Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти местного самоуправления и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

Пункт 1.Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций, ответственные за военно-учетную работу должностные лица органов местного самоуправления обязаны:

- оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований (далее - военные комиссариаты) или иных органов осуществляющих воинский учет;

- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет;

- направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимых для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Пункт 2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщить в двухнедельный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

Пункт З. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

- направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения вдокументы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

- производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержания граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

- направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Пункт 4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Пункт .5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.

 

Пункт 6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет:

 

- возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

- о вступивших в законную силу приговоров в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работами ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

 

Пункт 7. Органы государственной службы медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о признании инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

3.1. Основные положения по ведению воинского учета в организациях.

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

- При наличии на воинском учете от 500 до 200 граждан - 1 освобожденный работник, от 2000 до 4000 граждан - 2 освобожденных работника, от 4000 до 7000 граждан - 3 освобожденных работника и на каждые последующие 3000 граждан - еще по одному освобожденному работнику.

- При наличии на воинском учете менее 500 граждан, работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации. Руководители организаций обязаны выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.

- Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета и бронированию граждан определяется приказом руководителя организации.

- Назначение, перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с военным комиссариатом за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

- При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе бланки специального учета (ф.№4), личные карточки (ф.№Т-2). Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (ф.№.4), числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата.

- Воинский учет граждан ведется по личной карточке работника (ф.№Т-2) или личной карточке гос. служащего (ф.№Т-2ГС), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

- Основными документами воинского учета на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки формы №Т-2 являются:

- для граждан пребывающих в запасе, - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу.

 

3.2Обязанности должностных лиц (работников) организаций ответственных за военно-учетную работу.

а) При приеме граждан на работу (учебу):

1. Проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу.

 

Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с

изображением Герба Российской Федерации и надписями - «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса» (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР» или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР»)

 

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями - «Российская Федерация. Военный билет» (обложка военных билетов, изданных до 1994года, имеет изображение Герба СССР и надписи « СССР. Министерство обороны. Военный билет»).

 

Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром, и заверяется гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоят на воинском учете.

 

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Проверяется наличие указанных документов, их соответствие паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того и срок действия. При обнаружении в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета.

При приеме данных документов гражданам выдается расписка (приложение №2)

2. Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу) на воинском учете. Проверяется наличие отметки о приеме на воинский учет:

- в военном билете офицера запаса— запись в пункте 20 «Отметки о

приемеи снятии с воинского учета», заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (стр.27-31);

- в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщикаграфе «Принят» раздела IX «Отметки о приеме и снятии с воинского учета» (стр.21-24):

Военным Комиссариатом г. Раменское Московской обл. «__» _____ 20__г. Подпись _____________ Администрацией Шараповского сельского Административного округа Одинцовского района Московской области (военкомат Одинцовского района) «__» _____ 20__г. Подпись ___________

- В удостоверении гражданина, подлежащего на военную службу, - штамп военного комиссариата в графе «Принят на воинский» раздел II «Прием на воинский учет и снятие с воинского учета» (стр. 2,3):

В случае отсутствия отметки о постановке на воинский учет, направить граждан, подлежащих постановке на воинский учет:

- офицеров запасаи граждан, подлежащих призыву на военную службув военный комиссариат по месту жительства;

 

- прапорщиков, мичманов, сержантов, солдати матросов запаса -военный комиссариат по месту жительства, а проживающих в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.

 

4. Заполнить раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма № Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС) в соответствии с правилами, изложенными в приложении

№3.

 

5. Вложить личные карточки (формы № Т-2 или № Т-2 ГС) принятых на работу граждан в соответствующий раздел отдельной картотеки:

 

- первый - личные карточки на офицеров запаса;

- второй - личные карточки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;

- третий - личные карточки на граждан, пребывающих в запасе, женского пола;

- четвертый - личные карточки на граждан, подлежащих призыву на военную службу.

 

6. Сообщить в 2-недельный срок в военные комиссариаты по месту жительства граждан о всех принятых на работу (учебу) гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу.

В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, дата приема на работу и должность, а кроме того полное наименование организации, ее адрес и номера телефонов отдела кадров.

Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие сведения, указываемые в данном сообщении.

б) В течение календарного год»:

 

1, Обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу из числа работающих (обучающихся)в организациях (в образовательных учреждениях).

 

2. Сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов,- с учетными данными органа местного самоуправления.

 

Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются пункты раздела II «Сведения о воинском учете», а также следующие данные граждан:

- фамилия, имя и отчество;

- дата рождения;

- место рождения;

- образование;

- должность (профессия);

- семейное положение и состав семьи;

- домашний адрес.

 

До начала сверки указанные данные уточнить по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации и при личном общении с гражданами.

Отметка о проведении сверки производится путем проставления простым карандашом даты сверки и подписи должностного лица (работника) организации (дата указывается тремя парами арабских цифр например «11.05.01 г. Иванова»), ответственного за воинский учет, в пункте «Наименование военного комиссариата по месту жительства» раздела личной карточки. По завершении сверки 100% личных карточек работником, осуществляющим воинский учет, в военном комиссариате (в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов - в органах местного самоуправления) производится запись в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования граждан (приложение №4).

