Суидната и его потомки

МАЛИ

ГАНА

 

В Западной Африке великие государства складывались не на всей ее территории, а только в полосе, лежащей между южной окраиной Сахары и зоной лесов. Именно здесь, на севере географического Западного Судана, в зоне Сахеля, сложились в VII–VIII вв. крупные торговые пункты, ставшие центрами политического объединения западно-суданских народов.

Наиболее могущественными среди этих государств были Гана, Мали и Сонгай. Это объясняется, прежде всего, географическими и экономическими факторами. Зона, в которой процветали Гана, Мали и Сонгай, целиком относится к средней Тропической Африке, включающей земли, наиболее пригодные для возделывания зерновых. Суданская зона с развитым земледелием являлась одновременно, особенно в северной своей части, и районом скотоводства. Наряду с этими существовал еще один важнейший фактор развития Ганы, Мали и Сонгай в Средние века – золото Судана.

На главных транссахарских караванных путях, по которым соль из пустыни и товары из стран Средиземноморья доставлялись в обмен на золото, возникли большие города: Аудагост, Гана, Валата, Томбукту, Гао, Кацина, Кано. Это были южные порты того моря, каким, образно говоря, была Сахара, пока каравеллы португальцев не открыли новый торговый путь через Атлантический океан.

Время образования государства Гана в точности неизвестно. Некоторые археологические находки позволяют предполагать, что местонахождение Древней Ганы обрело конкретные черты уже в IV в. Западно-африканская устная традиция также относит образование государства к IV в. и говорит о расположенной там стране Вагаду. Большинство историков, и в первую очередь африканских, отождествляет Вагаду с Ганой. Вагаду занимает главное место в западно-суданской устной традиции.

В двух основных исторических источниках, составленных африканцами в XVI–XVII вв., – хрониках «Тарих ал-Фетташ» и «Тарих ас-Судан» – мы находим сообщения о могущественной царской династии Кайамага. Двадцать ее властителей правили до хиджры (то есть до 622 г.) и двадцать после.

Завоевав страны Северной Африки, арабы через местных жителей, ведших торговлю с народами Юга, вскоре узнали, что там имеются сказочные страны, изобилующие золотом. Впервые «Страну золота» Западной Африки упомянул географ багдадского халифа ал-Фазари в конце VIII в. Сведения об этой стране у многих арабских географов имеют подчас фантастический характер. Так, например, Ибн Факих рассказывает, что «в стране Гана золото растет, как морковь, и его собирают на восходе солнца».

Главными областями Древней Ганы были на севере Аукар, а на юге – Ход. О размерах государства дает кое-какие сведения известный арабский хронист Ал-Бекри. По его данным, река Сенегал служила границей между Ганой и ее западным соседом – царством Текрур. На юг Гана простиралась до окраин золотоносных земель Бамбука (но не включала эту богатую область). На востоке граница Ганы доходила до Нигера, а на севере – до берберского Аудагоста.

Вскоре после своего прихода на юг Марокко, в 734 г. арабы предпринимают поход против Ганы. Из этого похода они привозят, по словам ал-Хакама (IX в.), «значительное количество золоти». Уже в середине VIII в. арабы создают караванный путь между Сиджилмасой в Южном Марокко и Аудагостом в Мавритании. На южной окраине Сахары, куда привозили золото, обосновываются средиземноморские купцы. Там грузы, доставлявшиеся с севера верблюжьими караванами арабо-берберов, перегружались на караваны ослов, которых с юга вели вангара.

Через Сахару везли золото, медь, соль и рабов. По караванным путям переправляли слоновую кость, орехи кола, страусовые перья, кожи и некоторые предметы роскоши. Самыми важными среди этих товаров и почти равными по стоимости были золото, которое везли из Западного Судана в страны Средиземноморья, и соль, которую везли с севера нз юг.

Большая часть золота, проходившего через Гану, добывалась на приисках Бамбука, местности между реками Сенегал и Фалеме. Другие золотоносные земли Западной Африки были расположены южнее.

Золотоискателями были по большей части обыкновенные земледельцы, которые добывали золото в свободное время. Доходы от этого никогда не были особенно велики. Настоящие сокровища накапливались у царей Ганы.

Общий объем торговли золотом в Западной Африке оценить трудно. Как арабские хроники, так и устная традиция в этом отношении ненадежны. Но, видимо, большая часть золота, имевшего хождение в те времена в Северной Африке и Европе, была африканского происхождения.

Уроженец Кордовы ал-Бекри в своей известной книге «Пути и государства», написанной около 1067 г., так описывает столицу: «Гана – большой город, который состоит из двух частей. Одна из них, расположенная на равнине, – мусульманский город, где живут арабские и берберские купцы, знатоки закона факихи и все остальное цивилизованное общество. В этой части имеется 12 мечетей на казенном содержании».

Вторая половина Ганы, в которой жили африканцы-анимисты и располагался царский дворец, находилась в 9,5 км от мусульманской части города. Эту половину арабы называли «аль-Габа» (роща, лес), поскольку ее окружал священный лес анимистов. В отличие от мусульманской части города, здесь не было каменных домов.

