История развития политической мысли.

Методы политологии.

Политология не имеет как такового собственного метода, она пользуется методами других наук (дисциплин).

Методы:

1. Теоретические (общенаучные)

2. Эмпирические (опрос, наблюдение, статистика, составление математических и компьютерных моделей)

Общенаучные:

1. Диалектический. Учение о развитии всеобщей взаимосвязи элементов и внутренней противоречивости мира. С точки зрения диалектики именно противоречивость служит источником изменения, развития.

Для политики: любое общество, государство является внутренне противоречивым, и причина развития – это борьба этих противоречий (классовых, социальных групп, интересов).

Диалектика развивалась в учениях Диокрита, Гегеля (государство – воплощение идеи), Маркса (столкновение классов, экономических интересов) и т.д.

 

 

 

 


2. Системный. От теории самоорганизации системы, которая зародилась в 20 веке.

Общество, государство представляется как сложная организованная система. Открытые системы, значит, существуют за счет обмена с другими системами энергией и информацией. Сложноорганизованная – состоит из множества элементов, и каждый из элементов действует по своим правилам одновременно согласует свои действия с другими элементами.

С этой точки зрения нам важно понять, какие базовые противоречия есть в обществе и когда станет возможным предугадать дальнейшие варианты развития.

Когда система получает достаточно энергии извне, то все элементы действуют согласованно, то это ПОРЯДОК.

Если энергии становится недостаточно, то элементы системы вступают в борьбу между собой, действуя в ущерб всей системе, то это ХАОС.

Максимальная точка хаоса:

1. Система погибает, самораспадаясь

2. Самоорганизуется, в системе появляются новые элементы, которых не было раньше, и которые отвечают за поиск новых источников энергии.

 

Неизбежно наступление стадии хаоса.

Используется для объяснения развития биологии, астрономии.

В политических науках государство и общество – сложные системы, которые постоянно переходят через состояние: порядок – хаос – порядок – хаос, при этом некоторые государства, некоторые общества, которые не находят источник энергии, распадаются, разрушаются.

Задачи политологии: предвидеть причины хаоса и предлагать пути выхода.

По отдельности ни один метод не может дать точной картины. Точную картину может дать только совокупность эмпирических методов.

Поиск лучших методов управления государства берется из древности (законы Хаммурапи, законы Солона).

Конфуций: что должно лежать в основе управления государством? Как нужно управлять обществом?

В основе управления должна лежать мораль, нравственность. Законы должны подчиняться морали.

Логика Конфуция: безнравственный человек будет соблюдать законы только под угрозой наказания. Как только такая угроза исчезает, такие люди перестают подчиняться закону. Поэтому основная задача государства – воспитание нравственности. Высоконравственный человек будет соблюдать закон всегда, при любых обстоятельствах.

Задача государства – воспитание благородного человека (следует долгу, человеколюбию).

Человек действует всегда в своих интересах, поэтому в Китайском государстве на государственную должность вводится экзамен на нравственные качества человека.

Эта схема до сих пор действует в Японии и Корее. Специалисты по отбору персонала оценивают прежде всего нравственные качества человека. Японцы считают, что если человек обладает профессионализмом, но не умеет работать в команде, принесет больше вреда, чем пользы.

Управление обществом должно опираться на закон и силу государства, моральные принципы разные для всех.

 

Платон.Можно смоделировать, а потом создать идеальное государство. Главное- определить основной принцип.

Принцип справедливости – каждый получает то, что заслуживает.

Идеальное государство – государство, в котором действует справедливость.

Общество (по склонностям):

1. Ремесленники – больше всего в жизни хотят богатства и комфорт

2. Воины, стражи – важнее всего слава и почести

3. Мудрецы, философы – важнее всего получение знания, стремление к истине

Аристотель. Идеальное государство – полития, государство среднего класса. К управлению государством нельзя допускать тех, кто не имеет богатства и семьи, стремятся к большому богатству:

1. Платят налоги

2. Семья – учит ответственности

3. Служба в армии – общественный интерес выше, чем свои интересы