Для сверки учетных сведений личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, разрешается отправлять списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела 2 личной карточки (формы № Т-2 или Т-2 ГС). Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года. Отметка о проведении сверки проставляется с указанием даты и исходящего номера списка, например «21.05.01 г.№315 Иванова».

 

3. Направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

 

4. Своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время, в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

 

5. Ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение №5).

 

6. Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат.

 

7. Обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты.

 

8. Направлять по запросам военного комиссара сведения очисленности
работников организаций, в том числе забронированных за организацией на
период мобилизации и на военное время.

При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений осоставах (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих( учащихся) в организации граждан, пребывающих в запасе, необходимо руководствоваться приложениями №6 и №7.

 

9. Направлять в военный комиссариат по месту жительства граждан
женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском
учете), имеющих специальности в соответствии с приложением №8 для
постановки на воинский учет.

Оформление и выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим ВУС в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производится военным комиссариатом, на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков (приложение 9).

 

10. В личных карточках формы № Т-2 и № Т-2 ГС граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, в пункте 8 раздела 2 производить отметку «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:

- в военном билете офицера запаса- в пункте « 21. Отметка освобождении от исполнения воинской обязанности» (стр.32).

- в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - в разделе « X. Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности» (стр.26).

Предельный возраст пребывания гражданина в запасе указан в приложении № 10.

Личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС на указанных граждан изымаются из картотеки граждан, пребывающих в запасе.

 

в) При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений):

1. Сообщать в 2 -недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах подлежащих призыву на военную службу, уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений).

2. Изымать из картотеки и сдавать в архив личные карточки формы №Т-2 и № Т-2 ГС уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

 

2) Документы по ведению воинского учета в организациях

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):

1. Приказ « Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе».

2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

3. Картотека личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

4.Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

5.Расписки в приеме документов воинского учета.

б.Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.

7.Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.

8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

 

Ведение воинского учета в организациях может осуществляться в совмещенной с военными комиссариатами Автоматизированной Системе Управления «Зарница- М».

 

IY. Организация бронирования граждан - 10 мин.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и мирное время за органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также организациями работающих в этих органах и организациях квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Отсрочка от призыва граждан, пребывающих в запасе, на военную службу может предоставляться на срок от 1 до 6 месяцев со дня объявления мобилизации.

На граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию, в организациях по месту их работы заполняются, а ввоенных комиссариатах по месту нахождения (расположения) организаций оформляются в установленном порядке удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время и извещения о зачислении на специальный учет (форма №4 или 4а).

Все граждане, пребывающие в запасе, на которых оформлены отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время, в мирное время извещаются по месту работы, что они забронированы, а с объявлением мобилизации им вручаются удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу (форма №4 или 4а).

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от военных сборов в мирное время и зачисляются на специальный воинский учет.

 

Бронированию на период мобилизации и на военное время не подлежат граждане:

- уволенные с военной службы в запас 1 разряда - в течение 5 лет пребывания в запасе 1 разряда;

- не прошедшие по каким-либо причинам военную службу и зачисленные в запас — до достижения ими 27-летнего возраста;

- Пребывающие в запас и работающие в организациях водителями автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов других машин и механизмов, предназначенных по нарядам военного комиссариата для поставки по мобилизации в ВС РФ, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования;

- Пребывающие в запасе и предназначенные в специальные формирования и работающие в организациях, на которые мобилизационными заданиями возложено создание специальных формирований.

Основанием для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в организациях является:

- наличие мобилизационных заданий (заказов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг) для государственных нужд РФ, установленных решениями президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, размещенных на договорной (контрактной) основе и финансированных в период мобилизации и в военное время за счет средств федерального бюджета.

В системе бронирования граждан, пребывающих в запасе, применяются следующие основные виды бронирования:

 

- по перечням должностей и профессий, утверждаемым Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе;

- персональное бронирование по постановлениям Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан пребывающих в запасе, отдельных граждан, пребывающих в запасе, не подлежащих бронированию по перечням должностей и профессий;

- по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленных этими перечнями.

Перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на 2 категории по их предназначению:

- для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в федеральных органах гос. власти и организациях, находящихся в сфере их ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;

- для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в органах гос. власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся вне сферы их ведения (территориальный перечень должностей и профессий).

 

Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан. пребывающих в запасе, в исключительных случаях предоставляет персональные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, гражданам, пребывающим в запасе из числа квалифицированных рабочих и служащих, не подпадающих под действие условий бронирования,, установленных перечнями должностей и профессий, но крайне необходимых для обеспечения бесперебойной работы организации в военное время.

В мирное время организациями разрабатываются планы мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу забронированным гражданам, пребывающим в запасе (ф.15) и изготавливается необходимое количество бланков ведомости на выдачу гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (ф.9), заполнение которых проводится в процессе выдачи гражданам, пребывающим в запасе, удостоверении об отсрочке от призыва на военную службу (ф.4 и 4а).

 

(Выписка из Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденной Минздравом РФ 10.11.02 № 211-03/773 ДСП)

«__» ____________ 2011 г.

Ассистент кафедры _______________В.И.Щедловский