Задачи обучения


Дата добавления: 2014-01-11; просмотров: 40; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

План

Процесс формирования графического навыка.

Процесс овладения письмом проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свое содержание и способы его освоения.

Подготовительный этап а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.; б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель и пр. (эта ступень не является обязательной);

Буквенный этап а) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами;

б) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов.

 

Лекция № 14

Задачи и содержание занятий по обучению письму

1. Подготовительный этап.

2. Буквенный этап.

Содержание лекции.

  1. Подготовительный этап.

Стимулирование интереса к занятиям. Развитие произвольности. Усвоение знаний и соблюдение правил гигиены письма; формирование умений правильно сидеть, держать тетрадь, пользоваться ручкой, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности; Развитие графических умений, пространственных представлений (умений придерживаться строки, соблюдать поля; вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии, соблюдать параллельность при штриховке и т. п.; развитие мелкой моторики; развитие речи, понимание значения слова, воспринимаемого на слух , развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Содержание занятий

На первой .ступени ( до знакомства с элементами букв).

Для мотивации учебной деятельности на уроках письма целесообразно организовать выставку Золотые руки» (лучшие тетради и прописей учащихся , искусно выполненные учащимися и родителями поделки: аппликации, игрушки, модели, вязаные и выпиленные изделия и т.п.).

Рассматривание позы при письме на иллюстрациях прописей, демонстрационных таблицах. Показ учителем правильной позы при письме, расположения на столе прописи, тетради, пенала, пишущих предметов.

Восприятие приёмов правильного обращения с ручкой и тетрадью, прописями ( показ учителя, иллюстрации, действия по образцу).

Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки.Заштриховка, раскрашивание фигур, обводка трафаретов, рисование и др.

Содержание занятий по развитию речи и фонематического слуха на уроках письма аналогично соответствующим занятиям на уроках чтения на подготовительном этапе.

Б) Овладение навыком написания элементов букв.

письмо элементов букв от простого к сложному.; овладение последовательностью движений руки при написании элементов букв, развитие пространственной ориентировки. Развитие у детей способности понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимать то, как располагаются эти элементы на строке, как и в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить — очень важный шаг в обучении письму.

2 этап – написание букв, сочетаний букв, слогов, письмо целых слов с целью выработки навыка соединения букв.

А) Автоматизация дифференцированных движений руки при написании букв ..Формирование образа букв. Письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами;

Б) Написание соединений букв. Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ая.

Орфографическая пропедевтика. Начало формирования орфографической зоркости. Овладение детьми новыми видами письменной деятельности: списыванием, письмом под диктовку.

Орфография — это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи Борьба за орфографическую грамотность учащихся — это борьба за точность языка, за правильность выражения мысли, за безошибочность в общении между людьми.

В период обучения грамоте школьники учатся:

а) соотносить букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем и в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);

б) раздельно писать слова, т. е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;

в) переносить слова со строки на другую строку — на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений (например, не переносить и не оставлять на строке одну букву);

г) употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных. заглавная буква в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

 

Словообразовательная пропедевтика: формируется представление о структуре слова. Вводятся термины: корень слова;днокоренные слова;приставка;суффикс;графическое обозначение частей слова.

Морфологическая пропедевтика:предварительное знакомство с частями речи без введения понятий(слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что? ; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?); что делает?; как? (как делает?)

число предмета ( единственное, множественное)

Синтаксическая пропедевтика:

понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу,

в предложении выражается законченная мысль);

интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и ее коммуникативная значимость;

точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;

практическое знакомство с обращением;

общее понятие о тексте.

 

Литература

Беседы с учителем Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой. — М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 1998. — 240 с.ISBN 5—88717—052—2

 

Лекция № 15 Методы и приемы обучения письму первоклассников

1. Методы и приемы обучения письму первоклассников.

2. Овладение детьми новыми видами письменной деятельности: списыванием, письмом под диктовку.

.

В современной школе обучение письму опирается на Прописи, которые следует рассматривать как учебник типа тетради с печатной основой: даются образцы написания букв, образцы соединений, напечатанные точечной линией буквы для обводки и свободные строчки для учащегося, для его самостоятельного письма. «Прописи» позволяют производить следующие работы: на основе звукового аналитико-синтетического метода:слого-звуковой анализ слов; сравнение начертаний печатных и письменных букв; упражнение в чтении слов и предложений, напечатанных письменным шрифтом; поэлементный анализ письменных букв, сравнение изучаемой буквы с ранее изученными, выделение общих элементов букв; рисование орнаментов, бордюров, начертание элементов букв; анализ готового образца написания буквы — по элементам и целиком; упражнения в письме букв, их сочетаний (соединений), в написании слогов и слов; упражнения в анализе предложений, списывании их и в записи под диктовку; повторительные упражнения в написании букв, слов, предложений. Очень важную роль играет прием конструирования и переконструирования изучаемой буквы из элементов-шаблонов.

Основные приемы обучения письму.