Тема лекции № 2 Казахстан в годы установления Советской власти

МОДУЛЬ 2

Цель лекции – историческая характеристика общественно-политического и социально-экономического развития Казахстана в период гражданского противостояния (1917-1920 гг.)

Ключевые слова – революция, двоевластие, гражданская война, «военный коммунизм», советская власть

План лекции

1. Казахстан в период Февральской революции 1917 года.

2. Октябрьская революция 1917 года в Казахстане.

3. Гражданская война на территории Казахстана.

4. История движения «Алаш» и правительства «Алаш-Орда».

5. Образование Казахской АССР.

Тезисы лекции

1) Казахстан в период Февральской революции 1917 года.

Восстание 1916 года в Казахстане было составной частью все нарастающего революционного движения в России. Поражения России на фронте, гибель миллионов людей, ухудшение положения народа – все это породило массовое недовольство. В итоге в стране сложилась революционная ситуация. В 1917 году, в результате февральской буржуазно-демократической революции 23-27 февраля, было свергнуто самодержавие, и закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Царская власть окончательно пала. Это был главный итог революции. В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции.
Главным отличием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие: буржуазное Временное правительство и Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В Казахстане, как и во всей стране, в марте и апреле 1917 года, наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов в Семипалатинске, Алма-Ате, Петропавловске, Кокчетаве, Павлодаре и др. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1 – 3 марта прошли выборы в Советы и состоялись первые их заседания.
В первое время после февральской революции население края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам – землю, а рабочим – восьмичасовой день. Но буржуазное Временное правительство продолжило аграрную и национальную политику самодержавия. В Казахстане продолжалось изьятие земель и преследование участников восстания 1916 года.
Основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явилась Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство устранило от власти бывших военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной администрации. В марте 1917 года были арестованы вице-губернатор Уральской области, генерал-губернатор Западной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске, Петропавловске, Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные действия были применены и по отношению к чинам колониальной администрации в ряде уездов Семиреченской и Семипалатинской области. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и другие. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы.
Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников, а так же представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев – Семиреченской области, М.Шокай в Туркестане. Кроме того, в Семипалатинской области комитет Временного правительства возглавил комиссар К.Ляшкевич – председатель Семипалатинского союза кооператоров. Комиссаром Уральской области 8 марта 1917 года был назначен военный губернатор области Г.Бизянов, в Акмолинской области комиссаром стал Н.Лепко. Комиссаром временного правительства по всему Степному генерал-губернаторству был назначен И. Законов, а для управления Туркестанским краем 7 апреля 1917 года Временным правителством был создан Туркестанский комитет во главе с членом Государственной Думы Н. Щепкиным.
В Казахстане были образованы национальные областные и уездные комитеты во главе с казахской интеллигенцией. В областях и уездах были созданы казачьи комитеты, органы власти казачьих станиц Оренбургского, Сибирского, Уральского и Семиреченского казачьих войск, которые поддерживали Временное правительство. Татарские и уйгурские купцы объединились в мусульманские, татарские и другие комитеты. Так, 7 марта 1917 г. в Верном был образован общемусульманский комитет – курултай во главе с З. Тазетденовым. Эти комитеты создавались для поддержки Временного правительства.
В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы, большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Казахстане стали Советы как органы народной власти. В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы, меньшевики и эсеры.
Политические партии и течения в Казахстане. Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция Южных областей Казахстана, входившие в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз».
Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интеллигенции. Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года, включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте, в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.
В этот период казахская молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и других образовала молодежные организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1917 году были созданы молодежные организации «Еркін дала» («Свободная спеть») в Оренбурге, «Бірлік» («Единство») в Омске, «Жас қазақ» («Молодой казах») в Уральске, «Ұміт» («Надежда») в Троицке и других городах - около 20 кружков и организаций, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т.д.
Среди этих группировок и кружков с революционной программой действий выступил организованным в Аулие-Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахского населения. Основная задача революционного союза была борьба с Временным правительством, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.
Март 1917 года был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников. Городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте и других городах и железнодорожных станциях Казахстана были объедененными: в них состояли как большевики, так и меньшевики.
Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии, отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шура-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шура-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шура-и-Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».
Партия «Үш жұз» сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Кольбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.

Как показала история, Временное правительство так и не решило двух главных вопросов - аграрного (возврат незаконно отнятых в ходе переселенческого движения земель) и национального (предоставление автономии). Как следствие – дальнейшее обострение политического кризиса в России, приведшее к событиям Октября 1917 года.

2) Октябрьская революция 1917 года в Казахстане.

Победа буржуазно-демократической революции в феврале 1917 года резко изменила расстановку политических сил в стране. Все политические силы условно можно было разделить на два больших лагеря: умеренный (кадеты, правые эсеры, меньшевики), радикальный (большевики, левые эсеры, анархисты). Первый лагерь ориентировался на развитие страны по пути представительной демократии (диктатура буржуазии). Второй лагерь ориентировался на развитие страны по пути социалистической революции т. е требовал передачи всей власти в руки Советов, либо мирным путем, либо путем вооруженного восстания, при этом большевики стояли на позициях установления диктатуры пролетариата. Политическая ситуация в стране: война, разруха, продовольственные трудности, хаос и анархия делали неизбежным дальнейшее обострение кризиса.

