Народный характер правотворчества.

Государство, стремящееся стать правовым, в своей законода­тельной деятельности должно быть тесно связано со своим наро­дом, с самыми широкими слоями населения. «К основным зако­нам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть изда­вать законы должна принадлежать народу», — заметил еще в се­редине XVIII в. французский просветитель, правовед, философ и писатель Ш.Л. Монтескье (Монтескье Ш.Л. О духе законов. СПб., 1900. С. 17.).

Народный характер правотворчества проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят из народных депута­тов, представляющих население; во-вторых, все субъекты право-творческой деятельности в своих нормативных правовых актах выражают интересы граждан.

Является ли народным по своему характеру правотворчест­во в современном российском государстве? Вряд ли. Этому пока препятствует

- отсутствие четкой перспективной концепции раз­вития российского законодательства; громадный по численнос­ти и не всегда грамотный депутатский корпус Государственной Дум (Как не вспомнить в этой связи один из законов Паркинсона: «... Количе­ство служащих и объем работы совершенно не связаны между собой» (Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. М., 1989. С. 12);

- наличие многочисленных фракций в Государственной Думе, что нередко процедуру обсуждения законопроекта превра­щает в политические баталии между фракциями;

- лоббирова­ние законопроектов в интересах отдельных финансовых, пред­принимательских и иных групп, а не государства и народа в целом;

- слабость государственной власти, призванной в силу своей природы выражать общенациональные и общенародные интере­сы, и т.д.

Нельзя упускать из виду и особенности переходного к новому состоянию общества периода, когда для достижения долгосрочных целей издаются нормативные правовые акты, не улучшающие, а ухудшающие нынешнее социальное положе­ние людей.

2. Демократизм правотворчества.

Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в ши­роком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в отличие от высшего пред­ставительного органа бывшего Союза, стал постоянно действую­щим законодательным органом. Иной стала также процедура раз­работки и принятия законопроектов: она стала более обстоятель­ной и гласной.

Получает распространение практика всенародного обсуждения законопроектов. Они обсуждаются в трудовых коллективах, на конференциях, семинарах, к этому широко привлекаются пе­чать, телевидение, радио. Многие граждане, в том числе юрис­ты—ученые и практики, высказывают свои личные суждения по законопроектам и адресуют их правотворческим органам. Публи­куются законопроекты в центральных и местных периодических изданиях. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, и в под­готавливаемый акт вносятся необходимые изменения. Исправленный и дополненный законопроект выносится на рассмотрение правотворческого органа.

Наиболее важные федеральные законопроекты могут выно­ситься на всенародное голосование (референдум), что является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества.