Информационно-консультативные проекты

Девиз проектаHistorical Interpretation Volunteers звучит так – «прикоснись к живой истории». Это созвучно с идеей другого, отечественного проекта «Доброхоты»– «узнавая памятники – узнаёшь себя».

Доброхотское движение было основанов начале 50-х годов ХХ века в музее-заповеднике «Михайловское». В течение сезона в заповедник приезжают до полусотни отрядов, общей численностью до полутора тысяч человек. Доброхоты оказывают хозяйственную помощь Пушкинскому Заповеднику. Кроме этого, они активно участвуют во всех музейных мероприятиях, ставят спектакли, дают концерты, устраивают фольклорные и усадебные праздники, занимаются научно-исследовательской работой. Привлечение волонтеров идет через взаимодействие с общественными организациями, а также путем взаимодействия со школами, лицеями и университетами.

Таким образом, можно говорить о том, что участие в социально-культурных проектах позволяет:

1. силами волонтеров в заповедниках (национальных парках, заказниках и пр.) решить задачи, не обеспеченные государственным финансированием;

2. сформировать у молодых людей бережное, не потребительское отношение к природному и культурному наследию;

3. использовать результаты научной работы волонтеров, вписывая их в концепцию научной деятельности музеев-заповедников.

Эффективность современных социально-культурных (просветительских) проектов определяется рядом следующих факторов.

Во-первых, актуальностью рассматриваемой социокультурной проблемы именно для молодежи. Обращаясь к поиску добровольцев, организация должна четко представлять два момента:

1. Насколько данная проблема является выраженной в референтной молодежной среде (конкретный населенный пункт, школа, ВУЗ и т.д.)? Действительно ли её решение может быть обеспечено через использование волонтерского ресурса? Каким должно быть количество, навыки, интеллектуальный и творческий уровень волонтеров, задействованных в процессе решения данной социальной проблемы?

2. Как сама молодежь оценивает социокультурную проблему. Нередко серьезным препятствием для запуска волонтерского проекта является тот факт, что молодежь слабо осознает проблемный характер сложившейся социальной ситуации.

Во-вторых, эффективностью презентации проблемной ситуации, в том числе, через выстраивание её взаимосвязи с повседневностью «потенциального волонтера». Этот фактор особенно важен для исторического направления. Историко-поисковая деятельность, организация исторических экскурсий, мониторинг состояния памятников национальной культуры – сферы, требующие четкого осознания молодыми волонтерами взаимосвязи истории и современности, понимания ими важности собственной деятельности именно с точки зрения «дня сегодняшнего». В связи с этим необходимо подчеркнуть, что системообразующим элементом рекрутинга и организации эффективно функционирующего социально-культурного проекта является доступность языка изложения проблемной ситуации для молодежи.

В-третьих, существенным диапазоном творческих новаций в рамках проект (возможность волонтеров предлагать и реализовывать собственные механизмы решения проблем: новые формы пропаганды, новые поисковые маршруты, программы проведения конференций и фестивалей и т.д.).

В-четвертых, постоянным ощущением волонтерами собственной социальной полезности. Нередко эффект от реализации социально-культурных проектов не может быть иллюстрирован в «человеческом измерении» (позитивные изменения в жизни конкретной личности) и опосредованно выражается. В связи с этим, одним из фундаментальных оснований успешной реализации социально-культурного проекта является как постоянная наглядная демонстрация позитивной статистической динамики (какому именно числу людей помог проект), так и поддержание престижного характера деятельности молодого добровольца. В этом случае необходимым условием является высокий социальный статус волонтера: признание обществом того факта, что социально-культурная деятельность – важнейшее направление, в рамках которого происходит решение ключевых социокультурных задач через механизм предупреждения антисоциальных девиаций и моделирование позитивного поведения.

В-пятых, активным использованием образовательного пространства для формирования позитивных социокультурных моделей поведения. В данном контексте школы и ВУЗы выступают как площадки волонтерской активности, позволяющие транслировать актуальную социальную информацию подросткам и молодежи, выстраивать процесс диалога по наиболее значимым проблемам конкретного локального сообщества (школа, район, город).

 

Одна из целей создания информационных волонтерских проектов – создать условия для координации волонтерских организаций и потребителей их услуг.

Например, проект L`acseнациональное агентство социального единства и равных возможностейво Франции.Его цель – помочь отдельному человеку или группе лиц найти добровольную работу у себя в регионе. Участники привлекаются за счет возможности работать во Франции и предоставление работы студентам. Проект существует за счет государственной поддержки, грантов, частных инвестиций.

В нашей стране существуют аналогичные проекты, например «Доброволецъ – информационный портал о волонтерах и для волонтеров». Его задача информировать опытных добровольцев и новичков, всех заинтересованных в разнообразных добровольческих инициативах. Основная цель портала «Доброволецъ» – создать удобный Интернет-портал, на котором публикуются собранные воедино анонсы благотворительных мероприятий, а также необходимая для потенциального волонтера информация (контакты социальных служб, опыт добровольцев и т.п.); осуществляется рассылка с программой благотворительных мероприятий; привлекается внимание к проекту через дружественные СМИ. Реализуется проект при поддержке Благотворительного совета г. Москвы.

Эффективность современных информационно-консультационных волонтерских проектов определяется рядом следующих факторов.

Во-первых, профессионализмом добровольных консультантов, их ориентированностью на системную работу в рамках конкретного спектра проблем (психологические, правовые, педагогические и т.д.).

Во-вторых, уровнем социальной узнаваемости информационно-консультационной организации.

В-третьих, скоростью обновления информации, используемой волонтерами. Очевидно, что в современных условиях необходимо максимально оперативно реагировать на инновации, связанные с решением вопросов, по которым осуществляется информирование и консультирование (например, регулярное обновление on-line-библиотек, отслеживание изменений в национальном миграционном законодательстве, внедрения новых форматов тренингов, методов коррекционной педагогики и т.д.).

В-четвертых, доступностью информационного поля, в рамках которого происходит преимущественное позиционирование организации. Этот фактор является крайне актуальным для сети Интернет. Нередко, заинтересованные социальные группы (потенциальные «клиенты» организации) ограничены в доступе к Сети и навыках поиска в ней необходимой информации (Например, вынужденные переселенцы, подростки, подвергающиеся насилию в семье).

В-пятых, долгосрочным характером оказываемых консультационных услуг, как профессиональной, так и личностно-эмоциональной заинтересованностью добровольного консультанта в конечном позитивном результате работы.