Лидер большевиков В. И. Ленин разработал план борьбы партии и народа за переход от буржуазно-демократического этапа революции к социалистическому. Основу плана составили “Апрельские тезисы”, в которых определялись стратегия и тактика партии по мирному развитию революции. Наличие оружия в руках народа, отсутствие со стороны реакции над народом обеспечивали возможность мирного пути к социалистической революции. В этот период лозунг большевиков был “Вся власть Советам!”. Это означало, что власть могла перейти к Советам мирным путем, но Ленин настаивал на вооруженном восстании, так как полагал, что противники власти Советов не отдадут власть так просто. Так и случилось. 10 октября, а затем 16 октября 1917 года на заседаниях ЦК партии большевики приняли решение: курс – на вооруженное восстание.
24 октября вечером в Смольный – центр восстания, из своего последнего подполья прибыл Ленин, восстание вступило в решающую фазу. Утром 25 октября (7 ноября) Военно-революционный комитет (ВРК) обратился с подготовленным Лениным воззванием “К гражданам России”, в котором было сказано: “Товарищи рабочие, солдаты, крестьяне и все трудящиеся! Берите всю власть в руки своих Советов. Берегите, храните как зеницу ока, землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт – все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием. Временное правительство низложено” (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.16, с.53)
II съезд Советов. Вечером (22 часа 45 минут) 25 октября 1917 года открылся II Всероссийский съезд Советов. Съезд принял, в ночь с 25 на 26 октября воззвание “Рабочим, солдатам и крестьянам!” и провозгласил установление Советской власти.
Вечером 26 октября открылось второе заседание съезда. На этом заседании были приняты первые декреты Советской власти – “Декрет о мире”, “Декрет о земле”, и “Декрет о власти”.
Декрет о мире, предлагал воюющим сторонам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. В нем также провозглашался отказ от тайной дипломатии и от договоров, подписанными царским и Временным правительствами. Сущность Декрета о земле сводилась к отмене частной собственности на землю, национализация всей земли и ее недр. Конфисковывались земли помещиков и крупных собственников. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Запрещались применение наемного труда и аренда земли. Вводилось уравнительное землепользование.
На II съезде Советов было создано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). В Совнарком вошли крупные деятели большевистской партии: А.И Рыков – нарком внутренних дел, Л.Д Троцкий – нарком иностранных дел, А.В Луначарский – нарком просвещения, И.В Сталин – нарком по делам национальностей. П.Е Дыбенко, Н.В Крыленко и В.А Антонов-Овсееенко стали комиссарами по военным и морским делам. Возглавил первое советское правительство В.И Ленин.
II съезд избрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). В него вошли большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались от участия в работе ВЦИК. Председателем ВЦИК стал Л.Б Каменев. Таким образом, II съезд Советов провозгласил об установлении Советской власти в стране и о начале новой эры в истории человечества.
2 ноября 1917 года была опубликована “Декларация прав народов России”, провозглашавшая равенство и суверенитет народов России, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования отдельных государств, и также, провозглашалась отмена национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населявших Россию.
20 ноября 1917 года было опубликовано обращение Советского правительства “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”, в котором были опубликованы свободными и неприкосновенными национальные и культурные учреждения, обычаи и верования мусульман.
Весть о победе вооруженного восстания в Петрограде и утверждении там Советской власти достигла Казахстана. Началось установление Советской власти в Казахстане.
В промежутке с конца октября 1917 года до марта 1918 года Советская власть была установлена главным образом в городах и других наиболее населенных пунктах Казахстана.
Процесс установления власти Советов в Казахстане по ряду причин затянулся. На большой части края, в особенности в районах, прилегающих к железным дорогам и крупным рабочим центрам, где контрреволюция не смогла организовать вооруженное сопротивление революции, Советская власть устанавливалась мирным путем. Там же, где контрреволюция имела реальную возможность для вооруженного сопротивления (главным образом в районах казачьих войск), Советская власть победила в результате разгрома сил контрреволюции. Первыми взяли власть в свои руки 30 октября 1917 года рабочие и солдаты Перовска (Кзыл-Орда), в то время крупной железнодорожной станции, где размещался сравнительно большой гарнизон. После победы вооруженного восстания 28 октября 1917 года в Ташкенте, возглавляемом большевиками (административный центр Туркестана) советская власть мирным путем утверждается в Аулие-Ате (г. Джанбул), Черняево (г. Чимкент), Казалинске, 22 ноября 1917 года свершился переход власти к Советам в Петропавловске, 27 декабря в Акмолинске.
В Уральске, Оренбурге, Верном с участием меньшевиков и эсеров были созданы “войсковые правительства”, взявшие курс на подготовку и развертывание борьбы с Советской властью. В Семипалатинске, Павлодаре и Усть-Каменогорске правили ставленники мелкобуржуазного “делегатского собрания”. Наряду с казачьими полками, дружинами, офицерско-юнкерскими отрядами реакция получила в этих краях (местах) активную поддержку от казахской интеллигенции. После того, как атаман А.И Дутов совершил 14 ноября в Оренбурге переворот и начал открытые военные действия против красногвардейских отрядов Поволжья и Приуралья, лидеры казахской интеллигенции 5–13 декабря 1917 года созвали в Оренбурге съезд партии “Алаш”, который выработал программные установки; объявил об установлении автономии Алаш-Орды и создании правительства во главе с А.Букейхановым. Этот съезд наметил создание национальной вооруженной силы в форме милиции численностью 25 тысяч человек. Лидеры партии “Алаш” и правительства Алаш-Орды установили тесную связь с войсковыми правительствами Уральска, Верного и вошли в состав “делегатского собрания” в Семипалатинске. На борьбу с силами Дутова, которые отрезали Туркестан и Южные районы Казахстана от центра, были направлены крупные соединения войск во главе с П.А Кобозевым, С.Д Павловым, В.А Блюхером, А.Т Джангильдиным. Вместе с красногвардейцами Ташкента, Казалинска, Перовска, Актюбинска они разгромили дутовцев, ликвидировали “оренбургскую пробку”. 25 декабря 1917 года была установлена Советская власть в Кустанае.
Разгром атамана Дутова, победа Советов в Западной Сибири и на севере Казахстана оказали большое влияние на положение дел в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Павлодаре. Эсеры и меньшевики быстро теряли там влияние на массы, особенно после того как население узнавало о декретах Советской власти. 19 января Павлодарский Совет взял власть в свои руки. В Семипалатинске 1 января 1918 года была создана самостоятельная большевистская организация и в результате 14 февраля (1 января) в 1918 году Семипалатинский Совет принял решение о переходе власти к Советам и 15 февраля 1918 года избрал “Временный комиссариат”, возложив на него руководство делами города и области.
В Семиречье, где контрреволюция долго сохраняла военное превосходство, борьба затянулась до весны 1918 года, Советская власть была установлена 3 марта 1918 года в Верном. Значительно сложней была обстановка в Уральской области. Получив поддержку от хлынувших в пределы области из центра представителей офицерства, юнкерства и сыграв на недовольстве казачества Брестским миром, войсковое правительство вскоре после завершения работы областного съезда Советов произвело переворот, казнив большую часть членов избранных на съезде исполкома. Только в Букеевской степи трудящимся при помощи рабочих и солдат Царицына и Астрахани удалось утвердить Советскую власть в декабре 1917 года. На полуострове Мангышлак, Советская власть была установлена еще в ноябре 1917 года. 22 ноября в форте Александровском был организован уездный Совет рабочих, солдат, крестьян и мусульманских депутатов.
Борьба за установление власти Советов на обширной территории Казахстана продолжалась несколько месяцев, среди казахов выделились такие видные борцы за власть Советов, как А.Джангильдин, А.Иманов, С.Сейфуллин и другие.
Установление Советской власти в Казахстане, начавшееся сразу после событий Октября 1917 года, формально завершилось в марте 1918 года.
Большевики и историки-марксисты (отечественные и зарубежные) назвали Октябрь 1917 года Великой Октябрьской социалистической революцией. Есть и другая точка зрения, согласно которой события Октября 1917 года это государственный переворот, незаконный захват власти и насилие над народом.

