Латинское письмо
Варвары, разгромив Римскую империю, получили в наследство развитую письменность.
Латинское письмо начинает использоваться в германских языках после Христианизации. Изменяется техника письма – буквы уже не вырезали, а писали краской на пергаменте или папирусе, а для этого были необходимы более удобные формы письма. Римская церковь не позволяла служить на местном языке, и все служители церкви должны были знать латынь. При церквях и монастырях существовали школы, где учили латинской грамоте. Но одновременно существовала потребность записи на родном языке. Так появились глоссы к латинским текстам. Официальным языком была латынь, но часто в грамотах латинскими буквами передавались отдельные германские слова: имена, названия местности, общественные термины. Так развивалась практика использования латинских букв в родном языке. Очень скоро латинский алфавит стал уже регулярно использоваться в записях германских текстов. В западно-германских языках тексты латинского письма известны с 7-9 вв., в скандинавских странах позднее – 12-13 вв.
В эпоху раннего средневековья образование и письменность носили исключительно клерикальный характер. В условиях господства клерикальной идеологии латинский язык, как язык богослужения и церковных книг, становится в Западной Европе орудием просвещения, языком науки, школы, государственных актов и канцелярской переписки. Клирики – единственно грамотные люди того времени.
Древнейшие глоссы, т.е. словари к латинским текстам, датируются 8-9 вв.. С распоряжением Карла Великого преподавать на родном языке основы непонятной массам христианской веры связаны переводы некоторых важнейших молитв (“Отче наш”, “Формула крещения”, “Символ веры”, сделанные в монастырях в конце 8 – начале 9 вв.).
Тогда латинский алфавит имел только 23 буквы, еще ранее – 20 знаков (не было q,y,z). Буквы j и v были вариантами i и u и употреблялись для обозначения гласных и согласных. Буквы w не было, она возникла позднее после слияния u или v (double u).
Вначале буквы латинского алфавита использовались в том звуковом значении, которое закрепилось в школьной традиции. Постепенно вырабатывалась собственная традиция использования латинского алфавита, делались дополнения. Долгое время не было единых правил правописания, в одной и той же рукописи иногда одно и то же слово писалось по-разному, долгота в основном не обозначалась.
Самая давняя форма латинского письма – капитальное письмо (scriptura capitalis). Его буквы похожи на современные большие латинские буквы – квадратные по форме. Созданное на твердом материале монументальное капитальное письмо было перенесено на папирус, впоследствии на пергамент и бумагу. Оно было сохранено в дальнейшем только для инициалов, титулов, заглавных строк.
В 3-4 веках развилось унциальное письмо (scriptura uncialis), буквы которого похожи на маленькие латинские буквы. Его появление стало возможным с изобретением пергамента (до этого употреблялся папирус и таблички покрытые воском). Тенденция к четкости и красоте, достигаемым хотя бы путем относительно медленной вырисовки букв на мягком материале, создала различные формы книжного письма. Этими же формами пользовался печатный станок. Это смягченное письмо явилось в форме унциала, затем полуунциала и даже чвертьунциала, чтобы в дальнейшем дать минускул: строчное письмо 9-12 вв. и готическое письмо 12-16 вв.
Стремление к быстроте и удобству при возможной четкости создало разновидности обиходного письма, курсива. Главная характеризующая тенденция - стремление писать не отнимая руки, сберегая труд и время. Отсюда связываемые непрерывным движением пера формы букв, сильный наклон их вправо и обилие лигатур (соединений букв, при котором они имеют общие составляющие элементы – æ) и сокращений. Существовали национальные разновидности римского курсива: меровингский, вестготский, лангобардский. Под влиянием курсива унциальное письмо в 6 веке подвергается дальнейшим изменениям и переходит в полуунциал. На смену полуунциалу и национальным курсивам в начале 8 века приходит минускул. Большая часть древнегерманских текстов написана минускульным письмом (minusculis). Все буквы построены на сочетании элементов – круга, полукруга и палочки. Важнейшие формы минускульного письма – островное(инсулярное) и континентальное. Островное сложилось в Ирландии и через миссионеров распространилось на Британских островах, было известно и во Франкской империи.
Созданный в эпоху Каролингского Ренессанса, каролингский минускул – красивый, четкий, легко читаемый шрифт континентального письма. По быстроте и удобству писания он обладает всеми преимуществами курсива. Ровное и элегантное, оно служит целям книжного письма и используется до 13 века и даже позднее.
