Организация армии при первых Османах.

Развитие социально-экономических отношений при первых Османах.

В бейликах складывается система условного землевладения за счет раздачи служебных пожалований. В XIV в. появляется такая категория служебного землевладения, как тимар. Характерной чертой тимара было пожалование права на сбор налогов. Условием получения тимара была служба, чаще всего военная. В этом он был схож с классическим для мусульманского средневековья институтом икта. Однако использование нового, заимствованного из персидского языка термина [«милость, вознаграждение, попечение»] говорит о некоторых отличиях тимара от икта.

Первые османские тимары представляли собой, как правило, ненаследственные пожалования части завоеванных земель, дававшиеся их владельцам – сипахи (спахи) – при условии обязательного выполнения определенной, чаще всего военной, службы. С XV в. условные держания стали носить общее название дирлики и различались уже по размерам доходов.

Собственно тимарами считались владения, приносившие доход от 3 до 20 тыс. акче. Получавшие их сипахи назывались тимариотами. Более крупные земельные пожалования – зеаметы – давали держателям (заимам) доход от 20 до 100 тыс. акче. Наконец, существовали и крупные наделы – хассы – с доходами свыше 100 тыс. акче. Основной обязанностью тимариотов и заимов было участие в военных походах вместе в определенным количеством снаряженных ими людей. Хассы предоставлялись лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы.

Тимарная система должна была обеспечить воспроизводство основной массы сипахи – самой многочисленной прослойки османского общества, которые были «людьми меча», поскольку сипахи были обязаны нести военную службу в рядах конного ополчения и одновременно отвечать за поддержание порядка на местах.

С одной стороны, само возникновение этой системы стало возможным в результате расширения османских владений за счет Византии и балканских государств. С другой стороны, увеличение численности тимаров означало значительное повышение военного потенциала Османского государства, а следовательно, и возможности продолжения и расширения масштабов агрессивной внешней политики.

При Орхане были предприняты меры по расширению и укреплению армии. Были созданы отдельные отряды пехоты – яя и конницы – мюселлем. Во время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалование в размере 1 акче ежедневно. В мирной обстановке им жалованья не платили, но предоставляли земли, выделенные для личного пользования центральной властью и освобожденные от всех налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. К тому же часть полукочевого общества таким образом могла втянуться в земледельческих труд, причем на более выгодных, чем крестьяне, условиях.

Усилению османского могущества способствовало и создание первых частей постоянного войска, состоящего на казенном содержании. Они получили название «янычары» (от турецкого «ен чери – новое войско»). Для их комплектования проводился принудительный отбор (девширме) мальчиков из семей «неверных» (военнопленных, купленных невольников и пр.). Мальчиков раздавали в турецкие семьи разного социального положения и материального достатка, «чтобы обучить турецкому языку и рабскому служению». Через несколько лет их отбирали и помещали в специальную военную школу «Аджеми огланы» (чужеземные мальчики), где, уже будучи тюркизированными и обращенными в ислам, они подготавливались к несению военной службы. За службу воины этой категории получали жалование.

Специфика нового янычарского корпуса определялась тем, что будучи вырванными из своей культурно-религиозной среды, лишенные родственных связей, обучаемые представителями дервишского ордена бекташей и обязанные соблюдать их устав, в том числе, и обет безбрачия, янычары превратились в замкнутую военную корпорацию средневекового войска – гвардию османских султанов. Они предназначались гл. образом, для ведения захватнических войн, но при их помощи султаны могли также ограничивать своеволие сипахи и держать в повиновении население завоеванных стран.

Османская армия во 2/2 XIV представляла собой многочисленную, но далеко не единую организацию. Все более значимой армейской единицей становилась сипахийская кавалерия, рекрутируемая на тимарной основе. В то же время возрастала и роль янычаров. Поступавшие в распоряжение султана огромные людские ресурсы привели к тому, что янычарский корпус становился заметным явлением в османской армии, вытесняя ранее сформированные части яя и мюселемов, действовавших, как феодальные ополчения. Однако все эти военные контингенты по-прежнему сосуществовали с отрядами добровольцев из Анатолии, привлекаемых перспективой захвата трофеев или получения тимаров. Такие отряды назывались акынджи (акын – набег). Термин «акынджи» постепенно вытеснил употреблявшийся ранее термин «гази» (борцы за веру). Очевидно, это объясняется тем, что функции гази и ореол, окружающий это имя, присваивали себе сами султаны и распространяли на войска, находившиеся в их непосредственном подчинении.

С усилением султанской власти вольница акынджи оттеснялась на задний план. Более того, уже начиная с Мурада I ограничивалось пожалование тимаров рядовым воинам. Постепенно отряды акынджи, объединявшие по 10, 100, 1000 воинов, представлявших собой типичных для первого периода завоеваний кавалеристов, которые вели за собой две лошади (одну для себя, другую для возможной добычи) и были вооружены мечом, кривой турецкой саблей, щитом, а иногда просто дубиной, так вот они превращались во вспомогательное войско, просуществовавшее до к. XVI - н. XVII вв., когда его функции окончательно перешли к крымским татарам.

Османская верхушка видела в армии важнейший инструмент укрепления центральной власти. Убедившись в к. XIV в. в эффективности нового – огнестрельного оружия, османские правители стали активно оснащать свою армию пушками и мушкетами, появился даже специальный корпус артиллеристов. Одновременно стал создаваться флот, т.к. под османский контроль перешли обширные районы на побережье Черного, Эгейского и Средиземного морей.

К середине XV в. турецкая армия по своей организации и боевым качествам не уступала европейским ополчениям и наемным войскам, к тому же, как правило, турки имели численное превосходство над армиями других стран. Это позволило Мехмеду II осуществить то мероприятие, которое в мусульманском мире считалось еще со времен арабских завоеваний главной целью «священной войны с неверными» (газават). Был взят Константинополь.

После этого возрос международный престиж османских султанов, что признавалось как в мусульманском мире, так и в Европе. Османские султаны, начиная с Мехмеда II, сами стали смотреть на себя как на наследников византийских императоров, и тем самым обосновывали свои претензии на власть над всем христианским миром.

Падение Константинополя и последовавшие затем завоевательные успехи турок постепенно заставляли и европейцев изменить тон в отношении османских султанов, признавая их императорское достоинство. Именно после 1453 г., по исторической традиции, мы применяем к Османскому государству название Османская империя. В период правления Мехмеда II Завоевателя окончательно оформилась социальная и политическая структура Османской империи, которая в дальнейшем лишь усложнялась и усовершенствовалась, но по сути своей оставалась неизменной до XVII в.