Поэтика романа

Композиционные особенности романа-эпопеи – расположение образной системы по типу антитезы. Важнейшим компонентом композиции «Тихого Дона» является:

- система вставных новелл и рассказов (в 1 гл. включена драматическая история Прохора Мелехова и его жены турчанки и как отступник был наказан казаками – вставная новелла, которая объясняет «строптивый» характер Григория). Этот элемент поэтики наполняет сюжет дополнительным жизненным материалом;

- массовые сцены являются формой психологического анализа. Широкие массы казачества – подлинный герой эпопеи. Например, кульминационные массовые сцены: выступление Котлярова (ч. IV, гл. XV) и Бунчука (ч. IV, гл. XVII) перед казаками с призывом не подчиняться Корнилову и не идти на Петроград. При помощи диалога выявляется мнение коллектива, их настроение;

- включение в ткань повествования эпистолярных форм (письмо Пантелея Прокофьевича Григорию о том, чтобы он прервал связь с Аксиньей) раскрывает внутренний мир героя;

- привлечение документов, уточняющих время и достоверность происходящего, (уведомление о смерти Григория, обусловливает переживания семьи, листовки, телеграмма, ультиматум);

- важным жанрообразующим элементом считается фольклор: песни, пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы. Автор мастерски использовал песни, описывающие печаль, например:

Поехал казак на чужбину далеку,

На добром своем коне вороном,

Свою он краину навеки покинул…

Ему не вернуться в отеческий дом.

 

В этой песне слышится тоска по родной сторонушке и жалоба на судьбу служивого. В ней воспета моральная чистота семейных уз: «казачка его молодая»… все ждет она поджидает» и несказанная любовь к родной природе как символу Отчизны. Но данная песня выполняет еще и идейно-эстетическую роль: «Она как бы предрекает ужасы первой мировой войны, когда сотни и тысячи казаков вместе с солдатами сложили свои головы» (В. М. Тамахин Поэтика Шолохова-романиста. – Ставрополь, 1980. – С. 100.).

А там за горами, где вьются метели

Зимою морозы лютые трещат,

Где сдвинулись грозно и сосны и ели

Казачьи кости под снегом лежат.

 

Кроме того, в романе умело используются поговорки: «Тех же щей, да пожиже влей», «За битого двух небитых дают», «Хрен редьки не слаще!», «Живем, хлеб жуем», «Паны дерутся, а у холопов чубы трясутся», пословицы: «Сучка не захочет– кобель не вскочит», «Муж – он не уж, а тянет кровь», побаски «Дело могёт до греха взыграть», «Прикрыть все игрища», прибаутки «Нам не полезно, что в рот полезло», а также молитвы-заклинания, притчи(«Молитвы от ружья», «Молитвы от боя»);

- включение в повествование иррациональных элементов. Например, сон служит средством психологического анализа.

- лирические отступления: «Степь родимая! Горький ветер, осидающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами, ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца…» (VI, 6).

С образом Родины, ее природы у казака сложились представления о прекрасном. Пейзажочеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции, является фоном развития событий или частью внутреннего мира героев. Пейзаж довольно часто предваряет события. Образ природы всегда имеет лирическую основу. Художник заставляет почувствовать прелесть Донского края – уловить запах отцветающего ландыша, весенней оживающей земли, зримо представить луг, усеянный цветущими тюльпанами, и небо, и воду. Дон выступает символом жизни народа, образ степи – символ Родины.

Автор уделяет особое вниманиехудожественной детали–выразительной подробности, выполняющей сложную и многообразную функцию. Так, например, Аксинья, вспоминая Григория, кинула под ноги недостиранную рубаху мужа - эта деталь передает чувство отвращения героини к Степану. Или другая деталь – зеленая юбка Натальи, а также кольцо, которое подарила Аксинья Дарье, за то, чтобы она свела ее с Григорием; черная траурная косынка Натальи – образ-символ.

Очень важным элементом поэтики романа является портрет –изображение внешности персонажа в произведении. Много раз повторяется, что у Аксиньи с ее «порочной» красотой – «точеная шея», «пушистые завитки волос», «зовущие губы»; у Натальи – «гладкий белый лоб»; у Дарьи – «насурмленные дуги бровей», «вьющаяся походка». Средства образной выразительности в портретной характеристике составляют индивидуальность персонажа.

Особо следует отметитьидейно-эстетическое богатство речи повествователя и речи персонажей («И в кого он такой кобелина выродился? Неужели в меня?» (6;50) – Пантелей Прокофьич о Григории). Аксинья и Наталья соперницы. По словам Аксиньи – «одного ить делим. Я мучаюсь – тебе хорошо, ты мучаешься – мне хорошо». Речевые характеристики – важнейшее средство раскрытия характера «изнутри». Во многом этому способствует привлечение народно – поэтических элементов – фразеологизмов, эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Каждая шолоховская фраза в речи персонажа или повествователя – открытие смысловых и эмоциональных граней слова. Язык Шолохова в любом случае неповторим.

Автор использует целую систему художественных средств, которые составляют единое понятие стиля Шолохова. Художественное мастерство писателя доведено до такой степени совершенства, что читатель не замечает приемов, средств, не думает о том, как это сделано. Перед ним великая правда искусства.

Таким образом, композиционные особенности романа помогают осознать его как цельное и многогранное произведение. Особое значение имеют сюжетные повторы (мотивы возвращения, смерти, и духовного возрождения, встречи героев). Важную роль играет возвращение главного героя домой в конце первой, третьей и четвертой книг, позволяющее подвести итог этапам развития его характера, обрисовать перемены в социально – бытовом укладе жизни казачества.

Итак, тема романа «Тихий Дон» – человек с его главными ценностями (домом, наделом земли, семьей; веками сложившимся укладом – трудом, верой, заботой о продолжении рода), составляющими смысл его бытия в момент исторических потрясений. В центре – мужчина и женщина – Григорий и Аксинья – с природной тягой друг к другу. Вместе с тем, в романе показаны «народные массы», каждое лицо видно, каждый характер выписан с психологической достоверностью.

В работах В. Тамахина «Поэтика Шолохова-романиста» (Ставрополь, 1980), А. Минаковой «Поэтический космос М.А. Шолохова: о мифологизме в эпике М. Шолохова» (М., 1992) раскрывается своеобразие и новаторство шолоховского эпоса, показана роль традиционных мотивов и символов. Новаторство Шолохова-эпика Ершов видит в том, что Шолохов слил, синтезировал эпическое и трагическое начало, сплавил принципы эпоса и трагедии. «Тихий Дон» – итог не только личностных исканий Шолохова, но и целая эпоха в развитии всей истории литературы.

4. Одновременно с работой над «Тихим Доном» Михаил Шолохов обращается к «Поднятой целине» - это наиболее противоречивое произведение, где автор показал судьбу русского крестьянства 30-х годов XX века. Объясняется это временем его создания и временем возникновения замысла. Отдельные исследователи считают роман «Поднятая целина» конъюнктурным произведением.

В наши дни роман «Поднятая целина» требует современного прочтения и осмысления. Остановимся на истории публикации романа. В 1932 г., когда Шолохов работал над 3-й книгой «Тихого Дона», он параллельно начал писать «С кровью и потом» (первоначальное название «Поднятой целины»), и 1-ю книгу романа «Поднятая целина» автор публикует в 1932 г., а в конце 30-х пишет 2-ю книгу «Поднятой целины» и параллельно 4-ю «Тихого Дона» (в 1940 г. «Тихий Дон» завершен). В войну сгорел дом Шолохова в Вешенской и там была рукопись завершенной 2-й книги «Поднятой целины», текст которой Шолохов восстановил уже почти через 30 лет. В 1960 году была опубликована 2-я книга «Поднятой целины» (писалась в 50-х – 60-х гг.). Действие 1-й и 2-й книг не разделяется временем, в 1-й книге описан хутор Гремячий Лог зимой 1930 г., действие 2-й книги – с лета 1930 до осени; обе книги вместе составляют единое целое.

Что роднит «Поднятую целину» с «Тихим Доном»? Эпический охват событий, ментальность русского крестьянина, образы-типы, сложность и противоречивость русской деревни. М.Шолохов, в числе других писателей, верил, что колхозы обеспечат крестьянству счастливую и привольную жизнь. Беднейшее крестьянство охотно шло в колхоз, середняк – колебался (Кондрат Майданников).

Как писатель-реалист Шолохов показал трагизм начала колхозного строительства, ломку создания крестьянства, жестокие методы организации колхозов представителями Советской власти, раскулачивание, недовольство крестьян в разных местах страны.

М. Шолохов изображает коммунистов в романтическом ключе. Вместе с тем автор не идеализирует их. Часто не методами убеждения, а принуждения действует Давыдов (принудил сдать зерно в колхозный амбар и этим вызвал бабий бунт). Искренне веря в колхоз, он свою веру внушает другим. У него есть потребность учиться у жизни. Макар Нагульнов жил не своим умом, он исполнитель. Нагульнов изучал английский язык, чтобы вести борьбу с «мировой конторой», а того, кто не вступал в колхоз, он хотел расстрелять. За эти перегибы и был исключен из партии. Макар Нагульнов разошелся с Лушкой за то, что она не разделяла его революционных идей, путалась с сыном кулака Тимофеем Рваным. Благодаря своему таланту, Шолохов изобразил героев, как живых людей. В романе даны запоминающиеся детали, портреты, созданы яркие речевые характеристики.

5. Противоречия эпохи не могли ни сказаться на творчестве М.Шолохова (роман «Они сражались за родину»). Наиболее значительным произведением Шолохова 50-х годов является рассказ «Судьба человека» (1956), который внес значительный вклад в осмысление событий Отечественной войны. Здесь есть продолжение традиций военного рассказа. Тут героика войны, подвиг народа, который раскрывается через образ А.Соколова. В этом произведении Шолохов изображает войну как трагедию народа, и это станет в 1960-1970 годы главным пафосом литературы. Шолохов обращает внимание на трагизм войны в самом начале. В портрете Соколова автор выделяет глаза, «присыпанные пеплом». Рядом с героем проходит судьба ребенка. Крупным планом возникает аспект – война и дети. Продолжением этой трагедии будет рассказ-реквием, рассказанный Соколовым. Это рассказ о потерях, утратах, о том, как погибла семья главного героя, разрушился дом, потеряна последняя надежда – сын Анатолий (уже после войны). И на пепелище Андрей Соколов лепит себе новое гнездо. Война – это 20 миллионов жизней, разоренные села, ее следы сохранились до сих пор. Однако изменилась обстановка, война стала прошлым, и писатель ставит воспитательные задачи, осмысливает время. Философия автора сводится к тому, чтобы показать, что война – это трагедия и что только с миром связано благополучие человека.

Ч. Айтматов сказал, что Шолохов, развивая традиции Л. Толстого, сделал шаг вперед в развитие мировой прозы. Человек у него – это человек, правда – всегда только правда. Произведения Шолохова внесли достойный вклад в отечественную и мировую литературу.