств тушения следует исходить из возможности получения наивысшего огнетушащего эффекта при минимальных затратах.

Важнейшими параметрами, определяющими условия тушения пожара, являются:

-физико-химические свойства горящего материала, от которых зависит выбор огнетушащего вещества;

-пожарная нагрузка;

-скорость выгорания пожарной нагрузки;

-газообмен очага пожара с окружающей средой и внешней атмосферой;

-теплообмен между очагом пожара и окружающими материалами и конструкциями;

-метеорологические условия.

Пожары классифицируют в зависимости от физико-химических свойств горючих материалов и возможности их тушения различными огнетушащими веществами ( табл.1)

Пожарная нагрузка (в состав которой входят также горючие конструктивные элементы зданий) и скорость её выгорания определяют основные характеристики пожара, такие как температурный режим и продолжительность пожара, опасные факторы пожара, воздействующие на людей и т.д. Параметры развития пожара зависят от вида и величины пожарной нагрузки.

Существуют различные способы пожаротушения. Их классифицируют по по виду используемых огнетушащих веществ, методу их применения, особенностям окружающей обстановки, назначению и т.д. Пожаротушение подразделяют на поверхностное, когда подача огнетушащих веществ производится в очаг горения, и объёмное, при котором в районе пожара создаётся среда, не поддерживающая горение.

Поверхностное тушение, называемое также тушением пожара по площади, подходит почти для всех видов пожара и требует использование огнетушащих составов, которые можно подавать в очаг пожара на расстоянии (жидкостные, пены, порошки). Объёмное тушение применяют в ограниченном объёме ( в помещениях, отсеках, галереях и т.п.) оно основано на создании огнетушащей среды во всём объёме защищаемого объекта.

Поверхностное тушение применимо к пожарам І класса, а объёмное = ІІ класса. Иногда объёмное тушение используют для противопожарной защиты локального участка значительного объёма ( например, в больших помещениях), но при этом предусматривают повышенный расход огнетушащих веществ.

 

Таблица 1. Классы пожаров

Класс (подкласс) пожара Характеристика горючей среды Рекомендуемые средства тушения
А1 А2 В1 В2 С D1 D2 D3 Е F Твёрдые тлеющие материалы (древесина, бумага, текстиль)   Твёрдые нетлеющие, в том числе плавящиеся материалы (резина, каучук, полимерные материалы)   Полярные горючие и ЛВЖ, на которых интенсивно разрушаются пены(спирты, эфиры, и др.кислородсодержащие углеводороды) Неполярные горючие жидкости и ЛВЖ и плавящиеся при нагревании вещества (бензин, керосин, мазут, масла, стеарин, некоторые синтетические материалы Газообразные горючие вещества (пропан, метан и др.)   Металлы за исключением щелочных Щелочные металлы Металлсодержащие вещества(металлорганические соединения, гидриды металлов и т.п.) Пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением Пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ Вода со смачивателями, распылённая вода,пены, порошок типа Пирант   Вода, пены, порошок, хладоны   Вода, пены, устойчивые к действию полярных жидкостей, порошок ПС Б-3, газовые составы   Вода, пены, порошки, газовые составы     Вода (для охлаждения оборудования), порошки ПХК, пены, газовые составы   Порошок типа ПХК, азот Порошок типа ПХК Порошки, диоксид углерода, инертные газы     Порошки, диоксид углерода, инертные газы   Порошки, диоксид углерода, инертные газы

Для объёмного тушения требуются огнетушащие вещества, способные распределяться в атмосфере защищаемого объёма и создавать в каждом элементе огнетушащую концентрацию( газовые, аэрозольные и порошковые составы). Способ объёмного тушения является более прогрессивным, поскольку он обеспечивает не тлько быстрое и надёжное прекращение горения в любой точке защищаемого объёма, но и флегматизирует горение в объёме, т.е. предупреждает образование взрывоопасной среды. Кроме того, благодаря лёгкости автоматизации,быстроте действия и доугим преимуществам этот способ экономически более выгоден.

В зависимости от вида применяемой пожарной техники разделяют тушение первичными средствами – огнетушителями (переносными и перевозными) и размещаемыми в здании пожарными кранами передвижными средствами – пожарными автомобилями, а также стационарными- специальными установками с запасом огнетушащих веществ, приводимыми в действие автоматически или вручную, лафетными стволами и т.д. Поверхностное тушение может осуществляться всеми видами пожарной техники, но преимущественно первичными средствами и с помощью передвижных установок, а объёмное тушение - посредством стационарных установок.