3) Гражданская война на территории Казахстана.

После Октябрьской революции в стране сложилась напряженная социально-политическая ситуация. Установление советской власти с октября 1917 года до марта 1918 года сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах России. В историографии нет единого мнения о времени начала гражданской войны. Одни историки относят начало гражданской войны к октябрю 1917 года, другие – к весне 1918 года; когда сложились сильные политические и хорошо организованные антисоветские очаги, началась иностранная интервенция. Споры историков вызывает также вопрос о том, кто был виновником в развязывании этой войны: представители классов, пожертвовавших власть, собственность и влияние; большевистское руководство, навязавшее стране свой метод преобразования общества; или обе эти социально-политические силы, которые в борьбе за власть использовали народные массы.
Свержение Временного правительства, экономические и социально-политические мероприятия Советского правительства восстановили против него дворян, буржуазию, состоятельную интеллигенцию, духовенство, офицерство. Таким образом, внутренняя политика Советского правительства явилась одной из причин возникновения гражданской войны. Национализация всей земли и конфискация помещичьей земли вызвали ожесточенное сопротивление ее бывших владельцев. Буржуазия, напуганная размахом национализации промышленности, хотела вернуть фабрики и заводы. Ликвидация товарно-денежных отношений и установление государственной монополии на распределение продуктов и товаров больно ударили по имущественному положению средней и мелкой буржуазии. Таким образом, стремление сохранить собственность и свое положение, также было причиной начала гражданской войны.
Своеобразие гражданской войны в стране, заключалось в тесном переплетении внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией. Как Германия, так и союзники по Антанте подстрекали антибольшевистские силы, они снабжали их оружием, боеприпасами, оказывали финансовую и политическую поддержку. С одной стороны, их политика диктовалась стремлением покончить с большевистским режимом, вернуть утерянное имущество иностранных граждан, предотвратить распространение революции. С другой стороны, они преследовали собственные экспансионистские замыслы (цели), направленные на расчленение России, получение за счет нее новых территорий и сфер влияния.
В 1918 году сформировались основные центры антибольшевистского движения. 13 февраля в Москве и Петрограде возник “Союз возрождения России”, объединявший кадетов, меньшевиков и эсеров. В марте 1918 года сложился “Союз защиты Родины и свободы” под руководством известного эсера, террориста Б.В Савенкова. Сильное антибольшевистское движение развернулось среди казаков. На Дону и Кубани их возглавил генерал П.Н Краснов, на Южном Урале (в районе Оренбурга) атаман А.И Дутов. На юге России и Северном Кавказе под руководством генералов М.В Алексеева и Л.Г Корнилова начала формироваться офицерская Добровольческая армия. Она стала основой белого движения. После гибели Корнилова командование принял генерал А.И Деникин.
Весной 1918 года началась иностранная интервенция. Германские войска оккупировали Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Румыния захватила Бесарабию. Страны Антанты подписали соглашение о непризнании Брестского мира и будущем разделе России на сферы влияния. В марте 1918 года в Мурманске был высажен английский военный корпус, к нему, позднее, присоединились французские и американские войска. В апреле Владивосток был занят японским десантом. За ним на Дальнем Востоке появились отряды англичан, французов и американцев.
25 мая 1918 года восстали солдаты чехословацкого корпуса. Они и были главной ударной силой противников советской власти. В этом корпусе были собраны военнопленные славяне из австро-венгерской армии, они изъявили желание участвовать в войне против Германии на стороне Антанты. Корпус был отправлен Советским правительством по Транссибирской магистрали на Дальний Восток. Предполагалось, что далее он будет доставлен во Францию. Мятежники захватили ряд городов Сибири, Урала, Среднего Поволжья – Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск, Самару, Уфу и др. 31 мая контрреволюционеры взяли Петропавловск, в июне – Акмолинск, Атбасар, Кустанай, Павлодар, Семипалатинск. В результате Уральск, Акмолинск, Семипалатинск и большая часть Тургайской области оказались в руках белогвардейцев. Советская власть в Казахстане сохранилась в некоторых районах Западного Казахстана и Южного края. Белогвардейцы и алашордынцы установили в захваченных областях кровавый режим. Развитие военных действий на казахстанских фронтах (Актюбинский фронт, Семиреченский фронт) было тесно связано с ходом военных операций на главных фронтах борьбы с контрреволюцией и интервенцией. В конце 1918-1919 гг. Антанта совместно с силами внутренней контрреволюции начали новый объединенный поход против Советской власти. Главной ударной силой противнков Советской власти являлась белогвардейская армия. В Сибири власть захватил адмирал А.В. Колчак и объявил себя «Верховным правителем России». На Кубани и Северном Кавказе А.И. Деникин объединил Донскую и Добровольческую армии в вооруженные силы Юга России. На севере при помощи Антанты формировал свою армию генерал Е. К. Миллер. В Прибалтике генерал Н. Н. Юденин готовился к походу на Петроград. Под Оренбургом и Уральском действовали армии Дутова и Толстова. Из-за рубежей России шло снабжение белого движения боеприпасами, обмундированием, танками, самолетами. Исход гражданской войны в Казахстане во многом зависел от успехов боевых операций Красной Армии против Колчака на Восточном фронте.
В ноябре 1918 года А.В. Колчак начал наступление в Приуралье с целью соединения с отрядами генерала Е.К. Миллера и организации совместного удара на Москву. Снова Восточный фронт стал главным. 25 октября войска А.В. Колчака взяли Пермь, но уже 31 декабря их наступление было остановлено Красной Армией. На востоке фронт временно стабилизировался.
В 1919 году был создан план одновременного удара на советскую республику: с востока Колчак, с юга А.И. Деникин и с запада Н.Н. Юденич. Однако осуществить комбинированное выступление им не удалось.
В марте 1919 года А.В. Колчак начал новое наступление от Урала по направлению к Волге, под его командованием на фронте оказалось 130 тысяч солдат и офицеров. В апреле войска С.С. Каменева и М.В. Фрунзе остановили его, а летом вытеснили в Сибирь. Мощное крестьянское восстание и партизанское движение против правительства А.В. Колчака помогло Красной Армии установить Советскую власть в Сибири.
В феврале 1920 года по приговору Иркутского ревкома адмирал А.В.Колчак был расстрелян.
В ходе гражданской войны территория Казахстана стала театром военных действий крупных общероссийских фронтов – Восточного, Южного (Туркестанского, Уральского, а также местных – Актюбинского и Семиреченского).
Летом 1918 года сложная обстановка сложилась в районе Оренбурга. 3 июля 1918 года он был занят атаманом А. Дутовым, который перерезал Оренбургско-Ташкентскую железную дорогу. Чтобы преградить продвижение белогвардейцев на юг к Ташкенту в июле 1918 года, был образован Актюбинский фронт, командующим его стал Г.В. Зиновьев.
Актюбинский фронт сыграл важную роль в гражданской войне и, когда в октябре 1918 года белогвардейцы начали наступление на Актюбинск с целью прорваться в Среднюю Азию и южные районы Казахстана, они были остановлены и отброшены. После того, как в 1919 году были освобождены Оренбург, Уральск, Орск, и осенью войска Актюбинского фронта соединились с войсками Восточного фронта и он был ликвидирован.
Летом и осенью 1918 года активные боевые действия развернулись в Семереченкой области. Белогвардейцы захватили Сергиополь, Урджар, Сарканд и другие населенные пункты. С тем, чтобы не допустить продвижения белогвардейцев на этом направлении, летом 1918 года был образован Северный Семиреченский фронт, командующим фронтом был Л.П. Емелев. Осенью 1918 года Северное Семиречье было захвачено белогвардейцами, но в обширном районе Лепсинского уезда сохранилась еще власть Советов, центром ее стало село Черкасское.
Оборона этого района вошла в историю как Черкасская оборона, длившаяся с июня 1918 по октябрь 1919 года (50 тыс. чел.). Специально, чтобы сломить ее, из Семипалатинска была переброшена дивизия атамана Анненкова.
Летом 1919 года, главные силы армии адмирала Колчака на восточном фронте потерпели поражение. Это создало условия для освобождения Западного, Северного, Восточного Казахстана и Семиречья. К концу года основная территория была освобождена от белогвардейцев. В марте 1920 года был ликвидирован Северный Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана.
Гражданская война являлась страшным бедствием для народа. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать.