В 12 веке начинает складываться новый стиль письма – готическое (или монашеское) письмо. Для готического письма характерны остроугольные, изломанные очертания букв. Его другое название – “фрактура” (перелом). Основные характеристики: тесное расположение букв, наличие штрихов, излом, определяемый заточкой пера, экономия бумаги. Первые образцы готического письма встречаются в Италии в 10 в., в других странах Западной Европы – в конце 11 века. Господство готического письма в книгах отмечается с 12 века в Германии, Франции и других странах, пользующихся латинской письменностью. Само понятие “готика” возникло от итал. “gotico”, т.е. готский, от названия германских племен готов. Этот термин обозначает художественный и готический стиль, являвшийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства в Западной, Центральной и частично Восточной Европе. Данный термин был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося варварским.
В 14-15 вв. каролингский минускул возрождается в виде антиквы (округлого гуманистического письма). Антиква распространилась в Европе в 16 веке. Современный латинский печатный шрифт вышел из антиквы. Его буквы лишены изощренности и округлены, ускорение процесса письма исключило каллиграфию, оставив лишь простые, обычные формы.
Книгопечатание застало в области книжного письма два конкурирующих типа: готическое письмо, особенно излюбленное с 14в. в странах германской культуры, и возрожденное каролингское круглое письмо – антиква (antiqua, или romana), которое преобладало в Италии и Франции.
Латинское письмо усовершенствовалось со временем. Каждый германский народ, принявший латинское письмо, внес в него некоторые изменения, обусловленные особенностями развития фонетической системы.
Лекция 7. Крымские готы.
Территория расселения готов в Крыму простиралась между верховьями реки Кача на востоке и течением реки Чёрной на западе. В основном, это - область Крымского нагорья (вторая гряда, яйла и склоны третьей гряды), захватывающая на южном побережье лишь узкую полосу примерно от Фороса до Алушты. Среди имеющихся на данной территории памятников, хронологически восходящих к готской эпохе, особый интерес представляют пещерные поселения в горах Юго-Западной части Крыма. Они подразделяются на собственно пещерные города (Инкерман, Эски-Кермен, Сюстрень, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Бакла) и пещерные монастыри (Шулдан, Челтера, Успенский монастырь и другие).
В середине 3 в. н.э. готы мигрировали с берегов Балтийского моря и расположились на территории, ныне известной как Южная Россия, особенно вдоль северного и западного берегов моря. Они вторглись в Тавриду, где в то время доминировало Боспорское королевство. Готы образовали суверенитет над большей частью королевства и, захватив флот, совершали морские набеги на восточный, западный и южный берега Крыма, а также на берега Эгейского и Средиземного морей..
В источниках, которые дошли до нас, очень трудно различить записи, относящиеся именно к Крымским готам. В книге Афанасия Великого «О воплощении слова», написанной между 319-321 годами, мы читаем о предрассудках, жестоких обычаях и идолопоклонничестве среди людей, которых считали христианами: скифов, эфиопов, персов, армян, готов, египтян и халдеев.
Больше данных содержится в хрониках первого эйкуменического совета в Никее в 325 году. На этом совете присутствовали епископы Крымских епархий, а именно: Кадм Боспорский (Cadmus of Bosporus), Филипп Херсонесский (Philippus of Chersonesus) и Феофил, ми трополит Готии (Theophilus, Metropolitan of Gothia).
Готская епархия была основана в начале 4 века и находилась под надзором Константинопольских патриархов. Знаменитый отец-основатель ранней христианской церкви, Иоанн Хризостом (Iohn Chrysostom), был заинтересован в готах-ортодоксах. Будучи епископом Константинополя, он отписал им церковь за городом, где служили молебны и читали молитвы на готском языке. Иногда Иоанн посещал их и беседовал с верующими через переводчика. До нас дошел текст проповеди, прочитанной Иоанном в 398 году в церкви Святого Павла в Константинополе. В ней Иоанн пожелал увидеть вскоре в церкви многих гелленов, то есть язычников, для того, чтобы они могли осознать триумф Христианства.
Многие были настроены враждебно по отношению к Готской церкви, что причиняло Иоанну множество проблем. Примерно в 400 году Иоанн дал сан и послал к крымским готам епископа Унилу (Unila), который вскоре скончался (примерно в 404 г.).
Крымские готы на протяжении всего времени были ортодоксами (только Ульфила был приверженцем арианства).
С 6 по 11 век длился период византийской, хазарской и русской экспансии над готами. Опасность исходила и от гуннов (во всех частях Крыма), она заставила крымских готов примкнуть к Восточной Римской империи. Готы стали вассалами империи, поклявшись соблюдать все предписания императора Юстиниана.
