Практико-ориентированные проекты
Ознакомительно-ориентировочные или информационные проекты
Ролевые, игровые проекты
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура проекта может быть обозначена следующим образом:
– цель проекта,
– его актуальность (источники информации – литературные источники, средства СМИ, базы данных, в т. ч. электронные, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и другое),
– обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
– результат (статья, реферат, доклад, видео),
– презентация (публикация в сети, обсуждение в телеконференции, пр.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:
– предмет информационного поиска;
– поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
– аналитическая работа над собранными фактами;
– выводы;
– корректировка первоначального направления (если требуется);
– дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
– анализ новых фактов;
– обобщение;
– выводы;
– заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка);
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем, этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и другого характера, программа действий, рекомендации, направлены на ликвидацию выявленных несоответствий в обществе, проекте закона, справочном материале и т.д.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить: