Задачи прокурорского надзора
Система органов прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура строится в соответствии с административным и федеральным государственным устройством РФ.
1. Территориальное деление:
а) Генеральная прокуратура;
б) прокуратура субъектов РФ;
в) прокуратура городов, районов.
2. Военная прокуратура:
а) Главная военная прокуратура в Генеральной прокуратуре;
б) военная прокуратура округов, флотов;
в) военная прокуратура объединений, соединений, гарнизонов;
г) прокуратура Ракетных войск стратегического назначения и прокуратура Федеральной пограничной службы.
3. Другие специализированные прокуратуры:
а) транспортная;
б) природоохранная;
в) по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
4. Научные образования, учреждения, редакции изданий. Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности при Генеральной прокуратуре, институт повышения квалификации кадров.
Задачи прокурорского надзора — это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.
Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и т.д.) и заключаются в укреплении законности и охране от различных посягательств:
а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;
б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;
в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Подробно специальные задачи каждого направления прокурорского надзора будут рассмотрены ниже в соответствующих вопросах.
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные, конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.
Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.