История системы социальный и гуманитарный строй

Особенность курса история состоит в хронологическом принципе обучения, этот подход позволяет дать представление о всемирных исторических процессах, а также о роли России в мировой истории.

 

Термин история в переводе с греческого обозначает повествование о том, что известно. Перевод этого слова помогает нам не только понять его, но и узнать содержание предмета исторической науки. Современнотичность истории является самостоятельной областью человеческого познания, однако как наука история сформировалась гораздо позднее. Например в России это произошло примерно в начале ХVIII века во время правления Петра I. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, где изучается происхождение человека. ( Его этногенез), а также мировые проблемы и т. д.

 

Кроме нее история включает историю отдельных стран, народов и цивилизаций с древнейших времен и до наших дней.

История как и философия, которую вы будете изучать позднее, занимает особое место в системе гуманитарных наук (с древней греции)

Без знания истории и философии вы не можете изучать остальные дисциплины гуманитарного блока ( социология, политология, культурология, в меньшей степени экономика)

Знание истории позволяет не только изучать другие гуманитарные дисциплины, но и поможет вам узнать в развитии других наук, человеческого общества, государств и т.д.

 

Все науки которые вы изучаете имеют свою собственную историю развития. В основе исторической гносеологии (способы ее понимания) лежат две концепции

1.Эмпирическая – это исследование преимущественно отдельных фактов как наиболее достоверных для нашего восприятия

2. Рационалистическая – поиск общих закономерностей и формулирование законов и теорий.

 

Процесс исторического познания включает в себя ряд операций:

  1. Выявление источников и их критика
  2. Анализ источников с использованием особых методов.
  3. Обобщение данных
  4. Оценка имперических материалов на основе методологических установок (использование методологии)

 

В исследовательской работе историка существует два основных акцента:

1. Антропологический (здесь изучаются в первую очередь индивидуальные поступки и их мотивы)

2. Социологические – здесь в центре находятся интересы классов, народов, сословий и других общесвенных структур

 

В процессе исторического исследования исследователи пользуются научным аппаратом - это особые термины называемые категориями. Они позволяют конкретизировать и уточнить смысл рассматриваемых работ. Важное значение в исследовательской работе,а по существу и ее главный смысл состоит в формулировании законов, которые отмечают устойчивые и повторяющиеся отношения между явлениями в обществе (закономерности).

Основным в истории является закон исторического различия или историзма.

Не является единственным наукой изучающая человеческое общество.

Существует множество гуманитарных дисциплин, которые изучают различные аспекты человеческого развития (обществ)

 

  1. Социология – изучает общество как целостную систему (институты, процессы, отношения между группами и индивидами и т.д.
  2. Философия - изучает общие закономерности развития исторического процесса основываясь на имперических данных, полученных из истории.
  3. Политология – изучает развитие политической системы общества (государства и его институты)

 

История является обобщающей наукой по отношению к вспомогательным историческим наукам (археология, источниковедение и еще 2). Основной эмпирический материал для исторического исследования предоставляет источниковедение, предемтом которого является источник.

 

Источники делятся на 7 основных групп:

1.Письменные

2.Вещественные

3.Этнографичиские

4.Лингвистические

5.Устные

6.Фотокинодокументальные

7.Фонические

 

Необходимо при работе с источниками учитывать следующие положения:

1.Репрезентративность (неслучайность информации)

2.Подлинность

3.Обьективность (субъективизм автора мог исказить информацию)

 

Для этого осуществляется критика источника.

 

В последнее время источниковая база была дополнена новыми видами документов: стенографическими отчетами о работе государственных органов, программными и текущими документами политических партий, «эксклюзивными интервью», воспоминания (мемуары).

 

Расширенная источниковая база способствует проведению объективных исследований, ликвидации белых пятен и установлению истинного лица политических деятелей, однако одновременно возрастает возможность новой фальсификации или неверной интерплитации информации.

 

Исследователь в условиях отсутствия официальных ограничений должен подчиняться принципу истинности. У историка нет возможности проведения научного эксперимента и он ограничивается лишь методами наблюдения, причем не самих явлений, а лишь косвенных проявлений в виде сохранившихся источников.

 

Извлечение информации из источника и ее последующая обработка предусматривают целый арсенал методов исторического исследования:

  1. Сравнительно-исторический метод – предполагает не только описание явлений, но и их сопоставление. На основе сходства и различия этот метод позволяет определить связи и взаимодействия этих явлений, а также узнать развитие в пределах региона или хронологический период.
  2. Большое распространение получил критический метод исследования, то есть жесткой оценки истинности источника.
  3. В настоящее время в целях всестороннего исследования применяют историко-типологический (от слова типология), историко-системный и другие методы.
  4. С распространением компьютерных технологий в обработке данных (информации) получили распространение информационно-технологический, а также математический методы. Они более свободны от субъективизма исследователя, надежны при анализе больших групп повторяющихся фактов например статистических сводок.

 

На основе всего комплекса исследовательских действий ученые формируют теории, теоретические концепции, то есть идеи, которые объясняют основные феномены человеческого развития, всемирного исторического процесса (их периодизацию).

 

Таким образом история это не просто повествование о прошлом – это наука, которая анализирует прошедшие события, а также может прогнозировать будущее.

Знание ее законов позволяет человеку ориентироваться в хронологическом пространстве.

История помогает нам – она учит и воспитывает.