I. Звукобуквенный анализ, открытие закона чтения.

Структура урока чтения на основном этапе

Звукобуквенный анализ, открытие закона чтения.

Краткое содержание лекции

Первый этап – выделение звуков, обозначаемых новой буквой.

Ученики называют слово с опорой на рисунок, предметную наглядность, загадку, толкование значения слова учителем и др. Звуковой анализ проводится с использованием модели слого-звукового состава слов. Слово произносится по слогам, определяется количество слогов в слове в соответствии с количеством гласных. Выделяется ударный слог, Слово соотносится со схемой, выделяются красные треугольнички, указывается соответствующее количество слогов. Называются и показываются на схеме слоги-слияния. Далее, если в слове имеются звуки вне слияния, они выделяются и находится их обозначение на схеме. Называются признаки гласных и согласных ( наличие или отсутствие преграды струе воздуха при произнесении звука.)

Выделяется звук, который обозначается новой буквой. Эта буква должна обозначать звук в сильной позиции. Для согласных наиболее удобная для выделения позиция – в конце слова. Для сравнения берутся слова с парными по твёрдости-мягкости звуками ( барабан – конь, лес, -лось). Обращается внимание на цветовое обозначение твёрдости-мягкости: Согласный [н] будем называть твердым, на схеме он обозначен синим цветом, а [н'] будем называть согласным мягким, на схеме он обозначен зеленым цветом.

Второй этап- знакомство с буквой. Ученики узнают, что согласные парные по твёрдости- мягкости ] обозначаются одинаково одной и той же буквой ( дается алфавитное название буквы). На этом этапе желательно использовать различные приемы, помогающие детям запомнить новую букву:

напечатать букву на нелинованной бумаге;

сконструировать букву из палочек, из проволоки;

найти изучаемую букву на стенде, который находится в классе,

выучить стихотворение про то, на что похожа буква:

Третий этап – обучение чтению слогов

Важно открыть закон чтения: при виде первой согласной буквы нельзя понять, что она обозначает – твёрдый или мягкий, чтобы определить, как читать согласную – твердо или мягко, надо посмотреть на последующую гласную букву. Затем слитно читают слог. Точно также анализируются и прочитываются все слоги.

Читать слова дети учатся, опираясь на графические обозначения – вспомогательные пометы, которые являются одним из возможных средств привлечения внимания ребенка к структуре читаемого слова.

Сплошной вертикальной чертой обозначены слоги-слияния, - пунктирной вертикальной чертой- согласные вне слияния, которые можно прочитать отдельно:

П:ЛО:Т:/НИ:К


II. Структура урока изучения новой буквы на основном этапе по учебнику «Русская азбука» . примерное содержание работы на каждом этапе