Английская конституция в XVIII веке.

Основные черты английской неписаной конституции.

1. В Англии не было и нет акта под названием Конституция. Для юристов она все же есть. Она имеет своеобразную форму. Состоит из двух частей:

a) Конституционные законы;

b) Конституционные прецеденты (соглашения);

Это и образует английскую неписаную конституцию;

2. Особенность – развитие эволюционно. Это вызывало восхищение в конце XIX века в России. Это некий антипод Франции. Медленное развитие конституции;

3. Английская конституция имеет исторический характер. Первый политический акт – Великая Хартия вольностей, 1215, которая юридически закрепила ограничения королевской власти. С тех пор – храниться в сердцах англичан. Еще в Средние века – суд присяжных, местное самоуправление, двухпалатный парламент, право вотировать налоги у парламента, право на участие в законотворчестве, импичмент, институт адвокатуры, различные права и вольности англичан. Все это постепенно, а не на основании конкретного акта;

4. Стабильность и одновременно удивительная мобильность. В Англии не проводятся различия между конституционными и обычными законами. Это потому, что любой парламент в Англии может принять акт конституционного значения, изменить, отменить его полностью или частично заменить другим. Чехарды, связанной с принятием конституционных законов нет. Особый порядок внесения изменений в конституционные законы придумали американцы. Американцы особо относились к Конституции. Затем – особая гарантия стабильности конституции воспринята и на Континенте. Англичане же особого отношения к актам неписаной конституции не выработали. Но они бесконечно и не сменяются.

Многие нормы конституционного права находят закрепление в конституционных законах, существовавших сначала как прецеденты. Они были апробированы, претворены в жизнь, а затем были закреплены в законе. Многие конституционные положения сначала проверялись на практике. Многие конституционные законы имели в истории конституционные прецеденты.

Закон de ure, а по природе договор. Если 2 стороны договаривались об определенных правилах – велика вероятность соглашения. Многие старые акты действуют до сих пор.

!Подготовить самостоятельно примеры конституционных прецедентов!(смотри далее, там есть J).

Основная тенденция в XVIII веке, по словам знатока английской конституции М.М. Ковалевского, состоит в том, что в это столетие английская ограниченная монархия превращается в монархию парламентарную. XVIII – век парламентаризма. Это проявилось:

1. Король утрачивает ряд своих прерогатив, хотя сохраняет весьма серьезные полномочия:

Þ утрата права помилования по делам об импичменте;

Þ 1707 – в последний раз монарх использует свое право вето на принятие закона (королева Анна). Никогда не налагали вето на законы после этого. Нет нигде никакого запрета – просто не применяли. Это является примером конституционного прецедента. Король подписывает то, что уже принято парламентом;

Þ тогда же король считается с парламентов в решении вопросов войны и мира. 1782 – резолюция – всякий, кто советует королю продолжать войну с североамериканскими колониями «враг национальных интересов».

2. Проявление общей тенденции – усиление парламента на политической арене. Укрепление его независимости от короля. XVIII – 2 палаты в английском парламенте. Палата лордов и палата общин. Палата общин занимает все более важное место в структуре парламента, в политической жизни. В XVIII веке, как и в XVII, но более организованно, в парламенте 2 партии: ТОРИ и ВИГИ:

Þ Палата общин, в отличие от палаты лордов, - выборная палата. Выборы в парламент – цензовые. Вопросы ценза. ТОРИ – имущественный ценз связывали с наличием у лица недвижимости, с землей. ВИГИ – за введение имущественного ценза в виде доходов, которые имеет лицо. Таким образом, в 1710 году принимается закон об имущественном цензе, которому должны отвечать депутаты. В этом законе – победа ТОРИ, т.к. для избрания – высокий имущественный ценз в виде доходов от земли;

Þ В XVIII веке – изменение акта об устроении, 1701. ОН запрещал совмещение депутатской деятельности со службой у короля. Принимается закон, допускавший такие совмещения. 1706 – можно пройти переизбрание в парламент. Если проходили, то можно и то, и другое;

Þ Срок полномочий нижней палаты увеличивается с 3 до 7 лет. С 1716 до 1911 года – нижняя палата – 7 лет;

3. Оформление нового государственно-правового института – Кабинет. Начал формироваться еще в XVII веке, когда при Якове выделились из Тайного Совета несколько человек. Соперничество между парламентом и королем за влияние на этот орган. Победа парламента:

Þ Основные принципы формирования деятельности Кабинета в XVIII веке складываются на основе конституционных прецедентов. Законодатель не принимает никаких законов об этом Кабинете;

Þ Также конституционный прецедент выражается в том, что Кабинет сформировался на базе Тайного Совета. Из Тайного Совета выделились несколько наиболее авторитетных человек (5-7). В конце XIX века – уже 19 человек:

Ø С этим органом король совещается и постепенно начинает ему поручать управление наиболее важными отраслями. Затем члены Кабинета возглавляют министерства:

· Военных дел;

· Иностранных дел;

· Внутренних дел;

Сначала – отдельные вопросы. Не было никакого акта о создании Кабинета;

Ø Король стал назначать главой Кабинета лидера победившей на выборах в палату общин партии. Тот формировал орган из своих однопартийцев. А король автоматически признает их. Налицо конституционный прецедент;

Ø Если Кабинет теряет поддержку в палате общин – он уже не может оставаться у власти и должен уйти в отставку;

Ø Кабинет стал заседать без короля. Правивший король не знал английского языка – Кабинет заседает без него – это начало независимости Кабинета от короля;

Ø Солидарная политика английского Кабинета. Члены Кабинета не имели права высказывать свою позицию вразрез в политикой Кабинета;

Ø В XVIII веке формируется положение – принцип ответственного Правительства;

Ø Кабинет – коллектив, коллективный орган – коллегиальная политическая ответственность Кабинета. Ранее советники короля несли судебную и персональную ответственность. Ответственность выражается в виде недоверия, и Кабинет уходит в отставку.

Впервые, в 1782 году, - Кабинет уходит в отставку – признание войны с североамериканскими колониями. Но в 1784 году – возникает новый конституционный прецедент. Кабинет может противопоставить вопросу недоверия акт короля о роспуске палаты общин и назначении новых выборов. Если во время выборов победят та же партия, что и ранее, - этот Кабинет остается у власти по-прежнему. Впервые это случилось в 1784 году. Этот прецедент использовала Маргарет Тэтчер в 80-х годах XX века. Наиболее важными и основными принципами деятельности Кабинета являются эти вышеперечисленные принципы.

Кабинет из органа при короле превратился в самостоятельный орган, формирование и деятельность которого во многом определяется палатой общин.

Появляется и Оппозиционный Кабинет. Формирует его проигравшая партия на выборах. Уже в 30-е годы XX века – закон о министрах Короны. Впервые упомянут премьер-министр.

Происходят также изменения в организации территории государства. Оформление (1707) унии с Шотландией. Английский парламент и Шотландия утвердили объединение в одно государство под именем Великобритания. С английским законом о престолонаследии. Шотландия имеет 45 мест в палате общин. А шотландская аристократия может избирать 16 лордов из своей среды в палату лордов.