4) История движения «Алаш» и правительства «Алаш-Орда».

Изменения социально-экономического положения в крае, усиление колониального гнета, наглядно выражавшиеся в массовом изъятии земель и переселенческом движении, произвол чиновников царской администрации, все большее вовлечение местного населения в водоворот событий, происходящих в России, в корне изменили тактику борьбы в национально-освободительном движении. Колониальный гнет, отсталость традиционного хозяйства и патриархально-родовых отношений, социально-экономические трудности дали резкий толчок пробуждению национального самосознания и чувства патриотизма передовой части общества и подтолкнули ее к поискам выхода из создавшегося положения.
Этому способствовала, в первую очередь, взаимовлияние культур, формирование в казахском обществе новой генерации интеллектуальной элиты, воспитанной на национальных традициях и получивших, помимо мусульманского духовного, европейское воспитание в российских университетах и институтах, а также специальных учебных заведениях среднего звена и гимназиях. Пути развития своего народа к передовой цивилизации, приспособление к реалиям колониальной зависимости они видели в просветительстве, через которое можно было бы выйти из тупика.
Именно этими благородными целями руководствовались в свое время выдающиеся казахские просветители А. Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин. В современной научной литературе совершенно верно называют Абая и его современников просветителями, а рубеж XIX-XX вв. выделяют как этап "нового просветительства". Идеи Абая были подхвачены по эстафете и развиты интеллигенцией начала ХХ в. Вместе с тем новое просветительство динамично обогащалось передовыми для своего времени идеями: утверждение национального самосознания, поиски путей переустройства традиционного общества, отстаивание интересов своего народа с применением новых политических методов и средств борьбы.
Поэтому на рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма. Как свидетельствуют материалы казахской периодической печати начала века и в целом творческое наследие выдающихся представителей интеллигенции, вступивших тогда на арену политической борьбы и общественного движения, это было временем, когда на чашах весов оказались судьбы нации, само существование народа.
Усиление колонизации и массовое изъятие земель в начале ХХ века привели к обострению отношений не только с царской администрацией, но и внутренних противоречий в казахском ауле и неминуемо вызвали брожение среди интеллигенции и простого народа. В рассматриваемый период времени национально-освободительное движение, как и само казахское общество были неоднородным. Наряду с сохранением родоплеменных отношений и остатков кочевой демократии начинали складываться новые социально-экономические условия, связанные с проникновением капиталистических отношений в степь. Ввиду того, что процесс капитализации только развивался, формировавшаяся национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации и ориентации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости.
Руководителями национально-освободительного движения стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Дулатов, М. Чокаев, Х. и Ж. Досмухамедовы, Ж. Акбаев, Х. Габбасов, Р. Марсеков, А. Турлыбаев и многие другие, в большинстве своем выпускники высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Киева, Варшавы, учительских семинарий и других учебных заведений Оренбурга, Омска, Уфы, Троицка и других городов. Так, например, начиная с 20-х гг. XIX в. до 1917 г. только в Казанском университете обучалось около 30 молодых казахов, из них 17 человек получили юридическое образование, остальные - медицинское. В указанный период времени в Санкт-Петербургском университете получили высшее образование около 20 казахских студентов, среди которых ставшие впоследствии видными общественными и политическими деятелями Б. Каратаев, М. Чокаев, Ж. Акбаев, Ж. Досмухамедов, А. Турлыбаев, Б. Сыртанов, Б. Кулманов, С. Жанайдаров и другие. Х. Досмухамедов был выпускником Санкт-Петербургской Военно-медицинской Академии, А. Ермеков окончил Томский технологический институт, М. Тынышпаев - Санкт-Петербургский институт железнодорожного транспорта, Ж. Султанбаев учился и окончил варшавский ветеринарный институт./6/
Казахская молодежь обучалась и за границей, так до 1917 г. получили образование в Стамбульском университете А. Гайсин, С. Шанов, Д. Келбаев, М. Турганбаев, А. Машаев. По неполным данным до революции около 120 казахов имели высшее образование, около 700 - среднее./7/
Революция 1905-1907 гг. в России, младотурецкая и иранская революции способствовали оживлению политической жизни в казахском обществе. В формировании мировоззрения представителей алашского движения и накоплениями политического опыта и закалки важной вехой явилась организация петиционных акций, в ходе которых отрабатывались основные политические и социально-экономические требования казахского народа, а также борьба за представительство в Государственной Думе. Наиболее известной была петиция 1905 г., подписанная на Кояндинской ярмарке 14,5 тыс. жителей Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Ее составили А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, М. Дулатов, М. Бекметов. Основные требования сводились к разрешению проблем культурно-национального характера: признания за казахами права собственности на землю, где они проживали, обязательного введения в школах, наряду с русским, обучения на казахском языке, исполнение религиозных обрядов согласно мусульманской вере, введение судопроизводства на казахском языке и др./8/
В Каркаралинской петиции наглядно отразились особенности социально-политической жизни казахского общества, пути возможного разрешения назревших в нем проблем. Она по существу явилась первым программным документом, продемонстрировавшим основные идеи и направления политической деятельности национальной интеллигенции. Впервые перед царским колониальным режимом открыто были выдвинуты требования на признание прав одного из угнетенных народов Российской империи. Безусловно, это встревожило местный колониальный аппарат и центральные власти, увидевшие в них проявление национального сепаратизма и антиправительственные настроения. Вместе с другими представителями революционной общественности России авторы петиции были подвергнуты гонениям и тюремным заключениям./9/
В 1905 г. А. Букейханов выступил на съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически требуя равных прав для 5 млн. казахов. Наряду с неотложными вопросами социального порядка, он в своей речи поднимал и проблемы языка, свободы выбора: "... ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая ввиду предстоящей выборной агитации, и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков". Не случайно 15 июня 1906 г. его единогласно избрали депутатом от семипалатинских казахов в первую российскую Государственную думу. К сожалению, он не смог участвовать в ее работе, так как был задержан на три месяца в Павлодаре Омским генерал-губернатором./10/
