Задачи прокурорского надзора

Система органов прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура строится в соответствии с административным и федеральным государственным устройством РФ.

1. Территориальное деление:

а) Генеральная прокуратура;

б) прокуратура субъектов РФ;

в) прокуратура городов, районов.

2. Военная прокуратура:

а) Главная военная прокуратура в Генеральной прокуратуре;

б) военная прокуратура округов, флотов;

в) военная прокуратура объединений, соединений, гарнизонов;

г) прокуратура Ракетных войск стратегического назначения и прокуратура Федеральной пограничной службы.

3. Другие специализированные прокуратуры:

а) транспортная;

б) природоохранная;

в) по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

4. Научные образования, учреждения, редакции изданий. Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности при Генеральной прокуратуре, институт повышения квалификации кадров.

Задачи прокурорского надзора — это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и т.д.) и заключаются в укреплении законности и охране от различных посягательств:

а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора. Подробно специальные задачи каждого направления прокурорского надзора будут рассмотрены ниже в соответствующих вопросах.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные, конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.

Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.