ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Синтез

Анализ

2.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – основной метод формирования первоначальных навыков чтения и письма. Это объясняется знаковой природой буквы, которая. обозначает фонему. - кратчайшую звуковую единицу, служащую для различения слов и их форм, другими словами, звук речи в позиции, где полностью проявляются его артикуляционные характеристики, например, гласный под ударением (вор и вар) или согласный перед гласным (дом-том). (http://philol/msu. ru )

Обучение грамоте невозможно без развития «фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы».

3. Приёмы звукового анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым1; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Остановимся на основных из этих приемов.

1. Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).

2. . Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:

а) выделение из предложения звука-слова и из предложения по картинке Слива и груша, звука-слова а из предложения Это собака, а это кошка;

б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж;

3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же — по слоговому составу, например: Слава — Сла-ва — с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный —сла. Можно указать также: согласные с, л, в — твердые. И др.ериёмы

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения синтез формирует сам навык чтения.

1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).

2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки. и др.приёмы

 

.Лекция №8 Звуковой анализ и синтез на подготовительном этапе обучения грамоте

Задачи обучения грамоте в подготовительный период. Приемы аналитической и синтетической работы над звуковым составом слов.

Артикулирование звуков, работа над дикцией. Большинство упражнений соединяют анализ и синтез, являются аналитико-синтетическими. Доминирование одного из мыслительных процессов позволяет относить упражнение к аналитическому или синтетическому типу.

Примеры приёмов фонетического анализа

1. Выделение гласного – отдельного слога в сильной позиции, ( А-ня. О-сы. О-кна, у-лица),

2. Выделение сонорного звука в в начале или конце слова (Море. Норы. Дом.)

3. Выделение фрикативных и взрывных согласных, которые находятся за пределами слияния (Нос. Сад.Мех. Мак.).

4. Договаривание недостающего звука в слове. Опора- рисунок и часть слова, произнесённая учителем.

Приёмы синтеза на подготовительном этапе

1. Образование слога (слияния) из двух звуков: [м], [а] (ма); [з], [у] (зо); [ж], [а] (жа);

2. Образовать слог из трех звуков и произнести его: [д], [р], [а] (дра); [к], [р], [ы] (кры);

3. Образование слогов (слияний) согласного [н'] со всеми изученными гласными: [н'а], [н'о], [н'у], [н'э], [н'и].

4. Составление слогов, слов и предложений в опоре на схемы.

5. Подбор слогов с парными по твёрдости-мягкости ([л’ э] [лэ]; [м‘ у] [му]; [з‘ам] [зам]

 

Лекция №9

Формирование первоначальных навыков чтения.

План

1. Философское определение понятия «чтение».

Чтение «совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации ‘здесь-и-сейчас’ взаимодействия. Изначально конституируется как стратегии перевода письма в устную речь, с одной стороны, как его буквальное озвучивание, а с другой — как истолкование закрепленного в нем инвариантного (надвременного и надпространственного) содержания в конкретных прагматических ситуациях востребованности этих содержаний».( Энциклопедия "История философии» - http: //dic.academic.ru – Чтение )

 

2. Слоговой принцип русской графики.

В основе русской графики слоговой и позиционный принципы. Слоговой прицип русской графики представляет собой своеобразное и практически удобное решение вопроса о передаче на письме парных твердых и мягких согласных, а также йота. Потому что на твердость-мягкость согласного указывает следующая буква – сосед справа. Такими указателями мягкости-твердости предшествующего согласного служат буквенные пары ая, оё, ую, эе, ыи (ср. мал-мял, мол-мёл, лук-люк, сэр-сер, лыс-лис). А если после согласного нет гласного? Тогда «смягчительную» роль выполняет буква мягкий знак (ь), который сам по себе не обозначает никакого звука, но передает мягкость предшествующего согласного. Итак, потребовалось на 12 согласных меньше (сэкономили 12 букв), зато пришлось вводить мягкий знак плюс еще пять букв для гласных, чтобы они обозначали не только гласную фонему, но и мягкость предшествующего согласного. Такой принцип обозначения твердых-мягких согласных условно называют слоговым. Слоговым принципом обусловлена и передача фонемы j («йот»). Чем отличаются два слова – волки и ёлки – не буквенно, а звуками? Это видно из транскрипции: [волк'и], [jолк'и]. Эти слова отличаются звуками-смыслоразличителями (фонемами) в и j. Фонема j имеет свою букву – й, но эта буква используется для передачи j только после гласных в конце слова и перед согласными (лей, лейка), а перед гласными буква й не употребляется: мы не пишем йаблоко, йужный, йожик и т.п., а пишем яблоко, южный, ёжик). Таким образом, буквами я, ю, ё, е передаются не только гласные + мягкость предшествующего согласного: «по совместительству» они выполняют еще одну работу – передают сочетания j + а, j +у, j + о, j + э. В этом случае одна буква соответствует сочетанию звуков. http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007723/1007723a1.htm/ ·

