Япония и монголы. Сёгунат Асикага (1336-1573).
Японцы стали одним из немногих народов Востока, которым удалось избежать порабощения монголами. Хубилай, утвердившийся в Китае и Корее, после отказа Японии уплачивать дань, в 1274 г. отправил на острова монголо-корейский флот численностью 37 тыс. человек. Флот успел высадить часть войск на о. Кюсю, но тайфун («камикадзе» - божественный ветер) нанес ему большие потери и остатки флота ушли в Корею. В 1275 г. японцы планировали высадку своих войск в Корее, но план не осуществился. В 1281 г. гораздо более мощный монголо-корейский флот, всего 140 тыс. человек, подошел к японским островам, но в результате сопротивления японских войск в течение 49 дней не мог высадиться на японской территории, после чего шторм уничтожил его, а успевшие высадиться монгольские войска были истреблены или взяты в плен. Третьей попытке помешало сопротивление народов Кореи, Южного Китая и Вьетнама. Следует отметить, что метод ведения боя монгольскими войсками вызвал шок у японцев. Их поразило полное отсутствие уважения к противнику и отсутствие элементов воинского церемониала. Монголы набрасывались на японцев скопом и стремились уничтожить его, предварительно не раскланявшись.
Для военного правительства последствия отражения этой угрозы были неоднозначными. Оно усилило свою власть, получив от императорского двора право мобилизации людей, право реквизиции продовольствия. Одновременно необходимость борьбы с иностранным вторжением ухудшила положение крестьянства, на которое легли огромные расходы на оборону. Намного тяжелее стало финансовое положение самурайского дворянства. Трудности самурайства и крестьянства свидетельствовали о том, что наступил кризис старых форм организации производства и общества.
Символом единения в борьбе с сёгунатом стал император Годайго. В 1333 г. сёгунат Минамото-Ходзё был свергнут. На короткий срок установилась императорская власть. Император Годайго стремился управлять страной единолично, отменил институты бакуфу, экс-императоров-монахов, регентов. Однако он не смог ликвидировать противоречия между аристократами и воинами. В 1335 г., один из крупнейших феодалов, Асикага Такаудзи, поднял мятеж, который привел к образованию второго сёгуната – Асикага или Муромати, по названию квартала в Киото, где располагалось военное правительство. Он просуществовал с 1336 по 1573 г. С переходом власти в руки Асикага начались междоусобнае война, гражданская война, причем боролись не только два лагеря феодалов, но и шла борьба за перераспределение земель.
За время существования сёгуната Асикага происходят большие изменения в характере власти – она становится менее устойчивой по сравнению с сёгунатом Минамото-Ходзё. К началу XV в. сёгунам удалось укрепить позиции центральной власти, разгромив или ослабив наиболее сильных феодалов, занимавших посты военных губернаторов. В начале XV в. сёгуны династии Асикага были уже близки к положению полновластных хозяев страны. Однако контроль сёгунов над крупными феодалами был недолгим.
В сер. XV в. вновь усиливается борьба между феодалами, приведшая к ослаблению власти сёгуната и начинается междоусобная война 1467-1477 гг. После этой войны сёгунат потерял свое влияние, наступил период полной феодальной раздробленности. Т.о. можно сказать, что войны спровоцировали политический и социальный кризис. Вообще заключительный, столетний период сёгуната Асикага (1467-1568) получил наименование «эпохи воюющих провинций». Он ознаменован борьбой вассалов сёгуна против него и между собой. Лидерство перешло к местным правителям в провинциях – даймё.
Междоусобицы «Эпохи воюющих провинций» ухудшили положение крестьян: сократилась площадь обрабатываемой земли, выросли налоги, взимались дополнительные поборы. Это вызвало волну крестьянских восстаний. Некоторые из них охватывали целые провинции, поэтому их называли «провинциальными восстаниями». Крупнейшим было восстание в Ямасиро в 1485-1493 г. В 1485 г. местные феодалы и крестьянская верхушка изгнали из этой провинции войска сражавшихся между собой двух ветвей дома Хатакэяма и на восемь лет установили свой контроль. Борьба крестьян продолжалась и в XVI в.
В XV, и особенно в XVI вв. резко возросло количество восстаний, проходивших под религиозными лозунгами. Недовольство крестьян пытались использовать в своих интересах различные буддийские школы, активно участвующие в междоусобных феодальных войнах. Наибольшее влияние в то время среди крестьян имела буддийская школа «Учение об одном» или «Икко», поэтому эти выступления именовались «Восстаниями Икко» (Икко икки). Её сторонники считали, что для спасения души достаточно одного: многократно повторять «Благославен Амида-будда». (Наму Амида буцу). При этом не обязательно было отрекаться от мирских благ, что делало учение чрезвычайно популярным среди крестьянства. Подняв восстание в 1487 г., с 1488 г. адепты секты Икко целое столетие управляли провинцией Кага. В восстании участвовало свыше 200 тыс. крестьян.
Крестьянские восстания под религиозными лозунгами были направлены против местной администрации, представители которой обогащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников. Социальный протест использовался церковью как для религиозной борьбы, так и для противоборства со светскими феодалами. В целом же ситуация к сер. XVI в. была такова, что в Японии не было реально действующего правительства – ни сёгунского, ни императорского. В этих условиях встал вопрос об объединении страны.