Конституция Франции 1946 года.

Конституционное право европейских государств после Второй мировой войны.

1) Демократизация;

2) Возвращение на конституционный путь развития государств, которые отказывались от конституционализма;

Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. Конституция 1875 года не была отменена, но фактически перестала существовать. На юге – прогерманское правительство маршала Пэтена. Он отменил должность президента республики и возложил на себя должности главы государства.

Борьбу против нацистов во Франции возглавили коммунисты. Движение Сопротивление во главе с де Голлем. 1943-1944 – Комитет национального освобождения - Временное правительство.

Временное правительство национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы. Попытка демократизация. Некоторые планы не удались, т.к. усилилось противоборство в Сопротивлении.

«Новые консерваторы» и, прежде всего, сторонники генерала де Голля, - учреждение республики президентского типа с сильной исполнительной властью, способной противостоять «режиму партий». Левые партии и ряд центристов – установление режима «личной власти» генерала де Голля, сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбалансированности двух ветвей власти.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты (крупная католическая партия) и МРП образовали трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработанный в 1946 году новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

Новая Конституция Франции (Конституция Четвертой республики) отразила соотношение политических си в стране в первый период после освобождения и закрепила ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой «второй волны» (40–50-е гг.).

Широкий круг прав и свобод. Новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др.

Значительно расширены пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменен характер отношений между личностью и государством, возложение на государство, помимо широких прав и новые обязанности. Принцип «социального государства».

Господствует идея абсолютного парламентаризма. Форма правление – парламентская республика, причем нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Оно имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны.

Денонсация международного договора – наиболее распространенный способ прекращения действия двустороннего международного договора или выхода из многостороннего международного договора. Представляет собой уведомление участника о расторжении договора в порядке и сроки, предусмотренные таким договором. Если договор не предусматривает денонсации и не установлено намерение его участников допустить такую возможность, то договор не может быть денонсирован. (Краткий юридический словарь, М., 2000).

Собрание, избираемое по системе представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности.

Парламент – двухпалатный. Верхняя палата – Совет республики – наделен только совещательными функциями и его рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с Сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Глава государства – Президент, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. В этой конституции он лишен ряда важных прав (роспуска нижней палаты парламента, назначения по своему выбору высших должностных лиц и т.д.). Любые акты Президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрассигнации председателя и одного из министров.

Исполнительная власть – Совет министров во главе с председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под контроль нижней палаты. Назначение председателя и министров – только с согласия Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В этом случае на период избрания нового состава собрания – коалиционное правительство во главе с председателем Национального собрания.

Конституция сохраняла в неприкосновенности судебную систему и систему местного самоуправления, которое было подчинено строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

***

Не добились желаемого результата. За 12 лет сменилось 45 правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Недовольство государственным режимом. 1947 – голлистская партия Объединение французского народа – требование отмены Конституции 1946 года и создания сильной исполнительной власти. 1947 – распад трехсторонней коалиции. 1948-1951 гг. – восстановлена мажоритарная избирательная система. Практика делегированного законодательства.

Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 года привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 году Пятой республикой.