Отдельная группа крымских готов - готы-тетракситы - упоминаются только Прокопием Кесарийским, историографом императора Юстиниана (6 век). В сочинении «Война с готами», перечисляя народы, живущие по восточную сторону от Боспора, он называет и готов-тетракситов: «они немногочисленны, тем не менее не хуже многих других с благоговением соблюдают христианский закон». Согласно Прокопию, они жили в восточной части Крыма: «По ту сторону Меотийского Болота и его владения и Эвксинский Порт, как раз на этом берегу и живут с древнейших времен готы-тетракситы… Значительно в стороне от них осели готы-везиготы, вандалы и все остальные племена готов» (Прокопий Кесарийский имеет в виду западный берег Керченского пролива, то есть восточное побережье Крыма).
До второй половины 5 в. готы-тетракситы жили в Крыму и принадлежали к так называемым таврическим готам. Часть готов ушла из Крыма в Приазовье, но некоторые остались на полуострове и жили здесь в течение всего средневековья. Именно для них, по свидетельству того же Прокопия, император Юстиниан построил Укрепления, известные под названием «длинные стены» в стране Дори. Готы, выставившие трехтысячное войско в качестве союзников империи, сумели укрыться в горах от гуннского нашествия, тогда как часть их собратьев в степной части полуострова вынуждена была подчиниться гуннам.
Другая группа крымских готов была названа греками трапезитами, т.к. они жили на столовых горах (скалистых плато), параллельных Южному берегу.
В 70-е годы 6 века отмечены наступлениями турецко-хазарских племен. Хазарское доминирование с 6 до 8-9 веков повлияло на культуру готов. Из «Жизни Иоанна Готского» мы узнаем, что около 787 года хазарский хан захватил центр Готии, Дорос, и разместил там свой гарнизон. Но уже в 90-х годах того же столетия, согласно другим источникам («Жизнь Феодора» — «The Life of Theodore of Studion»), в Готии правил монарх, которого именуют «правителем людей» в Таврических Климатах.
В 700 году император Юстиниан II бежит в крепость Дорос на границе Готии, а через 10 лет он велит перебить всех жителей Херсона. В 713 году в хрониках упоминаются готогреки и их соседи, малоазиатские славяне — обсеквианы. В 787 году хазары овладевают Доросом, а в 795 году Готия и горный Боспор (ныне Керчь) состоит под монархами христианского вероисповедания. В 823 году готы принимают участие в восстании самозванца Фомы. В 865 году русский князь Бравалин разграбил Херсон, Керчь, Сурож. В Х веке Русь берет протекторат над Готией, в Крыму также возобновляется власть византийского государства. С 944 года Корсунь и готские города находятся во власти Византии.
В 13 веке Готия попадает под влияние империи Трапезунта (the Impire of Trebizend), которая окончательно сформировалась в 1204 году.
В 13-15 веках Готия переживает политически очень сложный период, когда в Крыму соперничают татары, генуэзцы и венецианцы. Шаткое влияние Константинополя пало. Самым могущественным народом Крыма были татары, с которыми все прочие народы, представленные на полуострове, должны были считаться. В связи с преобладанием в Крыму татарского влияния мы можем наблюдать весьма примечательный процесс ассимиляции местного населения с татарами в сферах языка, обычаев и образа жизни. Значительный интерес в этом плане представляет сообщение Георгия Пахимеда, приведенное им в «Истории Михаила Палеолога»: «С течением времени народы, живущие во внутренних районах (полуострова и соседних стран) — я имею в виду алан, зихов, готов, росов и разные другие народы — смешались с ними (ногайскими татарами); они переняли от них обычаи, усвоили их язык и одежду и стали их союзниками».
В 1346 году в Крыму начинается чума. Крымская Готия переживает ужасы «черной смерти».
В конце 14 века Готия становится центром римско-католической пропаганды. В 1365 году Сугдею с 18 деревнями уступили генуэзцам, а через 6 лет Ялита и другие патриархальные владения готской епархии были переданы в ведение сугдейского митрополита.
В 1433 году балаклавцы восстают против генуэзцев, в результате эта стычка выливается в военные действия, но уже в 1434 году генуэзцы восстанавливают свою власть в Балаклаве. В 1456 году владетелем Феодоро становится Олобей, сын Алексея, а в 1472 ему на смену приходит мангупский князь Исаик (Исайко). В том же году Кафа и Прибрежная Готия пали.
