Ода Нобунага. 1568-1582.

Борьба за объединение страны.

Междоусобные войны и крестьянские восстания создавали сложную обстановку в стране, отсутствие реальной центральной власти могло угрожать самостоятельности существования Японии. Деятельность европейцев, появившихся у берегов Японии с 1543 г. (португальцы) и с 1549 г. (испанцы, из Мексики), привела к распространению огнестрельного оружия и стала фактором обострения междоусобной борьбы. Инициаторами объединения выступила «великая тройка» – феодалы центральной части о-ва Хонсю – Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу. Именно они привели в систему общественные отношения и установили единую власть в стране.

Один из средних феодалов, Ода Нобунага еще с 1551 г., после смерти отца начал борьбу со своими противниками, проявил немалое коварство, самыми вероломными методами добился увеличения своих владений, захватывая чужие земли, не щадя ни родственников, ни свойственников, ни соседей. Вооруженным успехам Ода способствовало вооружение его дружины огнестрельным оружием. Он сломил церковную оппозицию, разрушая буддийские монастыри. В 1573 г. сверг последнего сёгуна из дома Асикага, который к тому времени уже полностью утратил политическое влияние. Ода подчинил себе около половины территории страны и проводил там экономическую политику в целях централизации:

· упразднил заставы, отменил таможенные поборы, которые были главным источником доходов феодалов, церкви и придворных кругов.

· стимулировал развитие торговли путем постройки дорог, ввел жесточайшие наказания за разбой.

· упразднил частные меры жидких и сыпучих тел, ввел унифицированную меру, равнявшуюся 1,8 л.

· установил твердый обменный курс, запретив использовать рис в качестве средства обмена, стимулировал применение золота и серебра для импорта товаров. Начал выпускать золотые и серебряные монеты, хотя драг. металлов для массового производства денег было очень мало.

· боролся против монопольных объединений купечества, подавлял всякое сопротивление со стороны городов, облагая их тяжелой данью и лишая самоуправления.

Подобная политика встречала сопротивление как со стороны отдельных феодалов, так и со стороны крестьян, чьи восстания Ода жестоко подавлял. Окруженный в киотском храме войсками противников, Ода покончил жизнь самоубийством в 1582 г. (по другим сведениям – убит одним из своих приближенных).

2) Тоётоми Хидэёси. (1582-1598)

Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси, родившийся в 1536 г. в состоятельной крестьянской семье в деревне Накамура и выдвинувшийся на службе у Ода.

Фамилия «Тоётоми» была принята им лишь в конце жизни, а обнаруженные недавно документы свидетельствуют, что он стремился присвоить себе фамилию Фудзивара. Настоящее же его имя не Хидэёси, а Хиёси. В восьмилетнем возрасте он лишился отца, а отчим отдал пасынка в буддийский монастырь. Нрав у Хиёси был озорным, он досаждал монахам, и они пытались вернуть его домой, но когда Хиёси узнал об этом, он пригрозил, что сожжет монастырь. Однако его все же вернули к отчиму, который отдал его в обучение сначала горшечнику, затем плотнику, а потом кузнецу. Хиёси всюду быстро осваивал ремесла, но они ему скоро надоедали. Наконец, он вступил в шайку разбойников и пробыл с ними несколько лет.

Однажды он встретил монаха, который шел собирать подаяние на храм, и отправился вместе с ним в странствия. Монах устроил Хиёси слугой у феодала Мацусита, где тот прослужил пять лет. Мацусита решил сделать Хиёси воином и поручил ему купить себе воинское снаряжение. Хиёси бежал, присвоив деньги, купил оружие и под вымышленным именем поступил на службу к Ода Нобунага, где проявил себя как расторопный слуга и способный организатор.