3. Психофизиологическая природа чтения. Ступени формирования навыка чтения

Для начинающего обучаться чтению восприятие написанного (напечатанного) текста сложно, расчленено на отдельные операции, элементарные действия, выполнение которых требует больших мыслительных и физических усилий Движение глаз медленное, с длительными остановками на отдельных буквах и словах, чтение послоговое или побуквенное. Недостаточный объём внимания мешает воспринимать целый слог или слово. Взгляд чтеца должен следовать параллельно строке. Ученик стремится сразу прочитать звук, не ориентируясь на следующую букву и не стремясь слить звуки в слог. При произнесении каждого звука, отдельно взятого, речевые органы (язык, губы, нёбо, нижняя челюсть, легкие, голосовые связки) находятся в положении экскурсии (выхода из неподвижности) выдержки и рекурсии. При слитном произнесении согласного и гласного звуков в слоге, рекурсия первого звука сливается с экскурсией второго. Поэтому нужно, чтобы ребенок произносил второй звук, не допустив рекурсии по первому звуку, что требует волевого напряжения, быстрой реакции и значительного объёма внимания, его устойчивости и длительности.

Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

Литература

http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007723/1007723a1.htm/ ·

Лекция № 10

Примерное содержание урока на подготовительном этапе обучения грамоте по учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина ,Н.А.Федосовой

Задачи:развитие речевых умений составлять предложения и небольшой связный текст в опоре на рисунки; обогащение словаря; формирование а) представлений о слове и предложении; б) развитие умений моделировать - схематически обозначать предложения и слова.

I. Составление устного рассказа по рисунку (из 2-4 предложений), определение на слух количества предложений в тексте. Обозначение на доске и в тетрадях с помощью схем - горизонтальных линий количество предложений в текстах, воспринимаемых на слух.

II. II. Деление предложений (2-3 предложения), отчётливо произнесённых учителем, на слова.. Вопросы для анализа: ,сколько слов ученики слышат в этом предложении? Какое слово первое? второе?. (Предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).

III. Соотношение предложений со схемами Ученики узнают, что предложение можно записать при помощи линий: Каждое отдельное слово обозначается полоской. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Левая граница предложения обозначена прямым углом, а правая – точкой.

Составление предложений из 2-3 слов по данным схемам с использованием иллюстраций. Составление схем предложений, придуманных учениками с опорой на картинки.

IV. Формирование представлений о номинативной функции слова. Логические упражнения с использованием предметных рисунков на одну тему ( например, «инструменты». Ученики называют предметы, подбирают слово с обобщающим значением (устанавливают видо-родовые соотношения), рассказывают о назначении.предметов. Важен вывод учителя: когда мы произносили слова, мы называли предметы. Слово называет предмет – это главная работа слова.

V. Использование загадок для произнесения слов-названий предметов и обозначения слова горизонтальной линией (полоской бумаги).

VI. Вывод. Ученики расшифровывают схемы предложения и слова, объясняют, чем отличаются схемы, говорят о том., что предложение и слово можно «записать» при помощи специальных значков . составить схемы.

VII. Домашнее задание: подобрать 2—3 слова и «записать» их полосками или линиями.


Лекция № 11