Согласно хроникам, анимизм и ислам существовали в Гане в полном согласии. Черные цари позволяли мусульманам вести среди негров проповедь ислама и оплачивали их услуги придворным кругам. Но были здесь и определенные ограничения: мусульманам запрещалось ходить в священный лес, где жили священные змеи. Нарушителя ждала смерть.

Картина Ганы, сохраненная в устной традиции, почти совпадает с описанием ал-Бекри. Исследователи этой традиции сообщают: город раскинулся так широко, что из конца в конец надо было ехать верхом целый день, а идти пешком – неделю.

Несмотря на свое арабское происхождение, ал-Бекри признавал блеск царского двора африканцев и отдавал должное той власти, которую имел царь Ганы, а также военным силам страны. По свидетельству ал-Бекри, царь Ганы может собрать войско более чем в 200 тыс. воинов, из них 40 тыс. лучников.

По устной традиции, у царя было 4 барабана. У каждого из них свое назначение: золотым барабаном он собирал потомков Динга (легендарного царя из страны Вагаду), серебряным – знать своей земли, медным – свободных граждан, а железным – рабов.

Согласно ал-Бекри, в ганском дворе был строгий и четкий этикет: мусульмане в знак своего подданства хлопали в ладоши, а анимисты посыпали головы пеплом. Несомненно, подданные царя имели достаточное основание выражать господину почтение и покорность: западно-африканский царь, как и вообще африканские сакральные цари, был в полном смысле слова самодержцем. В его руках находилась сама жизнь подданных.

Общественный строй Ганы достаточно точно обрисован в устной традиции. В стране господствовал царь – тунка. Он считался полубожественным существом. Народ верил, что через посредство царя он может общаться со своими предками. Полагали также, что царь может в какой-то мере влиять на силы природы, например, вызывать дождь.

Следом за царем стоял высший класс. К нему в первую очередь принадлежали три группы, которые составляли армию царя. Это суба – воины, имевшие репутацию непобедимых; кагора, что значит «уничтожающие деревни» – элитарные части войска царя; магаси – царская конная гвардия, которая сопровождала его во всех передвижениях.

Простой народ делился на малые группы в зависимости от рода занятий. Кроме негров, в стране жило некоторое число мусульман – арабов и берберов. Они обычно служили царскими чиновниками, которые надзирали за экономикой государства, сбором налогов и пошлин.

Пошлины, которые платили царю Ганы, известны: с каждого осла с вьюком соли, ввозимой в страну, платили золотой динар; с каждого вьюка срли, который вывозили из страны – два золотых динара; с каждого ввозимого груза меди взималась пошлина в пять мискалей.

Кроме установленного размера пошлин, в стране действовали различные законы и распоряжения в области государственной экономики. Хотя золотоносные земли были расположены за территорией Ганы, царь постановил, что все найденные в стране или привезенные в нее золотые самородки принадлежат ему. А золотой песок народ может хранить у себя.

Процветание Ганы длилось почти два добрых столетия: приблизительно с сер. IX по сер. XI в. Подъем начался, когда племя сонинке оттеснило от власти берберов, и закончился, когда одна группа берберов – Альморавиды – завоевала столицу Ганы в 1076 г. Берберы удерживали власть до 1087 г. После них Гана имела возможность для нового возвышения, но время государства золота уже прошло: из-за походов Альморавидов торговые караваны изменили свои пути. Сокращение торговли умалило и власть Ганы.

В1203 г. страна подверглась нападению племен coco, после чего часть населения бежала в другие районы. Значение Ганы падает, и постепенно начинает возвышаться южная область страны – Мали, населенная народами малинке. В 1240 г. Сундиата, вождь малинке, захватил Гану и окончательно разрушил город. На смену Гане пришло новое государственное объединение – царство Мали.

Но между гибелью Ганы и возвышением Мали стоит – во времени и пространстве – царство народа coco. Когда в 1076 г. Гану завоевали Альморавиды, coco, бывшие вассалы Ганы, отделились от обессилившего сюзерена и принялись расширять сферу своего господства. Почти сто лет государством coco руководил клан Диарисо, пока в 1180 г. энергичный воин по имени Диарра Канте не положил начало новой династии. Самым прославленным государем этой династии стал Сумангуру Канте, который правил приблизительно в 1200– 1235 гг. Это он в 1203 г. захватил и разграбил Гану, что привело к окончательному распаду первого, богатого золотом западно-африканского государства. Царствование Сумангуру Канте оборвалось битвой при Кирине в 1235 г. Все историки сходятся на том, что это сражение относится к важнейшим событиям в истории Западной Африки и что именно оно положило начало возвышению царства Мали.

1. Сундиата и его потомки

2. Манса Муса

3. Манса Сулейман. Упадок государства.

 

Мали, или Мандинг, было поначалу скромной областью в верхнем течении Нигера. В тех краях жили различные кланы малинке: Камара, Траоре, Конде, Кейта. Последних считают кланом, из которого вышли основатели Малийского государства. Его образование относится к VIII в, Помимо устной мандингской традиции это подтверждается и арабскими источниками IX в.

