Тема 26. СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

 

В современной науке существуют разные варианты периодизации истории общества. Все зависит от того, под каким углом смотреть на историю обществ, какой критерий брать за основу и считать стержнем типологии, например, орудия труда, способ производства, тип технологии, образ жизни, хозяйственный уклад, уровень развития культуры или политический режим.

В 1962 г. известный антрополог Э. Сервис выделил четыре типа или уровня социальной и политической организации общества: локальная группа (band), племя (tribe), вождество (chiefdom) и государство (state). 1. Локальная группа - небольшое сообщество собирателей, основанное на родственных отношениях. 2. Племена занимаются неинтенсивным производством пищи (огородничество и скотоводство). У них есть поселения и/или родовые группы, но нет управления (централизованной власти) и социальных классов (социально-экономической стратификации). У руководства племени не существует еще легитимных средств навязывать свою волю другим в процессе принятия политических решений. 3.Община - форма социально-политической организации, промежуточная между племенем и государством, - имеет дифференцированный доступ к средствам и постоянную политическую структуру. 4. Государство - такая форма социально-политической организации, которая основывается на централизованном управлении и социально-экономической стратификации.

Можно выбрать не политическое устройство, а, скажем, тип орудий труда — и так поступают историки, археологи, этнографы. У них идет речь об изменении орудий труда, поэтому они различают каменный, бронзовый и железный век. Палеолит (древний каменный век) делится историками на ряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (1,5—3 млн лет назад), Ашель (100 тыс. — 1,5 млн лет назад), Мустье, или средний палеолит (40-100 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40—10 тыс. лет до н.э.). Мезолит длился от 10 до 8—7 тыс. лет до н.э., неолит — от 8—7 тыс. до 5—4 тыс. лет до н.э., энеолит — 4—3 тыс. до н.э. Приоритет здесь принадлежал Г. Мортилье (1869). Теперь его периодизация — с некоторыми уточнениями — считается классической. Согласно ей различают древний (нижний) палеолит — протолит — с древнейшими культурными ступенями абвильской, ашельской и мустьерской и поздний (верхний) палеолит — миолит — с культурными ступенями ориньякской, солютрейской и мадленской. Все эти ступени различаются способами обработки камня.

Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не зная шлифованных каменных орудий и глиняной посуды (керамики). Палеолитические люди занимались охотой и собиранием пищи (растения, моллюски и др.). Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Люди эпохи неолита жили уже в современных климатических условиях и в окружении современного животного и растительного мира. В неолите наряду с оббитыми распространились шлифованные и сверленые каменные орудия, а также глиняная посуда. Неолитические люди наряду с охотой, собирательством, рыболовством начали заниматься примитивным мотыжным земледелием и разводить домашних животных.

В качестве критерия периодизации можно взять коммуникационные технологии и тогда мы получим, вслед за М. Маклюэном, нечто вроде культурологической типологии обществ. Историю человечества известный канадский социолог М. Маклюэн делит на четыре периода:

1) племенное общество, когда человек жил в устно-акустическом мире, структуру которого определяли мифы и ритуалы;

2) тысячелетия фонетического письма. Письменность перевела акустическое восприятие в зрительное, и этот коммуникационный период взорвал племенное общество. Он полагает, что алфавит в сочетании с менее важными средствами коммуникаций — колесом и дорогой — явился главной пружиной общественно-экономического движения соответствующей эпохи;

3) следующий этап был связан с «галактикой Гутенберга» и длился 500 лет. Изобретение книгопечатания было источником всех последующих процессов, составивших содержание развивающейся капиталистической формации. Происходит Становление национальных государств, индустриализация, формирование массовых рынков, распространение грамотности, образования, науки и культуры и многое другое берет начало с создания Гутенбергова станка. Печать подорвала корпоративные основы средневекового европейского общества и расчистила дорогу капиталистической конкуренции, специализации, кооперации, способствовавших росту капиталов и переходу к индустриальному обществу;

4) переход к современной электронной цивилизации. В сегодняшнем мире, утверждает Маклюэн, происходит очередной катастрофический коммуникационный взрыв культуры, полностью перекраивающий жизнь человека и общества.

На первый план можно выдвинуть взаимоотношения людей, их обычаи и традиции, семейный уклад, образ жизни и формы социальной организации. Одним из первых по этому пути пошел американский этнограф Л. Морган, благодаря которому широкую известность даже среди неспециалистов получила следующая типология: дикость, варварство и цивилизация. При этом дикость совпадала с палеолитом, а варварство — время перехода от неолита к веку железа.

В зависимости от того, каков критерий классификации, общества делятся социологами на 1.закрытые и открытые, 2.дописьменные и письменные, 3.первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, 4.доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, 5.стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие, варварские и цивилизованные и т.д.

В культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII—XIX вв. и получившей наиболее полное обоснование у американского этнографа Л.Г. Морган (1818—1881), выделяются три эпохи истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Он предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию «изобретения—открытия». Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, использование железа — важнейшие исторические вехи эволюции культуры дописьменного и раннего письменного общества. Классический труд «Древнее общество» (1877) посвящен вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. На его исторической шкале выделены три главных этапа: дикость, варварство и цивилизация. В свою очередь, первые два подразделяется на три ступени — низшую, среднюю и высшую. При этом каждая последующая ступень менее продолжительна по времени, чем предыдущая. Так, низшая ступень варварства короче, нежели высшая ступень дикости, однако продолжительнее, чем средняя ступень того же варварства. По существу, здесь предвосхищается установленный позже Б. Поршневым закон неравномерного исторического развития общества.

Если, как это сделал Морган, историческую шкалу принять в 100 тыс. лет, то период дикости продолжался 60 тыс. лет (3/5 жизни человечества), 20 тыс. лет (или '/5) занимал древний период варварства, для среднего и позднейшего периода остается 15 тыс. лет, а цивилизация возникла всего 5 тыс. лет назад. В классификации Л.Г. Моргана дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Этому периоду соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит археологической периодизации). Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности.

Хотя современные ученые не согласны с Морганом в том, чтобы считать первобытные народы дикарями и варварами, они разделяют его точку зрения относительно цивилизации. Цивилизация, утверждает Морган, начинается с изобретения письменности. Употребление иероглифического письма является отчетливым признаком начала цивилизации. Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации. Создание гомеровских поэм, передаваемых устно либо со временем записанных с достаточной точностью, датирует начало цивилизации у греков.