В Петербург А. Букейханов прибыл накануне роспуска Государственной думы, вслед за чем и уехал в Финляндию, в Выборг, где вместе со 180 депутатами подписал известное "выборгское обращение" против насильственного роспуска Государственной Думы. За это он подвергся наказанию и решением Петербургского окружного суда был заключен в тюрьму и позже выслан в Самару.
Активизация политической жизни в казахской степи в рассматриваемый период выявила в ней три главных направления: одна - религиозная, проводимая татарскими или туркестанскими муллами, другая - западная, возглавляемая коренной интеллигенцией, и, наконец, третья - самая слабая, пытавшаяся направить молодых в русло движения русских социалистов./11/
Последовавшая за революцией столыпинская реакция полностью задушила все группировки, действовавшие в духе социал-демократов, и только две тенденции четко определились и породили первые политические образования. Об этом писал А. Букейханов в 1910 г.: "В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с прочими мусульманами. Другое западное направление... Первое вероятно возьмет за образец мусульманские татарские партии, второе - оппозиционные русские, в частности партию народной свободы"./12/
Как показали дальнейшие события, предположения Букейханова А. о возникновении в ближайшем будущем, наряду с "прозападной" демократической партией Алаш, национально-религиозной - мусульманской партии не подтвердилось. В тот период наиболее крупным политическим образованием была группа либерального направления, близкая российским конституционным демократам во главе с А. Букейхановым.
Первая попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Его организаторами были А. Букейханов, Б. Каратаев, Т. Бердиев, М. Бахытгиреев, Х. Досмухамедов, Н. Айтмухамедов и другие./13/ В июле 1906 г. такое же совешание состоялось в Семипалатинске, на котором выступил А. Букейханов. Он познакомил участников с программой партии "Народная свобода". Об этой партии на совещании выступили Ш. Кудайбердиев и другие. Однако, по признанию А. Букейханова, даже в 1910 г. в массе киргизского населения политические партии находились "еще в зачаточном состоянии", а политические взгляды избирателей были еще "аморфны и не успели вылиться в определенную программу"./14/
Не имевшая социальной опоры Казахская конституционно-демократическая партия тогда была обречена на неудачу, но публикация ее программы в газете "Фикер", с изложением общенациональных, общедемократических требований имела важное значение для развития национально-освободительного движения и выявила существенные отличия взглядов национальных кадетов от официальной программы всероссийской партии.
Несмотря на то, что кадетская партия России отстаивала фундаментальные демократические свободы, принципы частной собственности, добивалась установления в стране правового строя, парламентской системы, ядром ее политической доктрины была идея государственности, единства Российской империи. Партия выступала за "свободное культурное самоопределение наций". Это было большим шагом вперед по сравнению с позицией правых шовинистических организаций, но о самоопределении малых народов в политическом плане в программе кадетов не было ни слова. При этом отрицалось даже право Финляндии и Польши на отделение от России, не говоря уже о других колониальных народах империи.
Национальная политика кадетской верхушки вызывала недовольство членов той же партии - представителей народов России. Требование заложить в программе признание их независимости встречало в ЦК кадетской партии, по воспоминаниям одного из его членов - князя В.А. Оболенского - "единодушное негодование"./15/
Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А. Букейханов, по всей вероятности, осознавал ее политическую сущность, что и сказалось в его последующих действиях. Видимо не случайным было его членство в масонской ложе, главная цель которой заключалась в свержении царизма. "Некоторые ее члены рассматривали будущее Российской империи, особенно накануне Февральской революции, в ее федеративном устройстве, по образу Северной Америки, субъектом которой служили штаты, соединенные между собой единой конституцией, но сохранявшие при этом все признаки автономии"./16/ Данная позиция в большей степени отвечала политическим интересам казахской интеллигенции.
Однако, приняв во внимание историю возникновения масонства и политических пристрастий его руководящего ядра, детали и действующие лица которых тщательно скрываются, можно предположить, что ЦК партии кадетов, который сплошь входил в масонскую ложу, старался вовлечь в орбиту своих интересов и лидеров малых народов, обещая им политическую и финансовую поддержку в их борьбе и тем самым старался держать их в русле своей деятельности.
Об этом свидетельствует членство в масонской ложе ряда лидеров кавказских и волжских народов. Этим можно объяснить и вступление А. Букейханова в масонскую ложу с одновременным вхождением его в партию кадетов. Окончательный же разрыв А. Букейханова с кадетами произошел в декабре 1917 г., причины которого были им обоснованы в статье "Почему я вышел из кадетской партии?"./17/
Эволюция политических взглядов А. Букейханова отражала характерные черты общественно-политической деятельности казахской интеллигенции - его последователей - основными среди которых были постоянные поиски компромиссов, конформизм. Подобная поведенческая линия была обусловлена национальной идеей, направленной на отстаивание интересов казахского этноса./18/
На основе пробуждения национального самосознания происходила консолидация тюркских народов. В 1905-1907 гг. были созваны I-III съезды мусульман России, образовано "Общество мусульманской партии", в составе Государственной думы - мусульманская парламентская фракция. В советской историографии развитие национального движения в восточных окраинах России рассматривалось только через призму влияние первой русской революции, в то время как тюркские народы, несмотря на изоляционистскую политику метрополии, всегда ощущали себя единым целым.
Идея мусульманского единства всех народов, лежавшая в основе панисламистского движения, способствовала объединению тюрко-мусульманского населения российских колоний и способствовала росту антирусских настроений. На рубеже веков рост национального сознания во многом был обусловлен влиянием двух идей - просветительства и религии, получившие свое окончательное оформление в джадидизме. Единство целей и методов ее достижения способствовали объединению настроенных "по-западному" казахских националов и мусульманского движения в рассматриваемый период времени. В 1914 г. семипалатинские казахи избрали А. Букейханова своим представителем на "мусульманский съезд", проходивший в том же году в Москве и собравший 35 депутатов от мусульманских народов России./19/
