Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

По ней создан ЕСПЧ.

Эта конвенция была заключена в 1950 году государствами-членами Совета Европы. В настоящее время членство в этой организации обусловлено присоединением к данной Конвенции.

С юридической точки зрения Европейская Конвенция состоит из основного текста, принятого в 1950 году и Дополнительных протоколов к нему, вносящих изменение и/или дополнение в основной текст.

В основном тексте Конвенции закрепляются следующие основные права: право на жизнь, право не подвергаться к пыткам, право не содержаться в рабстве, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый и беспристрастный суд, право на уважение частной жизни, жилища и корреспонденции, право на свободы совести, мысли и религии, право свободно выражать свое мнение, право на свободу мирных собраний и ассоциаций, право на создание семьи.

Протокол №1 Конвенции ввел следующие права: право беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование, а также право на участие в свободных и тайных выборах законодательных органов власти.

Протокол №4: никто не может быть лишен свободы лишь за невыполнение договорных обязательств, гражданин не может быть выслан с территории своего государства, и массовая высылка иностранных граждан запрещается. Этот протокол также устанавливает право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах своего государства.

Протокол №6: никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Протокол №7: каждый осужденный должен иметь право на пересмотр вынесенного решения вышестоящей инстанцией, ошибочно осужденный должен иметь право на компенсацию, никто не может быть судим и наказан дважды за одно и то же преступления.

Важным отличием Европейской конвенции 1950 года от универсальных актов о защите прав человека является создание достаточно эффективного механизма ответственности государств за невыполнение своих обязательств по данной конвенции. Первоначально контрольный механизм по Европейской конвенции состоял из 2 частей: из комиссии по правам человека и из суда по правам человека.

Комиссия по правам человека рассматривала жалобы государств-участников и частных лиц на невыполнение определенным государством своих обязательств по Конвенции. При этом Комиссия стремилась добиться дружеского урегулирования между спорящими сторонами.

Если это не удавалось Комиссии, то она передавала спор на рассмотрение в Суд по правам человека. Суд, установив факт нарушения государством своих обязательств по Конвенции, имел и имеет право обязать государство-нарушителя выплатить потерпевшему справедливую компенсацию.

В соответствии с Протоколом №11 1998 года Комиссия по правам человека была упразднена. Все функции по контролю за соблюдением положений Конвенции были возложены на Европейский суд по правам человека.

В соответствии с Конвенцией в состав Суда входит по 1 судье от каждого государства-участника Конвенции члена Совета Европы.

Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из 3 кандидатов, предлагаемых соответствующим государством. При этом среди формальных требований к судьям содержится следующее. Кандидат в судьи не должен быть старше 70 лет, и он должен свободно владеть одним из рабочих языков суда (английский или французский).

Судьи при осуществлении своих полномочий не имеют право заниматься другой профессиональной деятельностью. При этом они пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными специальным соглашением, заключенным в рамках Совета Европы.

Место пребывания Суда – Страсбург.

Право подачи жалобы в ЕСПЧ имеют государства-участники, частные физические лица и группы лиц, считающих, что их права, установленные Конвенцией, были нарушены одним из государств участников.

Суд вправе принять жалобу к рассмотрению лишь после исчерпания всех средств внутренней защиты и не позднее, чем через 6 месяцев после принятия окончательного решения по делу национальными властями.

Суд вправе счесть жалобу неприемлемой:

1) если она является анонимной.

2) если она по существу аналогична тем, которые уже рассматривались судом, или которые уже являлись предметом иной процедуры международного урегулирования.

3) если суд сочтет жалобу необоснованной или несоответствующей положениям Конвенции.

Кроме того, Протокол №14 Конвенции дополнил этот перечень новым основанием. В соответствии с ним, суд вправе отклонить жалобу, если сочтет нарушение, допущенное государством, или ущерб, нанесенный эти нарушением, незначительным.

Решение о приемлемости жалобы до вступления в силу Протокола №14 принималось комитетом из 3 судей.

По протоколу №14 право отклонения жалобы предоставлено также судье, действующему единолично.

Отказ в приемлемости жалобы не подлежит оспариванию.

Основание для отказа в жалобе:

1) неисчерпание внутренних механизмов защиты.

2) 6 месяцев на обжалование.

3) жалоба не соответствует положениям Конвенции.

4) если ущерб незначительный.

По существу дело рассматривается палатой из 7 судей, в число которых обязательно должен входить судья от государства, на которое подана жалоба.

Протокол №14 допускает рассмотрение жалобы по существу и комитетом из 3 судей.

При вынесении решения палата или комитет опираются на материалы, предоставленные им участниками процесса, хотя они также имеют право самостоятельно затребовать у участников процесса дополнительные необходимые им сведения.

Если палате (или комитету) не удается добиться дружеского урегулирования между сторонами, палата (или комитет), установив факт нарушения Конвенции, вправе обязать государство-нарушителя выплатить потерпевшему справедливую компенсацию. По общему правилу решение палаты являются окончательным. Однако, в течение 3 месяцев после его вынесения любая из сторон может подать прошение о направлении дела на рассмотрение в большую палату.

Большая палата состоит из 17 судей. Ее по должности возглавляет Председатель Суда.

Большая палата принимает дело к повторному рассмотрению лишь в том случае, если дело касается серьезного вопроса общего характера, требующего толкования Конвенции.

Кроме того, при рассмотрении дела в палате, она может по собственной инициативе передать дело в большую палату.

Решение большой палаты по делу является окончательным.

Большая палата также имеет право выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции. Запрос о таком толковании может направить в суд Комитет министров Совета Европы.

Решения ЕСПЧ обязательны для исполнения государствами-участниками Конвенции. Надзор за их исполнением осуществляет Комитет министров Совета Европы.