Тема 2. Становление антропологической науки

 

Самое раннее употребление слова «антропология» приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Однако, термин «антропология» древние греки не употребляли. Похожее на него слово «антропологиос», которое один раз употребил Аристотель в Никомаховой этике, означает не существительное женского рода, а прилагательное двух окончаний и на русский язык переводится деепричастием «говорящий о человеке».

Сам термин «антропология» появляется лишь в XVI в. в Германии в названии анатомического труда М. Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека», где повествуется о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат О. Касманна «Антропологическая психология, или Учение о человеческой душе. Антропология, ч. II. О строении человеческого тела в методическом описании». В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души.

В итоге европейский Ренессанс (XV-XVI вв.) утвердил двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Это позволило французским энциклопедистам уже в эпоху Просвещения расширить значение и смысл антропологии и понимать ее как всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII - начала XIX вв., в частности И. Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу XVIII в.

Бурное развитие антропологии происходило в XVIII в. благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIX в. в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

Антропология представляет собой научное исследование истории человечества и человеческих культур. Буквально слово «антропология» означает науку о человеке. На самом деле это лишь одна из ветвей научного знания, посвященная изучению социальных и биологических характеристик населения, их изменению в историческом времени.

Как самостоятельная наука антропология сформировалась в XIX в. Основными ее разделами тогда были: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С тех пор антропология развивалась на грани естественного и общественного разделов науки, исследуя происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей среды. Постепенно два направления антропологии, физическое и культурное (социальное), выделились в самостоятельные дисциплины в соответствии с разделением между естественно-научными и гуманитарными областями научного знания.

Интеллектуальным предшественником современной антропологии был философский антропологизм XVIII-XIX вв., согласно которому только исходя из человеческой сущности можно разработать систему представлений о природе, обществе, познании (Л. Фейербах, М. Шелер, Ф. Ницше, Н. Чернышевский и др.). Со второй половины XIX в. понимание антропологии изменилось. Накопление научной информации неизбежно вело к дифференциации гуманитарного знания, к формированию на его стыках все новых дисциплин. В то же время из-за ограниченности источников по истории бесписьменных архаических народов такие отрасли знания, как этнография, физическая антропология (или естественная история человека), археология не могли существовать одна без другой. Это обусловило не столько их дифференциацию, сколько интеграцию в единый комплекс.

В настоящее время антропологическую науку, как правило, подразделяют на два больших направления: физическую и социальную (или иначе — культурную) антропологию. Первая изучает физическое строение человеческого тела и антропогенез (т. е. проблему происхождения и формирования физического типа человека). Вторая представляет собой блок самостоятельных дисциплин (археология, лингвистика, фольклористика, этнография и, наконец, собственно культурная или социальная антропология), рассматривающих в целостности культуру того или иного народа.

Предмет современной физической антропологии ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.

Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.

Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.

Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.

Главным объектом научного внимания социальных антропологов выступает человек в контексте культуры. Наряду с понятием «человек» употребляются термины «личность», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими (рост, цвет глаз), но и психологическими особенностями (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление личности есть процесс социализации человека, который связан с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, принятых в культуре социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности - это процесс самоопределения и обособления личности, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Понятие «личность» подчеркивает деятельностную сторону, тогда как понятие «индивидуальность» подразумевает качества самостоятельности, уникальности.

Человек рассматривается в аспектах «человек – культура» и «человек – человек в различных культурах». При этом человек понимается и как индивид, и как группа («множественный индивид»), и как личность (социокультурная составляющая человека), и как родовое существо («совокупный человек»).