Свержение самодержавия казахская интеллигенция встретила восторженно. 17 марта 1917 г. в "Бюллетене" Семипалатинского Исполкома объединенных организаций и армии был опубликован полный текст телеграммы, полученной из Минска: "Взошло солнце Свободы, Равенства и Братства для всех народов России. Необходимо киргизам организоваться для поддержания нового строя и нового правительства. Нужно работать в контакте со всеми национальностями, поддерживающими новый строй. Киргизы должны подготовиться к Учредительному собранию и наметить достойных кандидатов. Призываем вас бросить старые киргизские споры и домашние дрязги. Лозунг народа - единение и справедливость. Спешно обсудите аграрный вопрос. Наш лозунг - "демократическая республика" и земля тому, кто извлекает доход из нее скотоводством и земледелием. Окажите помощь уполномоченному министерству по продовольственному делу и нашим рабочим на фронте. Сообщите мнение народа. Подписали: Алихан, Мирякуб, Муса, Мурзагази, Шаймардан, Хусаин, Шафкат, Султанбек, Иса, Мухамедказы, Хайретдин, Раимбек, Назир, Тамимдар, Тель"./20/ Это были представители казахской интеллигенции, находившиеся в Минске по заданию отдела по работе с инородцами, привлеченными на окопные работы в 1916 г. А. Букейханов, М. Дулатов, Ш. Альжанов, Х. Болганбаев, И. Тохтабаев, Р. Марсеков, Н. Тюрякулов, Т. Жаманмурунов и другие.
Февральская революция, по мнению А. Байтурсынова, была правильно понята и с радостью встречена "киргизами потому, что во-первых, освободила их от гнета и насилия царской администрации, и, во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту - управляться самостоятельно"./21/ Однако, здесь следует обратить внимание на то, что в последнее время стали заметны тенденции отхода от традиционной трактовки места и роли Февральской революции1917 г. в истории нашего Отечества. Причем следует отметить, что в отличие от российских историков, которые уже в конце 1980-х гг. сместили акценты в исследовании событий 1917 г. на Февральскую революцию как альтернативу Октябрьской, в позициях казахстанских исследователей все еще сохраняется некоторая осторожность.
Причина здесь видится в следующем: значение Октябрьской революции рассматривалось в плоскости формирования государственности казахского народа. Несмотря на все трагические последствия социалистической модернизации края, о чем подробно освещалось в трудах казахстанских историков, этот исторический факт довлел в оценках значения октябрьской революции. И только теоретико-методологический пересмотр истории национально-освободительной революции 1916 г. повлиял и на определение места и роли октябрьского переворота.
В связи с этим академиком М.К. Козыбаевым было предложено "рассматривать события 1916 г. в связи с мировой империалистической войной, но и вместе с тем как революцию, равноправную с февральской, национальная революция 1916 г. ускорила февральское явление 1917 г., а не наоборот"./22/ Данное положение требует дальнейшего углубления анализа всей проблемы истории 1916 г., но при этом важной остается оценка революционных событий февраля 1917 г., как закономерных и поддержанных основной массой населения как в центре, так и в колониальных окраинах, в том числе и в Казахстане. Вместе с тем вряд ли допустима в их оценках идеализация, заметно появившаяся в некоторых публикациях и исследованиях последних лет, так как введенные в научный оборот источники по истории буржуазных партий России, сформировавших в основном Временное правительство, свидетельствуют о их негативном отношении к политике местных националов самостоятельно определить свою будущую судьбу.
Полностью поддержав Временное правительство, национальная интеллигенция приняла активное участие в деятельности его органов на местах и созданных в это время казахских комитетов как органов национального самоуправления. 7 апреля 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства об организации Туркестанского комитета "в составе члена Государственной думы Н.П. Щепкина, члена Государственной думы первого созыва А. Букейханова, члена Государственной думы второго созыва М. Тынышпаева, члена Государственной думы третьего созыва С.Н. Максутова, В.С. Ельпатьевского, А.Л. Липовского, П.В. Преображенского, О.А. Шкапского, генерал-майора А.А. Давлетшина"./23/ Кроме этого руководители алашской интеллигенции получили от Временного правительства следующие должности: А.Н. Букейханов был назначен комиссаром Тургайской области, Х.А. Габбасов - членом Семипалатинской земской управы, М. Дулатов - членом Тургайской областной земской управы и помощником Тургайского областного комиссара, М. Тынышпаев - комиссаром Семипалатинской области./24/
Надежду на реализацию главной цели - политического самоопределения в рамках Российской федерации - они связывали с провозглашенной Временным правительством программой, с идеей Учредительного собрания. Этим, прежде всего определялась их деятельность до октябрьского переворота, направленная на использование открывшихся возможностей, в частности, в организации помощи пострадавшим в результате национально-освободительного восстания 1916 г. и призванным на тыловые работы в прифронтовые районы казахам и киргизам.
7 марта 1917 г. Временное правительство издало указ об амнистии участникам восстания 1916 г. Одновременно 10 марта 1917 г. Временное правительство в телеграмме Туркестанскому генерал - губернатору разъясняло, что те русские, которые совершили в Туркестане во время восстания 1916 г. насилия над казахами, подлежат амнистии на равных с инородцами, поручив Туркестанскому комитету изыскать меры к "возвращению киргизов в пределы областей, выдворенных с мест, а также примирению с ними русского населения, пострадавшего от мятежа"./25/
Члены Туркестанского комитета О.А. Шкапский и М. Тынышпаев были направлены в Верный для обследования дел на месте и проведения мероприятий к скорейшему и наиболее благоприятному возвращению и размещению беженцев из Китая. Тщательное изучение сложившейся ситуации показало их крайне бедственное положение. Беженцев притесняли как с китайской стороны, где они оказались отнюдь не по своей воле, так и со стороны русских переселенцев, противившихся возвращению казахов на родину./26/ Китайские власти, не считаясь с просьбами российского правительства о временной отсрочке выселения беженцев из своих территорий, продолжали насильно выдворять их, отбирая при этом скот, имущество; были случаи замены племенного скота на беспородный, больной.
