Отбор и развитие поставщиков до уровня партнера.

Слайд 6

Создание расширенного бережливого предприятия:

 

1. Станьте образцовым бережливым потребителем

2. Определите свои ключевые компетенции

3. Займитесь развитием и обучением основных поставщиков

4. Используйте системы контроля в целях непрерывного совершенствования

5. Отдавайте предпочтение поэтапному подходу

6. Сформируйте совместное обучающее предприятие

 

Основные партнеры Toyota являются частью предприятия много лет, а следовательно новому поставщику непросто внедриться в сложившуюся систему снабжения, если он не владеет патентованной техно­логией, которая представляет интерес для Toyota. Однако при развертывании производства за пределами Японии дело обстоит иначе: Toyota стремится расширять местную систему поставок.

Об этом свидетельствует опыт поставщиков шин для автомобилей, производимых в Северной Америке. Эти компании выполняют самостоя­тельные разработки и сотрудничают с Техническим центром Toyota в Анн-Арбор, штат Мичиган. Казалось бы, шина — довольно простое изделие, и можно легко найти поставщика, ознакомившись с прейскурантами разных компаний. В Toyota считают иначе. Шина – это сложный компонент хо­довой части, от нее зависит уровень шума, комфортность, управляемость, безопасность и даже экономия топлива. От качества шин и тормозов зависит тормозной путь. Toyota подбирает шины с учетом особенностей конкретного автомобиля, точно определяя требуемые характеристики шин и оценивая их соответствие этим требова­ниям. Это означает, что поставщик должен решить множество технических проблем, а это длительный процесс, который требует прочных связей с поставщиками.

Даже если речь идет всего об одном компоненте, шине, Toyota предъявляет к поставщикам большие требований. Поскольку в каждом регионе Toyota ведет дела только с двумя-тремя поставщиками, новые поставщики у компании появляются нечасто. Поначалу новому поставщику предлагается выполнить небольшой заказ, и прежде чем он получит следующий, ему придется прой­ти строгую проверку. Кроме прочего, в ходе этой проверки учитываются инвестиции в процесс разработки.

1. Исследования и разработки при создании шин. Как правило, разработка шины начинается с поставщика, который непрерывно занимается ис­следованиями. Поставщик должен принимать во внимание внешний вид продукции, продукцию конкурентов, рыночные требования к характеристикам, затраты, законодательные тре­бования и сроки поставки продукции на рынок (для автомобильной компании или на рынок запчастей). Поставщик исследует различные резиновые смеси, учитывая множество факторов, вплоть до места произрастания каучуковых деревьев (каучуковые деревья во Вьетнаме отличаются от тех, что растут в Индии). Затем поставщик изучает эксплуатационные характеристики шины с помощью компьютерного моделирования и проводит испытания ее физико-механических свойств (деформации, уровня внутреннего давления и т.д.).

2. Определение требований к шине. В Toyota Motor Company стандарт­ные требования к шинам (размеры, коэффициент трения и т.д.) ус­танавливаются комитетом по шинам, а главный инженер определяет требования к шинам при разработке конкретного автомобиля. Они включают объективные (например, тормозной путь) и субъективные (например, поворачиваемость и удобство управления) требования. Поскольку Toyota занимается охраной природы, руководство учитывает требования эффективности использования топлива. Инженеры Toyota сравнивают множество разных шин, включая те, что используют конкуренты, чтобы выявить продукцию, которая наилучшим образом отвечает предъявляемым требованиям. Специалисты Toyota испытывают эти шины на существующих автомобилях, изучают мнения потребителей

3. Запрос на разработку технического предложения. Определив характеристики шин, Toyota указывает их в запросе на разра­ботку технического предложения, который направляется отобранным
поставщикам. Toyota проводит испытания шин на опытном образце автомобиля, а изготовитель шин тестирует их на специализированном оборудовании. Toyota сама устанавливает цену, и этот вопрос практически не обсуждается.

4. Заключение договора на поставку. Затем отбирают подходящего поставщика или нескольких поставщиков, всегда предусматривая одного в качестве резерва. Так, если Toyota нужны два поставщика, заявки с предложениями принимаются от трех компаний. Как правило, это поставщики, которые уже проявили себя, работая с Toyota в прошлом. Предполагается, что отобранные поставщики занимаются разработкой шин совместно с Toyota, финансируя эту работу из собственных средств.

5. Экспертиза и испытания опытных образцов шин. Toyota требует, чтобы к моменту первого тестирования шин (этап IS) поставщик разра­ботал два варианта опытных образцов. Toyota тестирует шины на своих испытательных треках. Затем Toyota либо выбирает лучший вариант, либо просит создать шину, сочетающую характеристики предложенных альтернатив, либо предлагает внести дополни­тельные усовершенствования. На втором этапе (2S) поставщик представляет для оценки опытные образцы одного вида шин. Разработка шин ведется параллельно с разработкой автомобиля, однако эти процессы не всегда идут синхронно. В процессе испытаний проверяется сцепление с мокрой и сухой дорогой и льдом. Испытатели изучают поведение автомобиля в экс­тремальных условиях, например при резких поворотах. Представи­тели Toyota измеряют фактический тормозной путь, и если шина не соответствует предъявляемым требованиям, поставщика просят внести соответствующие изменения.

6. Окончательный выбор. По завершении этапа 2S Toyota прекращает работу с поставщиком, который не сумел обеспечить требуемые ха­рактеристики. Если все поставщики справились с поставленными зада­чами успешно, Toyota делает окончательный выбор, принимая во внимание дополнительные факторы, например кто из поставщиков изготавливает шины для данной модели в настоящее вре­мя. Выбрав лучшего поставщика, Toyota продолжает контролировать качество продукции и дисциплину поставок в первые месяцы после запуска автомобиля в производство, чтобы убедиться в соблюдении соответствующих стандартов.

Любой новый поставщик Toyota должен пройти все эти этапы и вло­жить свои средства в разработку без каких бы то ни было гарантий их возврата. Как правило, новый поставщик получает крупный заказ на поставку шин для новой модели не сразу. Сначала Toyota заключит с ним договор на изготовление запасок для мелкосе­рийной модели. Обычно поставщику удается получить от Toyota круп­ный заказ лишь через несколько лет. Тем не менее острая конкуренция между компаниями, которые стремятся стать поставщиками Toyota, показывает, что работа с Toyota того стоит.

Пример с автомобильными шинами показывает, как много внимания Toyota уделяет отбору поставщиков, какие высокие требования предъявляет к своим поставщикам бережливая компания. Бережливое мышление способствует оптимизации производства и в конечном счете повышает рентабельность.