Ода в то время был занят ремонтом замка, но работа затянулась, и тогда он поручил организацию ремонтных работ Хиёси, который разбил рабочих на десятки, поставив во главе каждой ответственное лицо, и через два дня ремонт был закончен. Однажды во время смотра войск Ода рассердился на одного из своих командиров, сказав, что даже Хиёси мог бы лучше командовать, и назначил на место смещенного самурая своего слугу. И действительно, Хиёси командовал лучше, проявив недюжинные способности. Ода стал прислушиваться к советам Хиёси и в 1566 г. поручил ему построить укрепления вдоль пограничной реки Суномата, которая отделяла владения Сайто от земель Ода.

Хиёси, собрав местных разбойников, построил укрепления, отразил атаки Сайто и сам перешел в наступление. Сайто потерпел поражение. Ода наградил победителя частью владений Сайто, присвоил ему штандарт и в знак особого расположения даровал Хиёси второй иероглиф имени своего умершего отца Нобухидэ. С тех пор иероглиф хидэ стал первым в новом имени Хиёси – Хидэёси. Хидэёси настолько почувствовал прочность своего положения, что, приютив у себя главаря разбойников, ослушался приказа Ода о его выдаче и даже помог ему бежать, что подняло авторитет Хидэёси у деклассированных самураев (ронинов), которые все охотнее шли к нему на службу. Отныне Ода поручал Хидэёси в походах возглавлять авангард, и тот всегда справлялся с заданиями.

Спустя два года после смерти Ода Хидэёси отдает свою сестру в жену Токугава Иэясу и договаривается о разграничении сфер влияния. Однако Хидэёси нарушил это соглашение и установил контроль над всем о. Кюсю, а также совершил карательную экспедицию на северо-восток, чем и завершил объединение страны.

Внутренняя политика Хидэёси была аналогична мероприятим Ода. Он:

· осуществил обмер завоеванных земель и отнес их к «прямо контролируемым владениям», т.е. к землям государственным.

· провел перепись населения в масштабах всей страны и прикрепил зажиточных и средних крестьян к земле (безземельные крестьяне находились вне переписи, им разрешалось передвижение). Перепись отразила упразднение вотчин, существование сельской общины и наличие развитых вассальных отношений. Вводился также очень высокий натуральный налог – 2/3 - князю, 1/3 – крестьянину.

· укрепил общественный порядок, издав в 1588 г. указ об «Охоте за мечами», согласно которому крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие. Один из пунктов указа гласил: «Поименованные выше короткие мечи не надо уничтожать. Следует использовать их на болты и заклепки для сооружения великой статуи Будды, чтобы если не в этом, то в будущем мире они пошли крестьянам на пользу».

· указом 1591 г. официально закрепил сословные различия, запрещая переход из одного сословия в другое. Устанавливается трёхсословное социальное деление: - самураи (си), крестьяне (но), горожане, т.е. купцы и ремесленники (симин). Крестьяне теперь не могли стать воинами и наоборот. Утверждалась система господства военного сословия.

· запретил миссионерскую деятельность. В 1587 г. издал первый антихристианский указ, однако это «закрытие» страны было неполным, поскольку Хидэёси рассчитывал с помощью европейцев получить оружие и суда для своих внешнеполитических авантюр. (В течение 20 дней все европейцы, кроме португальцев, должны были покинуть Японию).

Самым главным действием считал расширение внешних границ, в частности, захват Кореи. Еще в 1583 г. направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. В 1591 г. требования выросли – корейский ван должен был стать вассалом Японии, что отклонялось корейскими властями. В 1592-98 гг. шла систематическая война между Японией и Кореей. Эта кампания окончилась неудачно для Японии и ослабила юго-западных феодалов и крупных торговцев, связанных с внешним рынком.

В 1598 г. Хидэёси умер, оставив 5-летнего сына Хидэёри. Предвидя посягательства на власть, Хидэёси в 1598 г. создал высший орган управления из пяти главных министров, которые должны были править до совершеннолетия Хидэёри. В число этих министров входил и Токугава Иэясу. Сразу же после смерти Хидэёси началась борьба за власть.