О ранней истории Мали известно довольно мало. По устной традиции, у каждого клана была своя небольшая автономная территория. Основным занятием племен была, видимо, охота. Для обсуждения общих проблем, таких, как войны и уплата дани, кланы посылали своих представителей на общий совет.

Первоначальной религией малинке был анимизм. Но с нашествием Альморавидов ислам пришел и в эту область. Однако проникновение его сюда было медленным и довольно поверхностным: Ибн Халдун упоминает, что первым обращенным в ислам царем Мали был Барамендана (1050).

Если верить устному преданию мандингов, в Мали в 1218– 1230 гг. правил царь Фа Магон. Ему должны были наследовать 12 сыновей. Однако правитель coco Сумангуру убил одного за другим 11 из них. Он оставил в живых лишь младшего, чье слабое здоровье исключало всякие опасения на его счет. Однако молодой царевич выздоровел, вырос, собрал вооруженную силу и выступил против притеснителя своего народа.

Сундиата, или Мари Диата (правил с 1230 по 1255 г.), что значит «повелитель львов», представляет собой самый воспетый, но вместе с тем самый противоречивый образ в средневековой истории Африки. В 1235 г. состоялась решающая битва войск Сундиаты с Сумангуру. Царевич одержал победу. Он захватил все входившие в состав государства coco области, включая остатки Ганы. Сундиата создал государство, простиравшееся далеко вглубь излучины Нигера и включавшее на западе золотые россыпи Буре и Бамбука.

Для придания своей власти должной законности Сундиата собрал всех своих союзников. На этом собрании было решено считать Мали империей, а Сундиата был официально провозглашен мансой, то есть верховным властителем. На этом же собрании Сундиата заложил основы центрального и местного управления: каждому вассалу была определена его территория, куда был назначен верный Сундиате руководитель.

Сундиата организовал Центральный совет Мали, который собирался каждый второй день каждого года. На совет созывали представителей со всех концов страны. Они рассматривали дела, касающиеся хозяйства всего государства, а также утверждали «план действий на начинающийся год».

Сундиата перенес столицу в город Ниани, который был построен на левом берегу Санкарани. Со временем столица стала крупнейшим торговым центром, через нее проходили караваны из Магриба и Ливии.

Хотя об экономической политике Сундиаты легенды знают немного, известно все же, что он покровительствовал хлопководству, разведению земляных орехов, а также скотоводству. Несмотря на наличие золотых россыпей, Мали было в первую очередь аграрной страной. Внешняя торговля оживилась только в XIII в.

Социальная структура Мали при Сундиате состояла из трех основных групп (причем учитывались только мужчины):

1) свободные граждане, к которым относилось 16 кланов;

2) марабуты – религиозные учителя, которые происходили из 5 кланов и образовывали группу, называемую «стражи веры Мандинга»;

3) девять каст, к которым принадлежали люди различных профессий, в том числе ремесленники, гриоты (профессиональные сказители) и воины.

Сундиата точно определил права и обязанности людей всех групп общества. Победоносные войны сильно увеличивали касту рабов, а также некоторые касты ремесленников. Побежденные народы оказывались отделенными от «истинных» мандингов законами эндогамии. Человек из покоренного народа мог вступить в брак только внутри своего народа. И только властитель мог дать разрешение на брак, нарушающий рамки касты.

Победоносное войско Сундиаты было разделено на отряды, которыми командовали преданные ему начальники. Войска состояли из всадников, вооруженных саблями, и пехоты, оружием которой были луки со стрелами и длинные копья. Знать Мали происходила из тех кланов, которые первыми признали Сундиату вождем. К их числу относились кланы Конде, Корома, Камара, Траоре.

О духовной атмосфере времен Сундиаты надежных сведений мало. Вероятно, Сундиата только внешне был мусульманином, поскольку извлекал из этого политические и торговые выгоды. Его мусульманство было, скорее всего, поверхностным. В легендах он пользуется наряду с мусульманскими учеными услугами предсказателей из среды своего народа. После Сундиаты царем Мали стал его сын Ули (1255– 1270 гг.). Ибн Хаддун рассказывает, что манса Ули совершил хадж в Мекку.

В 1285 г. власть захватил вольноотпущенник царского клана Сакура. При этом правителе территория Мали значительно расширилась. Активизировалась транссахарская торговля. Власть правителя была достаточно прочной, и он мог оставить страну для совершения паломничества в Мекку.

Власть Сакуры прервалась насильственным путем в 1300 г. Его убили разбойники с большой дороги примерно в 20 км от Триполи, когда он возвращался домой из хаджа. Спутники высушили его труп, зашили в бычью шкуру и перенесли прах царя на родину.

Теперь потомкам Сундиаты удалось вернуться к власти. Один из них – Абу Бакр II (1305-1312 гг.) – не хотел верить, что Атлантический океан не имеет границ. Он снарядил 2 тыс. кораблей и отправился в сторону захода солнца.

Перед отплытием Абу Бакр II назначил регентом Канку Мусу, и, поскольку он не вернулся, Канка Муса продолжал править, и благодаря огромным богатствам и золоту со временем он стал известен даже в Европе.