Для предотвращения межнациональных столкновений, переданных русской стороне беженцев размещали в отдаленных от крестьянских и казачьих поселений районах, ни пуская их ни к себе, ни в Китай, запретив им общаться с кем бы то ни было, покупать продукты, хлеб. В результате среди казахских беженцев начался голод, резко увеличилась смертность, что еще в большей степени усилило антирусские настроения, выражавшиеся в постоянных стычках, грабежах, конокрадстве, убийствах./27/
Решение такой сложной проблемы органы Временного правительства видели в оказании помощи со стороны государства казахскому и русскому населению путем предоставления им безвозмездного денежного кредита для восполнения убытков, понесенных в результате вооруженных столкновений и карательных экспедиций царского правительства. В сентябре 1917 г. Временное правительство приняло постановление об отпуске из казны 11 млн. 150 тыс. рублей для оказания помощи русскому и туземному населению Семиреченской области.
Из этой суммы 5 млн. предназначалась для казахов, остальная сумма - русскому населению. При этом на каждую кибитку приходилось по 100 рублей; русскому населению предоставлялось право на получение из казны безвозвратно пособие по 500 рублей, на каждый разрушенный двор для восстановления хозяйства, и сверх того по 500 рублей каждому двору, потерявшему от пожаров жилье и хозяйственные постройки. Несмотря на столь неравное распределение финансовой помощи среди казахского и русского населения, Собрание Междуведомственного совещания при Военном министерстве вновь призвало их к примирению./28/ Еще одним шагом в этом направлении было решение правительства от 24 апреля 1917 г. о возвращении рабочих-казахов, мобилизованных на тыловые работы.
Попытка Временного правительства осуществить политику межнационального примирения, безусловно, способствовала прекращению массового истребления казахского населения, что в немалой степени обусловило и его поддержку среди казахского народа.
Ведущая роль в разрешении межнациональных конфликтов принадлежала лидерам Алаш, которые, как и прежде, руководствовались принципами миротворческой политики, выраженными ими в 1916 г. Так, А. Букейханов, исходя из реальных условий, выступил против самовольных захватов земли казахами, призвал их не "ссориться с русскими, жить с ними в ладу".
Однако достижение гражданского мира было невозможным без проведения коренных реформ в вышеуказанных вопросах. Замедленность и непоследовательность в политике Временного правительства объективно способствовали усилению социальной напряженности, росту революционной нетерпимости и экстремизма. Нарастающее противоречие между центральной властью и местными казахскими комитетами стало особенно заметным в вопросе о форме отношений между ними./29/
Временное правительство считало самоуправление в рамках культурно-национального развития основой буржуазной государственности. Лидеры же национальной интеллигенции отстаивали идею национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. Свидетельством тому могут служить решения областных и всеказахских съездов в 1917 г. Они отразили объективный характер перемен, происходящих в казахском обществе и выработали программу неотложных национально-демократических преобразований государственного устройства, землепользования, судебного дела, просвещения и религии.
Так, в резолюции вышеупомянутого I-го Семиреченского Областного киргизского съезда, состоявшегося 12-23 апреля 1917 г. было подчеркнуто, что "будущая форма высшего правления России - демократическая республика". Обратившись к проблемам духовно-религиозного состояния в крае, участники съезда пришли к выводу о необходимости учредить в Петрограде высшее мусульманское Духовное Управление, а в областных центрах организовать Особое Духовное Собрание и эти области "наименовать "Казахстан" (выделено в документе - Н.Р.). /30/
По решению съезда, образование в Степном крае должно быть "всеобщим, бесплатным и обязательным". Для этого предлагалось открыть за счет государственной казны в городах, крупных поселениях, волостях мужские и женские медресе и аульные школы. Преподавание в этих учебных заведениях должно было вестись на родном языке и на русском. Депутаты съезда считали необходимым в целях развития народного образования расширить сеть профессиональных школ: ремесленных, медицинских, ветеринарных и других. При этом обращалось внимание на то, что обучение на них должно вестись на казахском языке./31/ Поскольку в крае наиболее острым оставался земельный вопрос, в резолюции категорически предлагалось закрыть "область для переселения извне, а также прекратить дальнейшие прирезки существующим крестьянским, казачьим и другим поселениям". В отношении же коренного населения делегаты требовали вернуть "киргизам все еще незаселенные, запасные участки, оброчные статьи и другие земли". Указав на тот факт, что в результате захвата русскими переселенцами и казаками водных источников, киргизские земли оказались обезвоженными, в резолюции было также предложено справедливо отрегулировать этот вопрос./32/ Обратив внимание на катастрофическое состояние скотоводческого хозяйства, в результате чего произошло резкое сокращение поголовья скота и ухудшение его породы. Учитывая все это, участники форума обратились к Временному правительству с предложением вернуть в пользование киргиз на прежних основаниях лесные, горные и степные пространства, изъятые в государственный фонд. Считая политику оседания киргиз, проведенной царскими властями насильственно, в резолюции была подчеркнута необходимость придерживаться принципа постепенности, "исходя из естественных потребностей, а не по приказу властей".
Наряду с общими проблемами, стоявшими перед казахским обществом в этот переходный период времени на съездах все настойчивее звучала мысль о необходимости создания самостоятельной национальной партии. 24 июня 1917 г. передовица газеты "Казах", указав, что программа ни одной общероссийской партии не соответствует целям казахского общества, сделала вывод о необходимости создания самостоятельной партии, "которая выражала бы более полно наши интересы"./33/
Проходивший 21-28 июня 1917 г. в Оренбурге I-й Всеказахский съезд, высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а так же признал необходимость создания отдельной политической партии. Составление проекта платформы партии было поручено делегатам Всероссийского съезда Шуро-и-Ислами: от Акмолинской области - А. Турлыбаеву, от Семипалатинской - А. Сатбаеву, от Тургайской - А. Байгарину, от Уральской - Ж. Досмухамедову, от Букеевской Орды - У. Танашеву, от Семиреченской области - Б. Маметову, от Сырдарьинской - М. Чокаеву, от Ферганской - Г. Оразаеву./34/ Название партии "Алаш" было предложено делегатом этого съезда от Уральской области юристом Жаханшой Досмухамедовым, которое было всеми поддержано./35/
