Методика преподавания русского языка как наука

 

1. Предмет методики русского языка и ее задачи. Концептуальные основы методики - культурологический, гуманный и личностно-ориентированный подходы.

2. Связь методики обучения русскому языку с другими науками. Основные идеи, направления и стратегии обучения русскому языку определяются в зависимости от концепции общего образования и начального как его первой ступени. Само понятие «концепция» - философская категория. Связь с лингвистикой, педагогикой, психологией, литературоведением, риторикой реализуется при отборе, структурировании, интерпретации учебного материала, выборе, конструировании технологий обучения.

3. Структура курса.

Методика обучения грамоте .Введение в школьную жизнь, диагностика готовности к обучению в школе, создание благоприятных условий на уроках чтения и письма для адаптация первоклассников к школьной жизни. Развитие произвольности, умения учиться.

Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; развитие устной речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики; ознакомление с санитарно-гигиеническими правилами письма; формирование первоначальных навыков чтения и письма.; формирование представлений о знаковой природе букв, овладение рациональными способами чтения и письма, развитие речи в период обучения грамоте.

Методика изучения грамматики – формирование системы знаний о слове как объекте изучения. Формирование знаний о морфемном составе слова, об изменении формы слов;

о частях речи - классах слов с общими формальными и функционально-семантическими признаками, о синтаксическом строе речи, об особенностях связи слов в русском языке.

Методика обучения правописанию – закономерности русской орфографии как предмета изучения в начальных классах: лингвистические основы (понятия орфография »орфограмма», «принципы русской орфографии», «орфографические правила», «способы проверки орфограмм» ), процесс, принципы, дидактические средства системы работы, направленной на овладение учащимися нормами русского правописания, на предупреждение и исправление орфографических ошибок учащихся..

Методика развития речи и коммуникативных умений. Задачи и условия развития речи и коммуникативных умений младших школьников на основе элементарных сведений о функциях и видах речи, о речевыхситуациях. Развитие речи на произносительном, лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях. Специфика подготовки учащихся к написанию сочинений и изложений разного типа и вида. Обучение редактированию текстов. Особенности курса «Детская риторика». Задачи и содержание работы по развитию коммуникативных умений.

Методика формирования навыка чтения и самостоятельной читательской деятельности. определяет цели, задачи процесс, методы, приёмы и средства формирования читательской деятельности младших школьников.

4. Особенности научно-методических исследований по русскому языку: объект, предмет, цель исследований, выдвижение и проверка гипотез, разработка программы опытной работы, осуществление формирующего эксперимента (опытного обучения); Методы исследования: констатирующий срез, экспериментальное обучение, анализ работ учеников, лингвистический эксперимент, опрос, наблюдение за учебным процессом, анализ школьной документации, статистическая обработка данных.

 

Лекция № 2