О «Стране готов, подданных императору северных татар», сообщается в письме архиепископа Китая Джованни Монтекорвино, адресованном главному викарию францисканского ордена 8 января 1305 года. Правитель Мангупа конца XIV века даже отнесен к числу татарских ханов. Согласно папской булле 1333 г. о назначении херсонского епископа, Херсон находился «в области Готии».
В генуэзских источниках упоминается в основном только прибрежная, подвластная генуэзцам часть Крымской Готии. По договору, заключенному (с согласия Тохтамыша) владельцем Солхата Черкесс-Беем с консулом Каффы Яноном де Боско, генуэзцы получили 18 селений, которые принадлежали Солдае, и Готию «с селениями и народом» от Чембало до Солдаи. «Устав для генуэзских колоний в Черном море, изданный в Генуе 1449 г. в последний день февраля» также упоминает только прибрежную Готию, то есть местность, где находились генуэзские владения. Иосафат Барбаро в своем «Путешествии в Тану» вслед за «Татарией» и «Аланией» описывает Крым: «… за Каффой, по изгибу берега на великом море, находится Готия — за ней Алания, которая тянется по острову в направлении Монкастро… Готы говорят по-немецки. Я знаю это потому, что со мной был мой слуга немец; они с ним говорили и вполне понимали друг друга подобно тому, как поняли бы один другого фурланец и флорентиец. Я думаю, что благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем аланов. Таким образом, ввиду смешения одного имени с другим, они называют себя готаланами. И те и другие следуют обрядам греческой церкви, так же, как и черкесы».
Готия и Феодоро упомянуты в Трапезунтской хронике Михаила Панарета 1426 г.
В 1475 году турки разорили Кафу и осадили Мангуп. Установив на примыкавших к главным воротах легкую и осадную артиллерию, они подвергли столицу непокорных готов разрушительному обстрелу. Столица Феодоро держалась около трех месяцев и сдалась, лишь когда иссякло продовольствие. Турки, обещавшие помиловать горожан, устроили дикую резню - об этом свидетельствуют братские могилы казненных мангуповцев. Тем не менее, княжеский род уцелел; сохранился и старый титул князей. Мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву: князя Кемальби, его сына Мануэля, очевидно, христианина; в Москве проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский.
С падением Феодоро-Мангупа и занятием турками всей территории Готии история княжества Готия в Крыму закончилась.
Города Мангуп, Чембало, Каламита и все их земли вошли в Мангупский кадылык султана; Каламиту при этом переименовали в Инкерман, Чембало - в Балаклаву, столицу же - в Мангуп-Кале. Последняя сохранила свое значение лишь как крепость; торговля и ремесло здесь быстро пришли в упадок.
«Готия» в позднесредневековых источниках безусловно является географическим термином. Вместе с тем такое употребление слова «Готия» не исключает возможности обитания в позднесредневековом горном Крыму каких-то ассимилированных потомков готов. Посол германского императора Фердинанда I в Турции Бусбек в середине XVI века сообщал о готах в Крыму, помещая при этом их столицу на Мангупе. Бусбек встречал в Стамбуле двух посланцев готского населения Крыма и имел с ними длительные беседы. Ценнейшим в его сообщении является запись нескольких десятков слов и песни на крымско-готском языке.
Следующее известие о готах находим в книге ученого-митрополита, члена Российской Академии С. Сестренцевича-Богуша (1731 - 1826), где он пишет, что готы, живущие близ Мангупа, резко отличаются от жителей соседних сел как внешностью, так и языком (1806). Он же в письме к отцу сообщает, что в "городах, где история указывает на обитание готов, остались немалые пятна (Flecken), где местный татарский язык похож на нижненемецкий; некоторых людей в Мангупе я понимал. Но все они мусульмане и татаризованы. Они, собственно, не знают, что это за язык, на котором говорят, и сообщают лишь, что первоначально были христианами, а не мусульманами". Это последнее описание живых готов, хоть и "татаризованных", но сохранивших и в конце XVII в. сознание своего национального отличия.
Однако не всех готов ждала судьба мангупской округи. Горцы также забыли родной язык, но сохранили при этом православную веру до конца XVIII в. В 1 778 г. в числе христиан, депортированных по указу Екатерины II из Крыма на север Приазовья, были не только греки и армяне, но и потомки феодоритов, во главе которых по-прежнему стоял их духовный пастырь - митрополит Готфейский и Кафийский (тогда им был отец Игнатий).