Газета "Казах" стала печатным органом партии. Как отмечалось выше, на съезде А. Букейханов объявил о своем решении выйти из партии кадетов, оказавшейся неспособной выразить и защитить интересы "инородцев". В открытом письме "Почему я вышел из партии кадетов?" он писал: "Партия кадетов считает правильным передачу земли в частную собственность. Наш казах, если получит землю в собственность, поступит как башкир, продаст ее соседнему мужику и через несколько лет обнищает, останется совершенно гол. Партия кадетов против национальной автономии. Мы же, собравшись под знаменем Алаш, решили создать национальную автономию. Как свидетельствует история французов, русских и других народов, если мулла будет брать жалование от правительства, то он непременно продастся. Духовные дела будут принижены... поэтому его надо отделить от государственных дел. По-русски это означает "отделение церкви от государства". Кадетская партия не согласна с моей позицией. В этом году стало ясно расхождение по этим трем пунктам. Я после этого... постарался создать партию Алаш"./36/
Вскоре во главе 30 представителей от казахов А.Н. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске. На съезде было принято решение о создании казахской автономии в составе будущей Сибирской республики./37/ По возвращению из Томска в Оренбург, он, как было сказано выше, включился в организацию первой в истории казахов политической партии Алаш. Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения "Алаш" в сложившихся условиях. 21 ноября 1917 г. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, А. Жундебаевым, А. Беремжановым, Е. Турмухамедовым.
Документ состоит из 10 разделов, каждый их которых озаглавлен. Например, в первой главе "Государственной устройство" указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, "что означает народное управление государством, а федерация - союз равноправных государств, каждое из которых автономно и управляется самостоятельно на одинаковых правах и интересах"./38/ Проект программы представляет собой попытку, исходя из социально-политических и экономических реалий казахского общества определить оптимальный вариант его эволюции в сложившихся обстоятельствах. В проекте нашли свое выражение вековые чаяния казахского народа, то, что обеспечило достаточно широкую социальную базу движения на данном этапе.
Поскольку новая партия руководствовалась общенациональными интересами, поставив во главу угла своей общественно-политической деятельности подъем и развитие экономической и культурной жизни казахского народа, в тот период она стала влиятельной политической силой. Свидетельством тому служат итоги выборов в Учредительное собрание, проходившие в конце 1917 г. Так, например, в Семипалатинске наибольшее количество голосов набрала партия Алаш - 3 тыс. 304, в то время, как за партию "Уш жуз" подан всего один голос./39/ Из свыше 700 рабочих казахов Экибастузского завода партия Алаш собрала 705 голосов, в то время как за социалистическую партию не было подано ни одного голоса. В Омске число голосов распределилось следующим образом: по всему уезду за партию Алаш проголосовали 16 тыс.600 чел., за партию "Уш жуз" - 300, в самом городе за первых отдали свои голоса 80, за вторых 60 человек/ 40/
Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в крае большей частью принадлежало единственно организованной партии Алаш, социально-политический статус которой можно определить как национально-демократический./41/. Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими ему признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий , приведших к октябрьскому перевороту. Поэтому в отношении партии Алаш применительно такое определение, как "движение" поскольку алашское движение и до появления партии "Уш жуз" и других групп являлось главной руководящей силой всей национально-освободительной борьбы казахского народа начала ХХ века./42/
Деятельность Временного правительства и течение общественно-политической жизни России и ее национальных окраин в русле демократических перемен была прервана октябрьским переворотом, сломавшим все традиционные социальные связи, появившиеся политические институты, движения. Не успев до конца оформиться в партию, движение Алаш было вынуждено сконструироваться как общенациональный орган государственной власти.
Это произошло на II-ом Всеказахком съезде, проходившем с 5 по 12 декабря 1917 г. в Оренбурге. Съезд объединил представителей различных слоев казахского общества. На съезд прибыли делегаты из всех областей Казахстана. В его работе участвовали так же представители казахов Алтайской губернии, Самарканда, Киргизии. На повестке дня стояли следующие вопросы:"1. О Сибирской, Туркестанской автономиях и о юго-восточном союзе.2. Казах-киргизская автономия. 3. Милиция. 4. Народный Совет. 5. Образование. 6. Народная казна. 7. Проблемы муфтиатства. 8. Народный суд. 9. Аульное управления. 10. Продовольственный вопрос". /43/
Центральной проблемой, обсуждаемой на съезде был вопрос о национальной автономии. С докладом по этому вопросу выступил А. Букейханов. Выслушав и обсудив его, делегаты избрали комиссию из 5 человек для окончательной разработки вопросов об автономии, милиции и Народном Совете. От лица комиссии выступил Х. Габбасов, исходя из этого доклада съезд вынес следующую резолюцию: "В связи с падением Временного правительства, съезд в целях предотвращения распространения анархии и гражданской войны, единственным выходом из создавшегося положения считает: 1. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Семипалатинской, Акмолинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, киргизских уездов Ферганы, Самарканда, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных киргизских волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением единого казах-киргизского происхождения, единой культуры, истории, единого языка. 2. Назвать казах-киргизскую автономию - Алаш."/44/
При обсуждении вопроса о времени объявления автономии мнения разделились: одни участники предлагали немедленно ее провозгласит (33 депутата), другие считали необходимым повременить и официально объявить более удобное время. Большинством голосов (42 против 33) прошло второе предложение. Придерживаясь демократических принципов в государственном строительстве съезд провозгласил равенство всех национальных меньшинств, проживающих в пределах "Алашской автономии", "во всех учреждениях автономии представители всех наций должны быть представлены пропорционально. Представляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто оказался без территории в пределах автономии "Алаш"./45/
На съезде был организован временный народный совет Алаш-Орда, состоявший из 25 представителей Алаш, при этом 10 мест предоставлялось представителям народов, проживающих среди казахов. Новому правительству предлагалось немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть "в целях спасения областей Алаш общего развала, анархии".
В состав правительства вошли 15 членов: 7 челове