Тема 10. юридическая антропология

 

К числу отдельных ответвлений западной социологии права относят такие научные направления, как юридическая этнология и юридическая антропология. Предметом изучения юридической этнологии являются различные «архаические» правовые культуры многих регионов мира. В рамках юридической антропологии подчеркивается исключительная способность человеческих существ, в отличие от всех других живых созданий, создавать нормы права и следовать их предписаниям. Эти направления научной мысли позволяют более основательно решать вопросы происхождения ранних форм права, так называемого «архаического права».

Юридическая антропология (антропология права, юридическая этнография, этнология права) — совокупность теоретических и эмпирических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Этнографов и антропологов нормы права интересуют прежде всего как способ выражения отношений между людьми. Отечественные специалисты рассматривают юридическую антропологию (B.C. Нерсесянц, З.П. Соколова, Н.И. Новикова, А.И. Ковлер) как дисциплину, изучающую правовые формы общественной жизни людей на всех стадиях развития, от архаических до современных. А также как науку о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках, особенности правового статуса личности в традиционных обществах (индуизм, конфуцианство, ислам), в системе европейского права.

Юридическая антропология изучает все правовое многообразие и богатство человечества (и составляющих его этнических групп, народов, наций) в его становлении и развитии, реальном социально-историческом бытии. Правовой плюрализм позволяет африканским обществам сохранять наряду с официальным правом правовые обычаи в качестве мощного регулятора общественных и личностных отношений.

Возникнув в Европе в 60-х гг. XIX в. как составная часть всеобщей истории права, она получила статус самостоятельной дисциплины в 1920-х гг. в Англии. Во Франции определенный вклад в развитие этой науки внес Э. Дюркгейм, первая крупная работа которого «О разделении общественного труда» базируется на материалах истории правовых отношений у разных народов. В Германии большое внимание трактовке права с социальных позиций уделял М. Вебер, имевший юридическое образование.

За рубежом данной проблематикой занимались Б. Малиновский, Р. Берндт, П. Боханан, П. Галливер, С. Роберте, Р. Рэттрей, М. Глакмэн, Л. Поспи-шил, Э. Эванс-Притчард, М. Фортес, А. Рэдклифф-Браун и др. В России в 1870-х гг. началась систематическая фиксация правовых норм различных народов страны, что позволило перейти затем к историческому истолкованию богатого эмпирического материала.

Наряду с исследованием брачных норм (И.М. Кулишер, А. Г. Смирнова) русские историки права интересовались деревенской общиной (А.Я. Ефименко, М.М. Ковалевский).

В России довольно рано юридическая антропология отделилась от всеобщей истории права (Е.И. Якушкин, М.М. Ковалевский). В трудах советских этнографов юридическая антропология рассматривается как раздел «нормативной этнографии».

Современные российские специалисты в этой области сосредоточили свое внимание на охране и использовании природных ресурсов и правах коренных народов на природопользование в современных условиях.

Основным предметом изучения здесь выступает обычное право — традиционно сложившаяся и изустно передаваемая другим поколениям система норм, правил, разрешений и запретов, обеспеченная соответствующим механизмом санкций и контролем за их исполнением. В культуре аборигенов обнаружено множество запретов, когда нельзя, например, говорить о маленьких детях или о священных землях, прикасаться к тем или иным объектам, которые считаются злыми, опасными или священными.

У коренных народов Севера это касается, например, правил отношения к земле, оленям, правил поведения на охоте, в рыбной ловле, собирательстве, поведенческих запретов в быту. В частности, они рассматривают свое право на родовые угодья в первую очередь как свою обязанность по отношению к этой земле. Лесные и тундровые люди, в том числе ханты, воспринимают себя как содержимое земли. Земля для аборигенов имеет прежде всего не коммерческую ценность, а социальную.

Принцип непередаваемости земли в традиционном обществе гласит: права на землю могут передаваться лишь между членами одной и той же группы. В русской поземельной общине регулирующим механизмом землепользования выступало право труда (вложенные затраты) и право на труд (условие приложения трудовых усилий).

Обычное право представляет собой комплексное явление, отражающее систему мировоззрения, правовые ценности, экономические, социальные и культурные отношения. Аборигены, живущие традиционно, часто признают лишь устную традицию. Поэтому необходимо говорить со знатоками культуры и спрашивать их, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

В российской традиции отношение к обычному праву как живому явлению в наибольшей степени было характерно для начала XIX в. Безусловно, это было вызвано реальным положением народов Севера в тот период.

Сегодня, когда нормы обычного права сохраняются только у аборигенов, ведущих традиционный образ жизни, основанный на оленеводстве, охоте, рыболовстве и собирательстве, такое сообщество может быть сведено к размерам одной семьи или группы близких родственников, живущих по соседству. В этнографической литературе обычное право за редким исключением рассматривается как древнее, устаревшее явление. В современном законодательстве понятие «обычаи и традиции коренных малочисленных народов» впервые встречается в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999).

В последнее время основной интерес специалистов в области юридической антропологии из Института этнологии и антропологии РАН сосредоточен на интерпретации в правовых характеристиках жизни обычных людей, преимущественно наших современников, в различных регионах мира, а главными методами исследования являются включенное наблюдение и углубленное интервью. Институт стал организатором и участником нескольких конференций и конгрессов, из которых особенно важную роль в становлении юридической антропологии в России сыграл XI Международный конгресс по обычному праву и правовому плюрализму 1997 г. в Москве.

Юридическая антропология сочетает в себе теоретическое изучение правового бытия, законов обычного права, по которым живут коренные малочисленные народы, и практическое применение этих знаний.

Специалисты обсуждают сегодня проблемы управления биоресурсами со стороны аборигенов и коммерческих структур, новые аспекты политики Всемирного банка по отношению к коренным малочисленным народам, участие в этом представителей государственного управления, нефтяных компаний и общественности, путей выживания коренных этносов в условиях освоения нефтегазовых ресурсов и совершенствования отношений между коренными малочисленными народами Севера и предприятиями нефтегазового комплекса.